Интеллектуальная игра для старших дошкольников в детском саду с презентацией. Звездный час
Звездный час «Удивительный мир насекомых» (интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста)
Описание: Игра состоит из 3 туров. Первый тур отборочный, во 2 и 3 турах по 4 задания. В ходе игры дети повторяют и обобщают изученный материал по теме «Насекомые». Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить изученный материал. Во время музыкальных пауз дети исполняют песни и танцы по теме «Насекомые», разученные на музыкальных занятиях. Применение мультимедийных компонентов позволяет сделать процесс познания более интересным и динамичным. Цель: расширить и систематизировать знания детей о некоторых особенностях жизни насекомых, чем они питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, о некоторых их защитных свойствах, об отношении человека к насекомым; воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Развивать познавательные интересы, коммуникативные способности, внимание.
2. Способствовать расширению общего кругозора детей,
3. Развивать самостоятельность мышления, любознательность.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оформление зала: выставка фотографий детей изучающих насекомых; выставка поделок насекомых.
Оборудование: Компьютерная презентация к интеллектуальной игре «Звездный час» в программе Power Point, интерактивная доска.
Правила проведения игры:
Первый тур отборочный, перед игрой детям задаются вопросы, кто быстрее и правильно ответит, тот становится игроком. Всего их должно быть 6. 6 участников игры стоят напротив интерактивной доски. Во втором и третьем турах по 4 задания. В третий тур выходят три игрока. Одновременно в игре участвует «группа поддержки» каждого участника. Они, выполняя задания, могут заработать звезду для своего игрока. Для зрителей проводится викторина. Зритель, набравший наибольшее количество звезд, имеет право подарить одну звезду любому игроку по своему выбору. Участникам, набравшим одинаковое количество звезд, задаются дополнительные вопросы (можно из вопросов отборочного тура). Получает звезду тот, кто быстрее ответит на вопрос. Победителю предоставляется слово, т.к. наступил его «звездный час», а также в честь победителя исполняется песня «Зажигай» и ему вручается грамота.
Первый тур. Отборочный
Какое животное могло бы о себе так сказать:
1. «Пою» крыльями, «слушаю» ногами (кузнечик)
2. Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой (бабочка)
3. Я самое прожорливое животное на планете. (стрекоза)
4. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою (жук)
5. Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю (пчела)
6. Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела … (божья коровка)
(Участники отбираются из числа тех, кто первый и правильно ответил на поставленный вопрос).
Слайды № 1.
Слайд № 2.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие зрители и участники игры «Звездный час». Мы приветствуем вас на игре, посвященной самым многочисленным и древним обитателям нашей планеты. Вы догадались, о ком идет речь? (Ответы детей.) Верно, о насекомых. Насекомые – это чудо нашей природы. Их мир неповторим и очень хрупок. Эти маленькие существа живут практически везде. Они прекрасно переносят жару и холод, сохраняют жизнь после замерзания и оттаивания. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, их влияние на нашу жизнь огромно. Мы в первом отборочном туре определили участников нашей игры, давайте поприветствуем их. (Ведущий по очереди вызывает участников, зрители их приветствуют). Нам нужно выбрать жюри из зрителей - 3 человека.
Правила нашей игры:
Во втором и третьем турах по 4 задания. Во втором туре принимают участие 6 игроков. В третий тур выходят три игрока, набравшие большее количество звезд. Одновременно в игре участвует «группа поддержки» каждого участника. Они, выполняя задания, могут заработать звезду для своего игрока. Для зрителей проводится викторина. Зритель, набравший наибольшее количество звезд, имеет право подарить одну звезду любому игроку по своему выбору. В третий тур выходят три игрока. Участникам, набравшим одинаковое количество звезд, задаются дополнительные вопросы. Получает звезду тот, кто быстрее ответит на вопрос. Победителю предоставляется слово, т.к. наступил его «звездный час».
Слайд № 3.
Итак, переходим ко второму туру нашей игры. Участников прошу занять свои места. Участники отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ получают звезду.
Второй тур.
Слайд № 4.
1 задание «Отгадай загадку»
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка. (Кузнечик)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Не зверь, не птица, в носу спица.
Летит – кричит, сядет - молчит.
Кто его убьет – свою кровь прольет. (Комар)
Какая коровка, скажите, пока,
Еще никому не дала молока? (Божья коровка)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом – просто кроха,
А укусит – будет плохо. (Пчела)
В лесу у пня беготня, суета:
Народ рабочий — весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет. (Муравьи)
Слайд № 5.
2 задание: «Узнай по звуку»
Каждый участник прослушает запись и определит, насекомое по издаваемому звуку.
Слайд № 6.
3 задание: «Кто быстрее соберет картинку»
На помощь участникам выходят «группы поддержки». Звезды получают 3 участника, которые первыми соберут картинки.
Слайды № 7-13. 4 задание: «Удивительно, но факт»
К каждому игроку на помощь выходит кто-то из родителей. Игроки выбирают номер вопроса, отвечают на вопросы по очереди, получая за правильный ответ звезду.
1. Человек может совершенно безнаказанно поймать любое одиночное насекомое. В крайнем случае, он рискует быть ужаленным или укушенным. Другое дело, если речь идет об осе или пчеле, да еще и вблизи гнезда. На него сразу набросится целый рой. Почему?
• Эти насекомые просто не могут спокойно смотреть, как гибнет их подруга.
• Пчела громко жужжит и «зовет» остальных на помощь.
• Кусая, насекомое опрыскивает человека особым «веществом тре¬воги», запах которого и привлекает весь рой. (И чем больше насекомых налетает, тем сильнее «звучит» сигнал тревоги, а он, в свою оче¬редь, является сигналом атаки.)
2. Известно, что стоит появиться одной-двум мухам в местах, где для них есть обильная пища – сразу же появляется целый рой этих насекомых. И только недавно обнаружили удивительное явление: попробовав подходящую пищу, муха
• Летит за остальными.
• Жужжит и звуком привлекает других мух.
• Немедленно выделяет соответствующий запах, привлекающий сородичей (подобный механизм действует и у тараканов).
3. В тропиках немало светящихся в темноте насекомых. Если дотронуться до ярко «горящего» жучка, он окажется…
• Горячим
• Холодным
• Теплым
4. Почему костер может защитить от комаров?
• В отличие от мотыльков комары не летят на огонь, а предпочитают темноту.
• Запах дыма губителен для комаров.
• Комары издают особый звук, отличный от любого комариного «писка», тем самым предупреждая других комаров об опасности. (Спасаясь от дыма или огня, ко¬мар стремится как можно скорее уйти от опасного места, поэтому крылья работают у него на пре¬дельной скорости, стало быть, и звук они производят особый. Собратья «удирающих» комаров прекрасно разбираются в звуках: легко отличают «писк» ко¬мара, летящего, допустим, к источ¬нику пищи или удирающего от опасности. И если за летящим к еде комаром могут увязаться лишь голодные, то на «писк» удирающе¬го от опасности комара реагируют уже все.)
5. Пчела, летящая налегке, делает примерно 435 взмахов крыльев в секунду, а летящая с нектаром – 326. Естественно, что звук, издаваемый крыльями нагруженной пчелы, будет ниже. Пчелы легко улавливают разницу звуков, причем знать это им надо не ради простого любопытства.
• Они смотрят, откуда летит их нагруженная подруга и летят туда за добычей
• Другие пчелы спешат помочь донести собранный нектар
• Только нагруженную пчелу ох¬рана пропустит в улей. (Среди пчел существуют тунеядцы, любители легкой жизни. Им не нравится, пе¬релетая с цветка на цветок, соби¬рать по крупицам нектар, тру¬диться сутра до вечера. Куда про¬ще и легче забраться в чужой улей и унести добычу, собранную труже¬ницами. Эти бездельники по внеш¬ности очень похожи на рабочих пчел. Многих может обмануть эта внешность, но только не пчел-сто¬рожей, которые стоят у входа в улей. По звуку поймут они, кто ле¬тит — рабочая, нагруженная нек¬таром пчела или разбойник, люби¬тель легкой наживы. Первых сто¬рожа пропускают в улей беспрепятственно, вторых гонят прочь.)
6. Бабочки пяденицы получили свое название…
• За то, что они живут пять дней
• За то, что откладывают ровно пять яичек
• За странную «походку» гусениц. (Гусеница ползет, как все, а сначала подтягивает заднюю часть туловища, потом выбрасывает вперед переднюю, потом опять подтягивает заднюю и так далее, при этом она сгибается в дугу и производит впечатление меряющей пространство. В России когда-то существовала мера длины – пядь, расстояние от конца большого до конца указательного пальца. Мерили пядью примерно так, как ходят эти гусеницы.) [8]
Викторина для зрителей
1. От какого слова произошло слово «насекомые» и что это означает? (от слова «насечка», т.к. тело насекомого покрыто полосками, будто насечено).
2. Общие черты всех насекомых? (тело имеет 3 части: голова, грудь, брюшко; и 6 ног).
3. Для чего насекомым усики? (органы чувств – для обоняния и осязания, как у человека нос и пальцы).
4. Есть ли зубы у насекомых? (у некоторых, например, кузнечиков).
5. Все гусеницы и червяки превратятся со временем в бабочек? (нет, только гусеницы; червяки другой вид животных).
6. Кто самый сильный на земле? (муравей, переносит тяжести в 10 раз превосходящие его вес; например, слон весит 5 тонн – поднимает 1,5 тонны).
7. У каких насекомых в доме всегда порядок и даже есть место для туалета? (у муравьев в муравейнике).
8. Как поет кузнечик? (с помощью крыльев, одно из которых имеет зубчики и при трении крыла о крыло слышится стрекотание).
9. Чем питаются комары и комарихи? (комары только нектаром цветов и соком растений, комарихи – кровью, без которой они не могут отложить яйца).
10. Жук с названием животного? (Жук-олень.)
Слайд № 14. Музыкальная пауза
Слайд № 15.
Третий тур.
Слайды № 16-18.
1 задание «Третий лишний»
Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
• Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
• Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
• Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Слайды № 19-21.
2 задание: «Из первых звуков названий картинок сложи слово»
Слайд № 22. 3 задание: Эстафета «Кто быстрее соберет нектар» (для девочек)
Три участника набирают себе команду. Мы – пчелки. Берем ведерко, жужжа «облетаем» свой цветок, собираем нектар. Передаем ведерко следующему игроку. Чья команда быстрее наберет «меда»? Раз-два-три – начали!
4 задание: Эстафета «Кто быстрее построит муравейник» (для мальчиков)
Мы – дружные муравьи. Надо взять гимнастическую палку, на четвереньках доползти до обруча, оставить там палку - он будет началом муравейника, и вернуться. Так все по очереди. Раз-два-три – начали!
Викторина для зрителей
1. Где у кузнечика находятся уши? (в передних ножках).
2. Какие насекомые оберегают тлей и за что? (муравьи, за сладкий сок).
3. Десятилинейный жучок, пришедший к нам из Америки? (колорадский жук).
4. Личинки каких насекомых живут в воде? (стрекоз, комаров…).
5. Какие жуки носят название того месяца, в котором они появляются? ( Майские жуки)
6. Кто трижды родится прежде чем стать взрослым? ( Бабочки: яичко – гусеница – куколка)
7. Что случится с пчелой после того как она ужалит? (Ужалив, пчела гибнет)
8. Стрекоза – вредное или полезное насекомое? (Стрекоза – полезное насекомое, она на лету схватывает мух, комаров и других насекомых)
9. Хозяйство пчеловода? (Пасека.)
10. Насекомое, которого боятся даже самые сильные звери? (Муха Це-Це.)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги мы споем песню.
Музыкальная пауза
А теперь слово нашему жюри. Жюри вручает грамоту победителю игры.
Ведущий: Заключительное слово предоставляется победителю, для него настал звёздный час!
Под музыку появляется бабочка: Ребята вы очень много знаете о насекомых. Я верю, что вы – настоящие защитники насекомых, и любители всей природы. На память об этой игре я дарю вам наклейки с насекомыми.
Слайд № 23.
В заключении звучит песня «Зажигай».
Список использованных источников:
1. images.yandex.ru – картинка колорадского жука;
2. images.yandex.ru – картинка сверчка;
3. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей
4. «Насекомые в картинках» - картинки насекомых;
5. images.yandex.ru – картинка звезды;
6. images.yandex.ru – картинка скрипичного ключа;
7. Мезенцева М. Логопедия в картинках. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 192 с.
8. Ж. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». №4/2006.
Презентация на тему: Интеллектуальная игра «Звездный час»
Порядок работы с презентацией
1. Открыть ресурс.
2. Перейти по щелчку ко 2 слайду.
3. Чтобы прослушать музыку, нужно щелкнуть мышкой по значку .
4. Смена слайдов щелчком по значку .
5. Перейти к 1 заданию: «Отгадай загадку». Для проверки правильного ответа нужно щёлкнуть ЛКМ по нужному квадрату с вопросом.
6. Перейти ко 2 заданию: «Узнай по звуку». Чтобы прослушать звук, нужно нажать ЛКМ по значку с цифрой. Для проверки правильного ответа нужно щёлкнуть ЛКМ по нужному квадрату с вопросом под соответствующим значком.
7. Перейти к 4 заданию: «Удивительно, но факт».
8. Выбрать номер вопроса, перейти по ссылке к заданию.
9. Чтобы выполнить задание, надо щелкнуть мышкой по нужной кнопке. Если ответ правильный, то вместо кнопки появится смайлик.
10. Чтобы вернуться к номерам вопросов, нужно щелкнуть ЛКМ по значку .
11. 3 тур, 1 задание «Третий лишний». Щёлкнув ЛКМ по «лишней» картинке, мы увидим её исчезновение. При ошибочном выборе картинки мигают.
12. 3 тур, 2 задание «Из первых звуков названий картинок сложи слово». Для проверки правильного ответа нужно щёлкнуть ЛКМ по квадрату с вопросом.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина для подготовительной группы детского сада Викторина для старшей-подготовительной группы детского сада. Лес и его обитатели Викторина для детей подготовительной группы. Сценарий Интеллектуальная олимпиада для детей старшего дошкольного возраста в детском садуУчастник №15 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (4)
|
|
||
|
|
|
||
|