Развитие творческих способностей у детей через тестопластику
Творческий подход к работе с соленым тестом
Лепка с детьми
Описание: данный материал будет полезен родителям для развития творческих способностей детей с самого раннего возраста при лепке из соленого теста.
Многие родители хотят, чтобы их дети развивались не только умственно, но и творчески.
Развивать творческие способности ребенка важно с самого раннего детства, при этом необходимо отступить от стереотипов и обращать внимание только на задатки вашего малыша, обогащать его внутренний мир. Так, занятия лепкой очень важны для развития ребенка, ведь во время них совершенствуется тонкая моторика рук, мелкие движения пальчиков становятся, более точными, а благодаря этому развиваются речь и мышление. Кроме того, при занятиях лепкой ребенок приобретает сенсорный опыт, заключающийся в чувстве формы, веса, пластики. У малыша формируются навыки ручного труда, он учится планировать свои действия и доводить их до конца. Многие психологи рекомендуют заниматься лепкой шумным, быстровозбудимым и активным детям, так как подобные занятия благотворно влияют на нервную систему.
С помощью лепки ребенок может моделировать мир, воплощать свое представление о нем в трехмерных образах. Вылепленные из соленого теста фигурки станут актерами его собственного небольшого театра, различные созданные им предметы пригодятся для игры «Магазин», также он сможет поучаствовать в украшении новогодней елки на новом уровне, самостоятельно сделав для нее украшения.
Из всех видов детского художественного творчества лепка является наиболее осязаемым искусством, так как малыш может не только смотреть на свое изделие, но и брать его в руки, изменять, если это необходимо, играть с ним.
Так как основным инструментом при лепке являются руки, она считается самой доступной техникой для самостоятельного изучения. Кроме того, все инструменты должны быть, прежде всего безопасными, поэтому следует убрать все острые предметы, например, заменить нож стекой.
При лепке ребенок способен создавать поделки любого размера, их масштаб зависит только от умений малыша и его замысла. Так, одни дети любят лепить крупные изделия, другие предпочитают выполнять миниатюрные поделки.
Принято считать, что занятия лепкой следует начинать с 2—3-летнего возраста. С годовалым же ребенком лепить еще рано, так как поделки требуют довольно тонких действий с отдельными элементами и сложных манипуляций, а для этой работы необходимы время и терпение.
Конечно, малыши не могут сосредоточиваться долгое время на одном виде деятельности из-за возрастных особенностей, мелкая моторика у них развита довольно слабо, а потому они не способны работать с довольно большим куском теста или прикреплять детали друг к другу. Кроме того, у малышей то и дело появляется желание взять тесто в рот, и их не останавливает соленый вкус материала.
Тем не менее лепка полезна и годовалым малышам, главное здесь — вовсе не создание какой-то серьезной работы, а знакомство с материалом и его свойствами, поэтому выбирайте самые простые изделия, которые легко сделать за несколько минут.
Соленое тесто гораздо пластичнее пластилина, поэтому малышу работать с ним гораздо легче. Так, первое знакомство с этим материалом можно устроить ему уже в 10-месячном возрасте.
С первых же занятий нужно постараться заинтересовать малыша, превратив каждое из них в увлекательную игру. В этом случае у ребенка сформируется положительный интерес к лепке. Недостаточно просто вымесить тесто и дать его ребенку в руки, надо сесть рядом с ним и показать, что можно сделать из этого материала.
Итак, для начала пусть малыш просто сожмет тесто и узнает, как легко этот материал способен изменяться. На первых порах следует катать шарики и формовать из них пирожки, рассказывая при этом сказку про Машу и медведя, или сделать несколько шариков разного размера и составить из них гусеницу, можно также предложить покидать большой шар друг другу, как мячик.
Можно поиграть с малышом в игру «Накорми птичку». Для этого на лист бумаги приклеить вырезанную из журнала птичку или просто нарисовать ее, а перед ней изобразить кормушку. После этого предложите малышу накормить птичку, отщипывая небольшие кусочки теста и приклеивая их к кормушке. Точно так же можно накормить кошку или собаку, нарисовав перед ними миску.
На следующих занятиях можно показать, как смять или отщипнуть соленое тесто. Затем можно прилепить к листу бумаги кусочек теста и размазать его пальцем, сделать на нем отпечатки колпачком от фломастера или авторучки, насадкой кондитерского шприца или любым другим подходящим предметом и многое другое. В результате таких упражнений у ребенка должно закрепиться представление о том, как во время лепки ведет себя тесто и что можно создать с его помощью.
Кроме того, одновременно нужно учить малыша тому, что разные фигуры получаются в результате различных движений рук. Так, следует стараться создавать проблемные ситуации, при которых ребенок должен сам решить, как можно сделать тот или иной предмет. Для этого можно показать два различных по своей форме предмета, например мячик а карандаш, или предложить слепить два разных предмета, а потом попытаться угадать, что получилось. Благодаря этому упражнению ребенок научится в каждом предмете выявлять простую форму.
Далее можно раскатать тесто в жгут и предложить ребенку сказать, на что он похож и что можно из него сделать. Например, жгут может быть веревочкой, сосиской, червячком, змейкой, огурцом, бананом, а, соединив его концы вместе, легко получить бублик, кольцо, колесо, баранку, обруч, кольца для пирамидки и т. д. Также жгут можно скрутить в спираль и получить улитку, клубочек, цветок, солнышко, булочку, плюшку.
Два — три жгута можно сплести в косичку. Затем предложите малышу сплющить жгут в ленточку с помощью карандаша и сделать из нее листочек, речку, бантик, розочку, шарфик или одеяльце для куколки. Расскажите ребенку, как из половинки скорлупы грецкого ореха и кусочка соленого теста сделать жучка или черепашку, выполнив маленькие лапки из жгутиков.
На следующих занятиях научите малыша скатывать шарик, а чтобы ему было интереснее, вспомните с ним сказку про Колобка. С помощью стеки отметьте на шарике глазки, носик и ротик. Сами слепите остальных героев сказки, а затем предложите малышу разыграть эту историю.
Обязательно спросите ребенка, на что похож этот шарик. Скорее всего, он ответит, что на мячик, елочную игрушку, апельсин, яблоко, арбуз, солнце или помидор. Постарайтесь несколькими штрихами придать шарику характерные признаки названного малышом предмета.
Слепите вместе с ребенком как можно больше шариков и поместите их в корзинку или приклейте к нарисованной елочке как елочные игрушки. Из трех шариков легко сделать снеговика, а из нескольких — гусеницу. Можно также нанизать шарики на леску или толстую проволоку и украсить их бисером, в итоге получатся самодельные бусы для девочки. Маленькие шарики можно использовать как глазки и носики для различных фигурок.
Покажите, как можно вылепить рыбку, цыпленка, грушу, божью коровку, часы, мышку и другие фигуры, всего лишь немного видоизменив форму шарика. Затем научите ребенка сплющивать шарик в лепешку. Спросите малыша, на что похожа лепешка, что можно, из нее сделать. Например, можно «испечь» блинчики и угостить ими кукол и других любимых игрушек. Или представить, что это пицца, и нанести на тесто стекой соответствующий рисунок. Можно сделать несколько лепешек и положить их друг на друга в виде торта, украсить его фасолью, горохом или любой другой крупой, бусинами и пр. Сделайте из лепешки тарелку или шляпку для куклы.
В другой раз попробуйте раскатать тесто скалкой в пласт и предложите ребенку вырезать из него различные фигурки с помощью формочек для теста. Затем их можно высушить и раскрасить гуашью — получатся замечательные небьющиеся игрушки на елку.
Лепить с годовалым, малышом следует не более 7—10 мин, с двухлетним ребенком можно заниматься лепкой по 10—15 мин в день.
Кроме того, предложите малышу намазать на бумажную тарелку толстым слоем соленое тесто и украсить эту основу сухими веточками, листиками, шишками, еловыми лапками. У вас получится лес, который в зависимости от времени года можно раскрасить зеленой или желтой краской. Для полноты картины осени вылепите из лепешек теста желтые листочки, а из скорлупок орехов, или каштанов сделайте грибочки. Для изображения зимы все следует покрасить белым цветом и добавить блестки. А можно вместо веточек и шишек воткнуть сухоцветы фасоли и гороха, сделать цветочки. У вас получится луг, который после сушки поделки надо раскрасить яркими цветами.
Можно изобразить аквариум, залепив картонную тарелку толстым пластом синего теста. Затем вырезать из картона рыбок и воткнуть их в тесто, украсить работу ракушками, сделать песок из пшена и т. п. В качестве водорослей приклеить тонкие жгутики из соленого теста зеленого цвета. Если ребенок уже умеет делать шарики, также сделать рыбок из теста, добавив к вылепленным малышом шарикам плавники и, хвостики.
Предложите ребенку украсить пирог. Для этого сначала налепите на основу толстым слоем соленое тесто, а затем дайте ему несколько горошин, фасолин, веточек и одну или две шишки (не стоит давать малышу слишком много деталей для украшения). На следу¬щем занятии покажите ему макароны разной формы, пшено, гречку или сухие веточки, листочки, бусины, палочки.
Можно заранее вырезать шаблон из картона в форме домика, елочки или рыбки и предложить ребенку облепить его тестом. Затем бисером, крупой или макаронами украсить получившуюся деталь. Например, крышу домика допустимо украсить чечевицей или горохом, выложив их как черепицу, а наличники сделать из макарон, стены — из фасоли. Елочку можно украсить шариками из фольги и горохом. Глаза рыбки оформить горохом, а в плавники вдавить тонкую вермишель.
После того как ребенок научится делать жгуты, шарики и лепешки, можно приступать к изготовлению первых простых поделок. Итак, лепить изделия можно тремя основными способами: конструктивным, скульптурным и комбинированным.
В первом случае фигурку выполняют из отдельных деталей, т. е. сначала необходимо вылепить их все, а затем соединить вместе с помощью воды.
Скульптурный способ лепки подразумевает изготовление фигурки из целого куска с помощью разнообразных движений: оттягивания, сминания, скручивания, загибания, придавливания, прищипывания.
Комбинированный способ представляет собой, сочетание двух предыдущих способов лепки. Так, крупные детали обычно делают из большого куска теста, а мелкие вылепляют отдельно. Надо отметить, что дети старше 5 лет предпочитают лепить именно комбинированным способом, так как он является универсальным и подходит для выполнения любых изделий.
Существует еще один способ — модульная лепка. В целом она схожа с конструктивным способом, так как в данном случае любой образ можно составить из нескольких одинаковых по своей форме элементов. Здесь нужно научить ребенка расчленять образ на составные элементы.
Следующий способ—это лепка на форме. Готовые формы могут служить отличной основной для изготовления различных изделий; кроме того, они позволяют избежать лишней работы. В качестве основы можно взять пластиковые бутылки, банки, втулки от одноразовых полотенец. Тесто для работы надо раскатать ровным слоем с помощью скалки и обернуть вокруг формы, соединить края, и, отрезав лишнее, тщательно разгладить шов. Если это необходимо, форму вынимают; если же нет, ее можно оставить до полного высыхания. Таким способом можно сделать, например, карандашницу, вазочку или кашпо.
Ребенку младшего возраста следует предложить облепить любой предмет, например грецкий орех, выполнить глазки и ротик с помощью стеки и получить колобка. Облепив тестом грецкий орех и фундук и соединив их вместе, можно сделать цыпленка. Клюв и глазки оформить из крупы.
Можно облепить тестом контейнер от шоколадного яйца, добавить ему ножки из спичек и создать любой нужный вам образ: лошадки, жирафа, коровки, льва. Если облепить коробку из-под йогурта или ряженки, предварительно вырезав окошки и дверку, можно получить прекрасный домик. Облепив тестом спичечную коробку и приклеив к ней колеса из маленьких шариков, вы соорудите забавную машинку или вагончик.
Для занятия лепкой надо подбирать знакомые ребенку сюжеты. Кроме того, для годовалых малышей следует использовать один и тот же сюжет на нескольких занятиях.
Дети 5—8 лет уже могут создавать сюжетные композиции, в которых фигурки связаны между собой по смыслу, пропорциям, местонахождению в пространстве, динамике. На данном этапе для сюжетной лепки используйте различные рисунки из книг, журналов с изображениями цветов, птиц, животных, читайте ребенку сказки, рассказы — все это поможет ему найти нужные сюжеты для лепки.
Вот какая интересная композиция получилась у меня с ребятами!
Рекомендуем посмотреть:
Сувенир из солёного теста своими руками. Мастер-класс с фото Рамка для фото из соленого теста. Мастер-класс с пошаговыми фото Домик из соленого теста для детей от 5 лет своими руками. Мастер-класс с фото Божья коровка из солёного теста своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фотоПохожие статьи:
← Внеклассное мероприятие к 8 марта для 7-9 класса | Внеклассное мероприятие на тему: Пасха, 9-10 класс →
Автор: Оксана Дмитриевна Гонтарук
Опубликовано: 3243 дня назад (5 февраля 2016)
Просмотров: 3324
Рубрика: практический совет
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!