Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Метод проектирования как инновационный метод в ДОУ»

Семинар для воспитателей ДОУ
Слайд №1. подготовила и провела - старший воспитатель МБДОУ Детского сада №29 "Росинка" Цыцулина Наталья Владимировна.
Слайд №2. Знание только тогда Знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой.
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.
Слайд №3. В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Сегодня в России ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели, где воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Слайд №4. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд №5. Метод проектной деятельности - это инновационная педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Слайд №6. В ходе осуществления проектной деятельности в ДОУ ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе.
Слайд №7. «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей - вот та самая важная и главная цель, которую необходимо использовать при организации проектной деятельности. Моделируя цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Слайд №8. Отличительной чертой использования метода проектов является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую.
Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта.
Поэтому важные задачи:
– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;
– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;
– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.
Слайд №9. Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Слайд №10. Виды проектов:
- Социально-коммуникативные проекты;
- Познавательно-исследовательскне проекты;
- информационные проекты;
- творческие проекты
- игровые проекты с элементами творческих игр;
Слайд №11. Социально-коммуникативные проекты - закрепление знаний, умений и навыков полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании мини-музеев, выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей.
Слайд №12. Исследовательские проекты – воспитатели и дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок. Воспитатели оформляют картотеки опытов, экспериментов.
Слайд №13. Информационные проекты – воспитатели и дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.), практике часто эти проекты смешиваются и носят, например, информационно-творческий характер или информационно-ориентировочный.
Слайд №14. Творческие проекты – после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника, выставка детского творчества.
Слайд №15. Игровые – это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи, сюжетно-ролевые игры - участники берут на себя определенные роли.
Слайд №16. Я представляю проект «В гостях у Чистюлек» разрабатывался для детей младшего дошкольного возраста с целью формирования предпосылок осознанного отношения к своему здоровью.
Слайд №17. Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской).
Слайд №18. Проект социально-познавательный, долгосрочный.
Слайд №19. Гипотеза проекта - развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг к здоровью человека.
Поставлена цель: Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Слайд №20. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей. Слайд №21. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Таким образом, проблема формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Вот поэтому мы решили углубленно работать над воспитанием культурно-гигиенических навыков.
Слайд №22. Для реализации проекта разрабатываются: план на год, занятия по познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию; подбирается художественная литература; оформляются: папки-передвижки для родителей, картотека по культурно-гигиеническим навыкам: дидактические игры, режимные моменты; а также создаются настольно-печатные игры: Лото - «Как Вова учился мыть руки», «Ванные принадлежности», «Чистота – залог здоровья», «Оденем Вову на прогулку», «Научим Вову накрывать на стол», интерактивная игра из цикла «Уроки Мойдодыра»: «Сервировка стола», «Оденемся на прогулку», «Каждому свой домик». По социально-коммуникативному развитию разрабатываются игровые сюжеты к игре «Моя семья».
Слайд №23. Проект был разработан в соответствии с ФГОС о культурно-гигиенических навыках с учетом интеграции образовательных областей. Слайд№24. Проект делится на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Слайд№25. На подготовительном этапе подбирается художественной литературы, оформляются картотеки, разрабатываются циклы игр-занятий в рамках проектной деятельности; подбираются игровых упражнений, опыты и эксперименты, проводятся консультации для родителей, оформляются папки-передвижки в информационный уголок родителям.
Слайд№26. Проводится диагностика по методике Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой по социально-коммуникативному развитию через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний. И видим результаты 2013 года и 2015 года.
Слайд №27. Основной этап проекта – это режим дня четкий распорядок жизни в течение суток, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться предоставляет возможность ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения.
Слайд №28. Для реализации проекта используют такие формы работы: как рассматривание плакатов.
Слайд №29. Корригирующая гимнастика - ходьба по дорожкам здоровья. Гигиенические и водные процедуры: умывание, мытье рук.
Слайд №30. Игровые приемы позволяют более активно воздействовать на малыша, они очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем»
Слайд №31. Д/и «Делаем причёску»
Слайд №32. Д/и «Купание куклы Кати».
Слайд№33. Д/и «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол», Д/и «Накормим куклу»
Слайд №34. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Слайд №35. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, пользоваться салфеткой).
Слайд №36. После еды благодарить.
Слайд№37. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому мы должны быть для них образцом.
Слайд№38. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Слайд №39. В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований воспитателей и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему требуется помощь взрослых. В семьях созданы необходимые условия:
Слайд №40. В семье Шафиковых собрана художественная литература К.Чуковского.
Слайд №41. В семье Хастеевых комфортно принять ванну.
Слайд №42. В семье Каменевых удобно расположен кран для умывания.
Слайд №43. Семья Мардановых с раннего возраста приучают ребенка ухаживать за зубами.
Слайд №44. А вот в семье Кривошеиных определили место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Слайд №45. Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом мы должны набраться большого терпения и понимания. Н заключительном этапе: проводится итоговая диагностика, созданы картотеки: занятий, дидактических игр. Показ презентации на педагогическом совете.
Слайд №46. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий в ДОУ.
Слайд №47. Хочется закончить свое выступление словами известного советского психолога и педагога Александра Ильича Савенкова. «Всякий здоровый ребенок уже с рождения исследователь. Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Сейчас я Вам предлагаю практическую часть нашего семинара.
Практическая часть: педагоги выполняют задания старшего воспитателя.
Презентация на тему: Метод проектирования как инновационный метод в ДОУ

Рекомендуем посмотреть:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Волшебный песок Тренинг для воспитателей детского сада. Синдром эмоционального выгорания Семинар - практикум для воспитателей детского сада Семинар практикум для воспитателей ДОУ. Профориентация для дошкольников
Консультация для воспитателей: Реализация ФГОС в практике работы ДОУ | Пальчиковые игры по всем возрастам. Картотека
Опубликовано: 2771 день назад (2 апреля 2017)
Просмотров: 4423
0
Голосов: 0
Комментарии (1)
Инна Викторовна Майданкина # 2 апреля 2017 в 13:02 0
Интересная работа по привитию навыков ЗОЖ. И также отслеживается тесная связь в работе с родителями.