Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

 

Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

Лэпбук своими руками для детей старшей группы детского сада. Мой Алтай

Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста "Мой Алтай многоликий".
Назначение: данная форма работы применяется с детьми дошкольного возраста, а также можно использовать на этапе школьного обучения.
Описание: эффективная технология дошкольного образования по закреплению знаний у детей о своей малой родине – Республике Алтай».
Как и многие малые народы, алтайцы, живущие на юге Западной Сибири в горах междуречья Бии и Катуни, имеют богатую и интересную историю, традицию устной поэзии, уникальный быт, почитание и уважение к старшим.
Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях ФГОС предоставляет каждому педагогу ДОО поиск новых подходов к образованию дошкольников, выбор в программном и методическом обеспечении, в создании системы работы с учетом методических рекомендаций специалистов в данном направлении.
Система работы по этнокультурной составляющей в содержании образовательной программы в нашем детском саду «Тополёк» представляет собой следующее: составление рабочей программы, разработка и реализация занятий и НОД, проведение игровой деятельности, режимных моментов, активизация и привлечение родителей по данному направлению, создание развивающей предметно-пространственной среды и реализация музейной педагогики, а также через лэпбук, который представляет собой отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает "книга на коленях", "наколенная книга"; или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, фигурных кармашков и конвертиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях .
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Данная тематическая папка "Мой Алтай многоликий" помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1.целеполагание (выбор темы)
2.разработка лэпбука (составление плана)
3.выполнение (практическая часть)
4.Продукт проекта(красочная тематическая папка)
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Цель: создание условий для эффективного применения новой технологии – интерактивной папки (лэпбука) для закрепления знаний у детей о своей малой родине – Республике Алтай.
Задачи: 
  1) изучить и подобрать материал по теме «Знакомство с Республикой Алтай»;
2) изготовить схемы, кармашки, сюжетные картинки, фото;
 3) расширять представления детей о родной республике, знать местонахождение районов, гор, рек, озёр;
4) формировать представления о Родине, наполнив его значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием, познакомить с символикой России и Республики Алтай;
5) закреплять знания о достопримечательностях нашей республики, природой и её богатством;
6) вызвать интерес к жизни людей, растительного и животного мира;
7) воспитывать уважение к традициям своего и других народов;
8) организовать мастер –классы по изготовлению лэпбуков с родителями. Этапы работы над лэпбуком:
- на подготовительном этапе изучили материалы о лэпбуке из методического журнала «Дошкольное образование», из сайта «Это интересно!» (tavika.ru);
- основной этап – это создание лэпбука «Мой Алтай многоликий», который состоит из 10 развивающих элементов.
- на заключительном этапе планируем организовать выставку лэпбуков - совместных работ воспитателей, родителей и детей по различным темам: «Лазарь Васильевич Кокышев – два пути: творческий и жизненный!», «Виды алтайских национальных жилищ», «Алтайские сказки», «Г.И.Чорос- Гуркин – художник Алтая» и т.д.
В интерактивной тематической папке “Мой Алтай многоликий”, которую мы вместе с детьми сделали, будут хранится материалы занятий о своей Республике Алтай.
Эта папка состоит из 10 развивающих элементов:
1. Конверт в виде гор - Дидактическая игра «Символика Республика Алтай» .Здесь находятся игры «Собери картинку» (из частей составь целое) для младших дошкольников, а для старшего возраста – анализ цвета и изображения на символах, а также «Умные полоски».


2. Мини- книжка «Алтайские пословицы и поговорки, народные загадки» на отгадывание загадок по темам «Природа и природные явления», «Растения», «Мир животных», «Домашние животные», «Человек и его быт», «Родина. Народ» и др. Она предназначена для тренировки памяти и сообразительности. На каждой странице имеется загадка с ответами- картинками (загадки и пословицы пополняются по мере знакомства с данной темой ).

3. Фигурный конвертик «Районы Республики Алтай», карточки помещены в конверте. Дети должны знать районы республики. Чем славится тот или иной район. Также находится карта республики, сложенная вчетверо (ребёнок разворачивает её при выполнении задания).
В середине лэпбука находится зелёный фон, символизирующий растительность и богатство республики.

4.Книжка - гармошка «Животные Республики Алтай». Служит для обогащения знаний ребёнка об окружающей природе своей республики, в том числе о животных и их среде обитания, редких животных, занесенных в Красную книгу.

5.«Природа Республики Алтай» представлена в виде обычной красочной книжки и фигурного конвертика – цветка, в которых находятся сюжетные картинки гор, озёр и рек, фотографии, где дети закрепляют знания и проявляют восхищение красотой окружающего мира.

6.Фигурная книжка «Писатели, художники, поэты, сказители Республики Алтай» .Дети рассказывают о знаменитых людях республики, называют их произведения, гордятся за них.

7. Конвертик «Столица Республики Алтай – г.Горно-Алтайск» - в который помещены фотографии старого и современного города Горно-Алтайска – столицы Республики Алтай. Дети сравнивают как изменился город, называют достопримечательности.

8.Развивающий элемент «Алтайский орнамент» поможет ребёнку не только правильно называть узоры, но и подготовиться к письму. Дети по образцу рисуют узоры.

9. Прозрачный конверт «Составь рассказ по картине» нацелен на закрепление составления описательных рассказов по репродукции картины алтайских художников (Г.И.Чорос-Гуркина,

10. Творческое задание «Раскрась- ка и расскажи» содержит разнообразные задания для развития не только творческих способностей, но и познавательных, коммуникативных.
В нашей маленькой книжке –раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по- своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Результативность использования лэпбука:
1.Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями воспитанников.
Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы, поездки)
- техническую (фото, видео, рисунки)
- познавательно- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха)
2.Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
3. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде:
информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В результате использования лэпбука у детей формируется:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. - распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук по теме «Мой Алтай многоликий» - это собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, формирование навыков и умений, необходимых для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы – закрепление знаний о Республике Алтай.
Хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка не только в дошкольном возрасте, но и на этапе школьного обучения.
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Презентация на тему: Лэпбук для детей дошкольного возраста

Рекомендуем посмотреть:

Лэпбук для детского сада на тему: Зима своими руками Лэпбук для детей дошкольного возраста своими руками. Профессия повар Лэпбук по сенсорике для детей группы раннего возраста Лэпбук своими руками для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на тему: Посудв
Лэпбук для детей дошкольного возраста своими руками. Профессия повар | Кот в технике папье-маше своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 1593 дня назад (2 декабря 2016)
Просмотров: 8026
Рубрика: Лэпбук в ДОУ
+5
Голосов: 5
Комментарии (3)
Альбина Анатольевна Печникова # 4 декабря 2016 в 13:05 +2
Здравствуйте,Наталья Михайловна!Ваша папка "Мой Алтай многоликий" заинтересовала меня.Её содержание помогает ребенку организовать информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. Это, как известно, отличный способ для закрепления материала.Сама практикую такой способ работы с детьми на уроках литературы,оформляю кластер для выставочного образца,а дети потом уже добавляют свои работы, схемы. Очень продуктивная работа! Примите голос от меня!
Наталья Михайловна Танзыкова # 4 декабря 2016 в 13:20 +1
Спасибо Вам за добрые слова!
Татьяна Геннадьевна Антонова # 5 января 2017 в 16:45 0
Здравствуйте Наталья Михайловна! Я все собираюсь заняться изготовлением лэпбуков, но никак не решусь. А Вы умничка, взяли и сделали. Все грамотно прописали в своем материале. Спасибо Вам. Примите мой голос.