Нарушения в поведении младших школьников
Некоторые типы нарушений поведения у младших школьников, их причины
Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом "Ласточкино гнездышко", пос. НововосточныйОписание: данная информация рассчитана на людей, которые работают с детьми (в первую очередь родители, а также учителя, воспитатели, психологи и так далее), здесь рассказано о некоторых типах нарушений поведения у младших школьников, описаны их причины возникновения. Цель: проинформировать специалистов, родителей о типах нарушений поведения у младших школьников, описать причины проявления непроизвольного поведения.
Задачи:
- дать теоретические знания по вопросу о типах нарушений в поведении у младших школьников, их причинах возникновения;
- развивать память, мышление;
- прививать чувство ответственности.
Некоторые типы нарушений поведения у младших школьников, их причины.
Разнообразные отклонения в поведении детей – по сей день одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Дети с непроизвольным поведением систематически нарушают правила, не подчиняются требованиям взрослых, игнорируют правила внутреннего распорядка, грубят и тому подобное.
Кроме индивидуальных особенностей ребенка нарушения поведения зависят, в том числе от нестабильности психических процессов, психомоторной заторможенности, или, наоборот психомоторной расторможенности.
В других случаях нарушения поведения могут быть следствием защитной реакцией ребенка на трудности в школе, на проблемы во взаимоотношениях с взрослыми и сверстникам..
Такие дети агрессивные, не активные, не уверенные в себе. Складывается впечатление, что они специально ведут себя так, однако, это впечатление ошибочное. Дело в том, что ребенок на самом деле не в состоянии справиться со всеми трудностями.
Очень важно, чтобы взрослый (педагог, родитель, воспитатель) обратил внимание на данные проявления на первых порах. И обязательно все, пусть даже не значительные конфликты и разногласия, должны быть разрешены непременно.
Что же в себя включают нарушения поведения?
Нарушения поведения включает в себя гиперактивное поведение, демонстративное, инфатильное, протестное, агрессивное, конформное и симптоматическое поведение.
Мы рассмотрим гиперактивное, демонстративное, инфатильное и агрессивное поведение, их причины.
Гиперактивное поведение.
У таких детей повышенная потребность в движении. Когда эта потребность имеет какие-либо ограничения ситуациями, в которых необходим контроль двигательной активности, то у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, снижается работоспособность, наступает утомление. Возникает эмоциональная разрядка, которая является защитной физиологической реакцией организма на перенапряжение. Выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, и расценивается как нарушение дисциплины.
Признаки гиперактивного ребенка:
- отвлекаемость,
- импульсивность,
- чрезмерная двигательная активность,
- невнимательность.
Такой ребенок начинает выполнять задания, не дослушав до конца, и через некоторое время выясняется, что он не знает что делать. Он легко отвлекается на посторонние стимулы, невозможно предсказать, как он поведет себя в следующий момент, сам ребенок этого не знает.
Детям с гиперактивным поведением очень трудно адаптироваться в школе, появляются проблемы во взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
Чрезмерная активность сама по себе – это еще не нарушение, дело в том, что она может сопровождаться изменениями в интеллектуальной и эмоциональной сфере. Это связано, в первую очередь, с тем, что гиперактивному школьнику трудно концентрировать внимание и спокойно заниматься.
Вообще, причины возникновения гиперактивного поведения полностью не изучены. Такие причины как особенности темперамента, генетика, поражения центральной нервной системы, как до рождения, так и после и так далее не обязательно можно связывать с гиперактивностью, в ее возникновении важна совокупность взаимодействующих факторов.
Демонстративное поведение.
Данное нарушение поведения включает в себя намеренное и осознанное нарушение правил, норм. Такое поведение адресовано исключительно взрослым.
Например, к демонстративному поведению можно отнести детское кривляние. Чаще всего данное нарушение – это способ привлечь внимание. Этот способ они выбирают в тех случаях, когда недополучают общения, ласку, любовь, тепло от родителей.
Демонстративное поведение присуще семьям с авторитарным стилем воспитания, авторитарными педагогами, воспитателями.
Инфатильное поведение.
Такое поведение подразумевает проявления в поведении ребенка черт, которые характерны более раннему возрасту.
Такие дети незаметно для себя отключаются от учебного процессе и начинают просто играть (пускать самолетики и тому подобное). Естественно, подобные появления расцениваются как нарушения дисциплины.
Ребенку, которому свойственно инфатильное поведение, характерна незрелость интегративных личностных образований. То есть в отличие от сверстников, он не может самостоятельно принять решение, испытывает чувство незащищенности, у него заниженная самооценка. Ребенок с данным нарушением в поведении часто попадает под влияние сверстников.
Протестное поведение.
Формы: негативизм, упрямство, строптивость.
Негативизм – ребенок не хочет делать что-либо только потому, что его об этом попросили.
Проявления: беспричинные слезы, грубость, замкнутость, дерзость.
«Пассивный» негативизм проявляется в молчаливом отказе выполнять что-либо, а «активный» негативизм – ребенок делает все, чтобы настоять на своем, чтобы не выполнять требование.
В обоих случаях дети – неуправляемые, на них ничего не действует.
Причины следующие: у ребенка накапливается отрицательное эмоциональное отношение к требованиям взрослых, которое препятствует удовлетворению ребенка в самостоятельности.
Можно сказать, что негативизм – часто итог неправильного воспитания. В данном случае контакт между ребенком и взрослым нарушается.
Упрямство – реакция ребенка, в результате которой он настаивает на чем-либо потому, что он это потребовал.
С перечисленными формами протестного поведения также связана строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против норм воспитания, против образа жизни, который навязываю.
Агрессивное поведение.
Такое поведение считают разрушительным. Агрессивность проявляется не только в физических действиях, но и в оскорблениях, ругательствах, за которыми скрывается неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным, отыграться за собственные обиды.
Агрессивное поведение может возникнуть при различных обстоятельствах: авторитарный стиль воспитания, дисгармония в семейных отношениях, жесткие несправедливые наказания и тому подобное.
Ребенку с агрессивным поведением или даже с признаками агрессивного поведения, требуется особое внимание. Ему необходимо донести, что человеческие отношения бывают добрыми.
Таким образом, самым важным моментом является следующее - педагог, родитель должны на первых порах обращать внимание на отклонения в поведении.
Формирование произвольного поведения, его коррекция будет эффективна при совместной деятельности взрослого и ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Причины изолированности младших школьников в группе сверстников Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду Гиперактивные дети в детском саду и работа с ними Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Консультация для родителейПохожие статьи:
Синдром дефицита внимания у детей. Симптомы. Причины, коррекция
Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей ДОУ
Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста в домашних условиях
← Экзаменационный тест для итоговой аттестации кандидатов в замещающие родители | Анализ работы Школы приемных родителей →
Автор: Наталья Николаевна Копылова
Опубликовано: 3218 дней назад (11 января 2016)
Просмотров: 14679
Рубрика: Психология
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Спасибо за ценную информацию. Я работаю учителем начальных классов 33 года. Сейчас у меня первоклассники. Класс большой, 32 ученика, из которых 20 мальчиков. Большинство детей хорошо подготовленны к обучению в школе.Но три мальчика и одна девочка страдают нарушениями в поведении. Особенно один мальчик, он всё время требует к себе повышенного внимания. А ещё ищет среди одноклассников жертву и преследует его. В ответ на мои слова может закатить истерику, кричит на меня. Наказать его просто невозможно. Даже в угол не встаёт. При этом учится хорошо. |