Лэпбук своими руками для детей старшей группы детского сада. Мой Алтай
Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста "Мой Алтай многоликий".
Назначение: данная форма работы применяется с детьми дошкольного возраста, а также можно использовать на этапе школьного обучения.Описание: эффективная технология дошкольного образования по закреплению знаний у детей о своей малой родине – Республике Алтай».
Как и многие малые народы, алтайцы, живущие на юге Западной Сибири в горах междуречья Бии и Катуни, имеют богатую и интересную историю, традицию устной поэзии, уникальный быт, почитание и уважение к старшим.
Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях ФГОС предоставляет каждому педагогу ДОО поиск новых подходов к образованию дошкольников, выбор в программном и методическом обеспечении, в создании системы работы с учетом методических рекомендаций специалистов в данном направлении.
Система работы по этнокультурной составляющей в содержании образовательной программы в нашем детском саду «Тополёк» представляет собой следующее: составление рабочей программы, разработка и реализация занятий и НОД, проведение игровой деятельности, режимных моментов, активизация и привлечение родителей по данному направлению, создание развивающей предметно-пространственной среды и реализация музейной педагогики, а также через лэпбук, который представляет собой отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает "книга на коленях", "наколенная книга"; или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, фигурных кармашков и конвертиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях .
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Данная тематическая папка "Мой Алтай многоликий" помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1.целеполагание (выбор темы)
2.разработка лэпбука (составление плана)
3.выполнение (практическая часть)
4.Продукт проекта(красочная тематическая папка)
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Цель: создание условий для эффективного применения новой технологии – интерактивной папки (лэпбука) для закрепления знаний у детей о своей малой родине – Республике Алтай.
Задачи:
1) изучить и подобрать материал по теме «Знакомство с Республикой Алтай»;
2) изготовить схемы, кармашки, сюжетные картинки, фото;
3) расширять представления детей о родной республике, знать местонахождение районов, гор, рек, озёр;
4) формировать представления о Родине, наполнив его значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием, познакомить с символикой России и Республики Алтай;
5) закреплять знания о достопримечательностях нашей республики, природой и её богатством;
6) вызвать интерес к жизни людей, растительного и животного мира;
7) воспитывать уважение к традициям своего и других народов;
8) организовать мастер –классы по изготовлению лэпбуков с родителями. Этапы работы над лэпбуком:
- на подготовительном этапе изучили материалы о лэпбуке из методического журнала «Дошкольное образование», из сайта «Это интересно!» (tavika.ru);
- основной этап – это создание лэпбука «Мой Алтай многоликий», который состоит из 10 развивающих элементов.
- на заключительном этапе планируем организовать выставку лэпбуков - совместных работ воспитателей, родителей и детей по различным темам: «Лазарь Васильевич Кокышев – два пути: творческий и жизненный!», «Виды алтайских национальных жилищ», «Алтайские сказки», «Г.И.Чорос- Гуркин – художник Алтая» и т.д.
В интерактивной тематической папке “Мой Алтай многоликий”, которую мы вместе с детьми сделали, будут хранится материалы занятий о своей Республике Алтай.
Эта папка состоит из 10 развивающих элементов:
1. Конверт в виде гор - Дидактическая игра «Символика Республика Алтай» .Здесь находятся игры «Собери картинку» (из частей составь целое) для младших дошкольников, а для старшего возраста – анализ цвета и изображения на символах, а также «Умные полоски».
2. Мини- книжка «Алтайские пословицы и поговорки, народные загадки» на отгадывание загадок по темам «Природа и природные явления», «Растения», «Мир животных», «Домашние животные», «Человек и его быт», «Родина. Народ» и др. Она предназначена для тренировки памяти и сообразительности. На каждой странице имеется загадка с ответами- картинками (загадки и пословицы пополняются по мере знакомства с данной темой ).
3. Фигурный конвертик «Районы Республики Алтай», карточки помещены в конверте. Дети должны знать районы республики. Чем славится тот или иной район. Также находится карта республики, сложенная вчетверо (ребёнок разворачивает её при выполнении задания).
В середине лэпбука находится зелёный фон, символизирующий растительность и богатство республики.
4.Книжка - гармошка «Животные Республики Алтай». Служит для обогащения знаний ребёнка об окружающей природе своей республики, в том числе о животных и их среде обитания, редких животных, занесенных в Красную книгу.
5.«Природа Республики Алтай» представлена в виде обычной красочной книжки и фигурного конвертика – цветка, в которых находятся сюжетные картинки гор, озёр и рек, фотографии, где дети закрепляют знания и проявляют восхищение красотой окружающего мира.
6.Фигурная книжка «Писатели, художники, поэты, сказители Республики Алтай» .Дети рассказывают о знаменитых людях республики, называют их произведения, гордятся за них.
7. Конвертик «Столица Республики Алтай – г.Горно-Алтайск» - в который помещены фотографии старого и современного города Горно-Алтайска – столицы Республики Алтай. Дети сравнивают как изменился город, называют достопримечательности.
8.Развивающий элемент «Алтайский орнамент» поможет ребёнку не только правильно называть узоры, но и подготовиться к письму. Дети по образцу рисуют узоры.
9. Прозрачный конверт «Составь рассказ по картине» нацелен на закрепление составления описательных рассказов по репродукции картины алтайских художников (Г.И.Чорос-Гуркина,
10. Творческое задание «Раскрась- ка и расскажи» содержит разнообразные задания для развития не только творческих способностей, но и познавательных, коммуникативных.
В нашей маленькой книжке –раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по- своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Результативность использования лэпбука:
1.Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями воспитанников.Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы, поездки)
- техническую (фото, видео, рисунки)
- познавательно- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха)
2.Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
3. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде:
информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В результате использования лэпбука у детей формируется:
- умение планировать предстоящую деятельность;- договариваться со сверстниками;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. - распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук по теме «Мой Алтай многоликий» - это собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, формирование навыков и умений, необходимых для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы – закрепление знаний о Республике Алтай.
Хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка не только в дошкольном возрасте, но и на этапе школьного обучения.
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Презентация на тему: Лэпбук для детей дошкольного возраста
Рекомендуем посмотреть:
Лэпбук для детского сада на тему: Зима своими руками Лэпбук для детей дошкольного возраста своими руками. Профессия повар Лэпбук по сенсорике для детей группы раннего возраста Лэпбук своими руками для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на тему: Посудв← Лэпбук для детей дошкольного возраста своими руками. Профессия повар | Кот в технике папье-маше своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото →
Автор: Наталья Михайловна Танзыкова
Опубликовано: 2935 дней назад (2 декабря 2016)
Просмотров: 9788
Рубрика: Лэпбук в ДОУ
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (3)
|
|
||
|
|