Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Как родственники могут помочь близкому с афазией?

Автор:Петрова Олеся Владимировна, логопед "Республиканского социально-реабилитационного центра для граждан пожилого возраста и инвалидов", Удмуртия, г. Ижевск.
Цель: информировать родственников о приёмах восстановления утраченной речи у взрослого человека, страдающего афазией.
Задачи: дать понятие, что такое "афазия", объяснить причины её возникновения, познакомить родственников и близких больного афазией с конкретными рекомендациями по восстановлению речи.
Академик А.И. Берг писал: “Человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира — начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло.”

Афазия – расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь.
Причины афазии
Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты.
Инсульт - острое, относительно внезапно возникающее нарушение кровоснабжения участка головного мозга, вызывающее омертвление клеток мозга (инфаркт мозга). Диагнозы инсульт и острое нарушение мозгового кровообращения — одно и то же (ОНМК).
Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы.
К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся: пожилой возраст,
семейный анамнез, церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.
Когда утрачены навыки речи ?
Если инсульт повреждает расположенный в головном мозге центр речи, то может возникнуть афазия (сниженная способность пользоваться устной и письменной речью). Некоторые люди не в состоянии выразить свои мысли, или они не в состоянии понимать обращенную к ним речь других людей. У некоторых людей существуют оба типа таких нарушений. Люди, страдающие афазией, могут также поизносить неправильные звуки или их речь может состоять из отдельных слов, не связанных между собой. Иногда афазия проявляется в том, что человек утрачивает способность читать, писать и пользоваться цифрами.
Восстановление речи обычно продвигается очень медленно, в отличие от восстановления двигательных функций. Иногда на восстановление речи уходит около 6 лет, а восстанавливается речь не полностью. Чаще всего перенесшие инсульт не понимают, что у них произошли серьезные нарушения в речи, счете и письме, поэтому полагают, что все наладится само по себе, нужно только время. В связи с чем, больному следует объяснить, что он должен прилагать немало усилий, так как успех лечения в большей степени зависит от него. Больший результат дают желание больного добиться поставленной цели и его оптимизм, нежели медикаментозная терапия!
Вы можете помочь!
Поддержка семьи и друзей может ускорить процесс восстановления больного. Если он страдает афазией, то приведенные, ниже советы помогут Вам в реабилитационном процессе:
-Хорошо поможет пение. Объясняется это тем, что во время пения задействуется «певческий центр», находящийся в неповрежденном отделе головного мозга, а при инсульте повреждается «речевой центр». Родственникам желательно петь вместе с больным. Пение должно быть негромким и с хорошим настроением. Можно начать с чтения детских считалочек и стишков, а можно начать читать букварь, ведь в нем чтение начинается со слогов, потом идут слова, которые плавно переходят в предложения. Со временем больному нужно начинать задавать вопросы по поводу того, о чем он прочитал. Начинать следует с наводящих вопросов, затем постепенно переходить на самостоятельные вопросы.
-Большое значение имеет чтение вслух, письмо, рисование и другие занятия, стимулирующие речевые функции. Эффективность восстановления речевых функций во многом определяется мотивацией больного и его активным участием в реабилитационном процессе, поэтому так важны для него положительные отзывы врача и окружающих людей относительно его успехов.
-При любой афазии необходимо работать над пониманием речи, чтением, письмом и над восстановлением свободного высказывания и смысловой структуры речи. Желателен постоянный контакт логопеда с семьей больного, чтобы члены семьи, следуя рекомендациям логопеда, могли помогать больному в выполнении домашних заданий и в освоении некоторых видов речевой деятельности.
-Несмотря на выраженные речевые нарушения, больной должен иметь возможность общаться с окружающими. Поверьте общение и разговор с больным не менее важны, чем лекарства.Рассказывайте ему о своей работе и о друзьях, обсуждайте детей,погоду и политику, слушайте радио, смотрите телевизионные передачи, делитесь своими впечатлениями. Не забывайте говорить с больным о его состоянии, отмечать малейшие успехи.
-Выражайте свою любовь, свою уверенность в том, что ситуация изменится и он обязательно вернется к активной жизни.
-Чтобы ускорить процесс восстановления речи при правостороннем гемипарезе больному рекомендуют писать левой рукой. Кстати, такое действие поможет восстановить и письмо.
-Логопедическая работа при нарушениях функций речи после инсульта — длительный и трудоемкий процесс, и только при полном доверии и тесном сотрудничестве логопеда, пациента и его родственников лечение будет эффективным.
-Если больному не удается завершить начатую фразу, предложите варианты, дав возможность выбрать самый подходящий. Если он не может найти нужное слово, задайте наводящий вопрос или попробуйте подсказать это слово, опираясь на контекст.
Иногда достаточно просто выслушать человека, даже не до конца понимая смысла его слов. Просто терпеливо выслушайте, дав ему выговориться и показав, что вам небезразличны его слова.
-Говорите медленно и четко. Используйте обычные слова, но не говорите с больным «свысока».
-Говорите простыми предложениями. Придерживайтесь правила: излагайте какую-либо одну мысль и описывайте какое-либо одно действие.
-Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Вам лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (к жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции.
-Даже если больной перестал реагировать на ваши фразы и понимать их, не стоит говорить в его присутствии о нем в третьем лице.
-Помните о том, что афазия не относится к психическим заболеваниям, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает речевого дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.
-В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.
-Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Улучшение речи при правильно организованном восстановительном обучении наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, но есть возможности достижения успеха (как утверждают многие ученые) и в течение 2 лет с момента начала заболевания.
Задача родственников заключается в том, чтобы поддержать желание близкого им человека к речевому общению, ведь он в нём так нуждается!

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей. Лепим вместе с детьми Ротавирусная инфекция у детей. Симптомы и лечение Комната для ребенка аллергика В первый раз в детский сад

Похожие статьи:

Режим дня ребенка от 1 года до 3 лет

Какую собаку купить для дома и детей

Что должно быть в домашней аптечке. Список лекарств для всей семьи

Конспект индивидуального логопедического занятия при сенсорной афазии (средней и лёгкой формы)
Опубликовано: 3616 дней назад (9 декабря 2014)
Просмотров: 6704
Рубрика: Афазия
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Вера Валерьевна Ляпина # 9 декабря 2014 в 21:04 0
Очень важный материал! Нужный! Думаю, все прочитавшие обязательно возьмут на заметку. Примите первый голос!