Снежная королева своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Снежная королева своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер-класс для детей "Морена-Снежная королева славян"
Автор: Виктория Фомичёва 11 лет, обучающаяся «Детской художественной школы имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.Педагог: Наталья Александровна Ермакова, преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.
Описание: работу можно выполнить с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования, учителям, детям и их родителям.
Назначение: персонаж для настольного театра, украшение интерьера, участие в творческих выставках.
Цель: создание образа Снежной королевы.
Задачи:
- познакомить детей с образом, характером и историей Снежной королевы в славянской мифологии;
- учить создавать образ Снежной королевы в технике лепки и росписи по пластилину на объёмной форме;
- совершенствовать навыки лепки, технику работы с гуашью;
- развивать творческое воображение, умение работать по замыслу;
- воспитывать интерес к родной культуре и традициям.
Здравствуйте, уважаемые гости! С детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят волшебные сказки. И если читателю разного возраста предложить перечислить героев именно волшебной сказки, то, несомненно, ими окажутся в первую очередь мифологические персонажи-Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и многие другие. Источником создания этих персонажей является народный фольклор, но часто случается и так, что эти мифологические персонажи становятся образами авторских литературных произведений.
Сегодня наше внимание привлёк образ особого сказочного персонажа-Снежной Королевы, хозяйки Зимы, повелительницы ветров, метелей и вьюг. Образ Снежной Королевы привлекает и зачаровывает своей холодной недостижимой красотой. Ледяное сердце трудно разбить, но еще труднее растопить. В равнодушных глазах никогда не отразится огонь страсти, и нежность не вспыхнет едва заметной улыбкой на устах той, что создана изо льда. В ее душе не растает ослепительно белый снег, в котором так легко забыться последним, гибельным сном.
Сказка «Снежная королева» была написана более чем 170 лет назад и впервые увидела свет в далеком 1844 году. Это самая длинная сказка Ханса Кристиана Андерсена, которая, к тому же, является очень тесно связанной с жизнью писателя.
Сам Андерсен однажды признался, что «Снежную королеву» считает сказкой своей жизни. Она жила в нем еще с того времени, когда маленький мальчик Ханс Кристиан играл со своей соседкой, белокурой Лисбетой, которую он называл сестричкой. Она сопровождала Ханса Кристиана во всех играх и затеях, а также была первой слушательницей его сказок. Очень возможно, что именно эта девочка из детства известного писателя стала прообразом маленькой Герды.
Не только Герда на самом деле существовала. Биографы Андерсена утверждают, что прототипом Снежной королевы стала шведская оперная певица Йенни Линд, в которую был влюблен писатель.
Холодное сердце девушки и неразделенная любовь побудили его написать историю Снежной королевы-красавицы, которой чужды человеческие чувства и эмоции.
Также можно найти информацию, что с образом Снежной королевы Андерсен был знаком с раннего детства. В народных датских преданиях смерть часто называли Ледяной девой. Когда умирал отец мальчика, он сказал, что наступило его время и Ледяная Дева пришла за ним. Возможно, Снежная королева Андерсена имеет много общего со скандинавским образом зимы и смерти. Так же холодна, так же бесчувственна. Один лишь ее поцелуй может заморозить сердце любого человека.
Кроме скандинавской мифологии образ Ледяной Девы присутствует также и в других странах. В России это -Мара-Морена, Великая Богиня Смерти и Зимы, жена Кощея, наша Снежная королева!
Мара-это богиня-ведунья. Ее имя расшифровывается как «Ма-Ар Ра», «Ма», то есть-мать, женщина; «Ар» -это радеющая, плодородная; и «Ра» -то есть видящая суть вещей и обладающая душой. Она богиня тьмы, богиня ночного неба и кратковременной пустоты, богиня тайны.
В мифологии любого народа, связанной с годичным циклом, весна всегда олицетворяла жизнь, молодость и свет, а зима-старость, смерть, тьму. Славянская богиня смерти Марена, имеет очень древнее происхождение. Легенды о Марене восходят к праарийским мифам, из которых она перешла в мифы германских племен, а также в скандинавские, кельтские и другие.
Ноябрь-месяц особенный: по календарным датам еще осень, а по погоде-самая настоящая зима и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима.
В славянской мифологии Марена (Марана, Морёна, Маржана, Маржёна) связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. Осенью Богиня Марена прогоняет теплого, летнего Бога солнца Ярилу и устанавливает на земле свое Царство снегов и морозов. Двадцать пятого ноября славяне встречали день Богини Морены, хозяйки зимы и ночи.
Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода-дождь, снег, ветер. В этот день запрещено было творить какие-либо славословия и жертвы богам, так как все они невольно приносились бы Марене.
Для борьбы с зимой, холодом и смертью у людей было лишь одно средство-огонь. Только свет живого пламени мог отпугнуть все враждебные человеку силы природы, которые всегда казались людям управляемыми чьей-то недоброй волей. Ведь зима с ее морозами и голодом каждый год уносила многочисленные жизни тех, кто был слаб,-больных, старых, малолетних…
И вот, чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что ее не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место-на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть, принадлежащая к свите темного божества, которую в народе называли Кикиморой одноглазой.
На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани (незамерзшей трясине), чтобы символически "дать отпор" богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времен считавшегося противником всех темных сил и другом людей.
Но в зимнем, холодном мире Марены власть солнца ничтожна, оно ничем не может помочь людям-только изредка показывается им, чтобы напомнить, что где-то далеко отправляется в дальний путь весна, которая вернется и прогонит прочь старую ведьму Смерть. И тогда соломенное чучело Марены поволокут за околицу и сожгут на веселом жарком костре Масленицы все те, кто дождался перелома года на светлое время.
В первый день весны Люди верили, что 1 марта, природа постепенно начинает оправляться от холодов и зимней стужи, что Бог солнца Ярила надевает на свои вилы в виде солнечных лучей зиму, и наступает пора сельскохозяйственных работ.
Наши предки считали 1 марта началом года, и чтили Богиню зимы Морену. Почитание в это день богини Мары приводило людей к Калинову мосту. Ведь ее владения, по поверьям, лежат за разделяющей Навь и Явь рекой, а через нее и перекинут охраняемый Змеем Калинов Мост. В этот день чтят Морену, как проводника душ в загробный мир.
(Наши древние предки, славяне, называли себя Православными, потому, что они Славили(почитали) Правь.
Явь-это явленный мир, мир материальный. И не только материальный. Это ещё и мир идей, мыслей, намерений. Потому что они тоже явны на уровне наших образов.
Навь-это неявленный мир, то, что не проявлено в этом мире, мир потусторонний, в который уходят умершие, именуемые "навьи". Хотя иногда навьи могут являться и в наш мир, в Явь, например, в виде птиц, чтобы посмотреть, как живут их потомки.
Славь-любовь к Богам, олицетворяющим наших славных древних предков, прославление божественных сил, заложенных во всём окружающем мире, во всей Природе, в том числе и в человеке.
Правь-мир богов. Всеобщие правила, законы Вселенной, а также правила, установленные нашими пращурами, после смерти ставшими славянскими Богами.
Православие-очень древнее русское понятие, оно насчитывает несколько десятков тысяч лет и берет свои корни из древнего солнечного мировоззрения, которое описывало мироустройство с помощью понятий "Явь"(мир материальный), "Навь"(мир прототипный), "Правь"(мир формирующий) и "Славь"(мир творящий)-четырехуровневая структура мироустройства; в то время славянские люди славили “Правь”, жили по Правде и называли себя Православные).
1 марта день Морены, пробуждение Кикиморы вятской
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Её символы-Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но Смерть, даруемая Мареной, лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...
Гимн-Правьславление:
Марена-Матушка, Славна и Триславна буди!
Мы, Тя, извечно величаем,
безкровны Требы и Дары для, Тя, все-Родно возжигаем!
Даруй нам достаток во всех деяньях наших,
и сохрани от мора скотину нашу,
и не давай опустеть житницам нашим,
ибо велика есть щедрость Твоя,
ныне и присно и от Кругл до Кругл!
Тако высть, тако еси, тако буди!
Считается, что Великая Богиня Марена имеет на крайнем севере Мидгард(мир, населённый людьми)-Земли Ледяные Чертоги, в которых Она любит отдыхать после странствий по Сварге Пречистой(Небесные Миры Слави и Прави).
Когда Богиня Марена приходит на Мидгард-Землю, вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон. А когда Марена Свароговна уходит в свои Ледяные Чертоги, на второй день после дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и разнообразной жизни. В честь проводов Богини Марены на Север ежегодно отмечается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы(современное название-Проводы Русской Зимы).
У Марены было несколько обличий: высокая красивая женщина с распущенными длинными волосами, уродливая старуха, молодая девушка. Она могла быть одета либо в рваные черные лохмотья, либо в белые роскошные одеяния, но всегда несла только одно-смерть.
Воплощений у этой мрачной богини тоже было несколько-к примеру, Моровая дева, Мара, и прочие темные женские божества, олицетворявшие болезни, наваждения и гибель. Однако в русских народных сказках Марена превратилась в прекрасную Марью Моревну, пленницу Кащея, которую витязь должен украсть и привезти людям.
Ведь Марена, подобно многим божествам, была всего лишь темной стороной таинственной богини, к которой восходят все женские божества праиндоевропейской мифологии. И если зимой Марья Моревна была холодной и злой смертью, то весной она же, возобновляя жизненный цикл, являлась в своей второй ипостаси-богини весны и молодости, красивой юной девушки, несущей свет и любовь. И все сказки кончались победой царевича над силами тьмы и его свадьбой с прекрасной Марьей Моревной.
Материалы и инструменты:
-стеклянная бутылка
-пластилин(можно старый)
-зубная паста(белая)
-гуашь, кисти
-баночка для воды
-тряпочка для рук и кистей
-лак для волос
-лаки для ногтей с блёстками
-лист бумаги А3
-карандаш простой, ластик
-восковые мелки
Ход мастер-класса:
Работу начинаем с создания каркаса для лепки туловища Морены. Стеклянную бутылку облепливаем тонким слоем пластилина.Из отдельного кусочка пластилина лепим яйцеобразную лепёшку-это голова. Затем как следует примазываем заготовку к горловине формы.
Далее скатываем много тонких и длинных колбасок, из них мы сделаем Снежной королеве волосы.
Затем из крупных колбасок лепим руки персонажа, закрепляем их на каркасе. Лепим из маленьких кусочков носик и губы, и покрываем всё изделие зубной пастой(тонким слоем) для обезжиривания пластилина.
Когда паста высохнет приступаем к работе с красками, подбираем цветовую гамму.
Платье Морены будет голубым. Волосы будут различных оттенков синего и фиолетового цветов, с добавлением белых мазочков. Цвет лица сделаем более тёплым, смешиваем охру и белый.
Реснички и брови рисуем чёрным цветом, белки будут белоснежные с голубыми зрачками, для губ выбираем фиолетовый цвет. Далее синей гуашью украшаем платье Снежной королевы, рисуем окантовку на горловине, рукавах и подоле платья.
В качестве украшения платья рисуем снежинки.
Нашей красавице не хватает короны, слепим её из голубого пластилина. Сначала скатаем колбаску, затем её расплющим. С помощью стеки вырезаем на расплющенной колбаске зазубринки. И соединяем полученную форму в кольцо-корона готова, остаётся выровнить её пальчиками, сгладить все неровности.
Когда краски высохнут всё изделие покрываем лаком для волос. И частично украшаем платье лаками для ногтей с блёстками(горловина, подол, рукава).
А теперь создадим декорации, нарисуем ледяные чертоги Морены, её тронную залу.
Создаём набросок простым карандашом. В центре рисуем овал-зала, по центру овала располагаем трон, а вокруг рисуем стены из глыб льда.
Далее рисуем восковыми мелками, их боковой стороной(ребром), растираем мелки по поверхности бумаги. Фиолетовым цветом выполняем цвет стен, голубым-пол тронной залы.
Более сочным оттенком голубого цвета разукрашиваем колонны, трон и окошки. Вводим немного розовых переливов в фиолетовое и голубое сияние дворца. И работа над чертогом Снежной коровы Морены завершёна.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Зимний пейзаж из пластилина для детей 6-9 лет. Мастер-класс с фото Пластилинография на тему: Зима для детей 6 - 8 лет. Мастер-класс с фото Аппликация "Зимняя сказка" для школьников. Мастер-класс с пошаговыми фото Аппликация из манной крупы для детей по теме «Зимний лес». Мастер - класс с пошаговым фотоУчастник №7 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 марта по 15 июня 2016 года
← Избушка на курьих ножках своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Изобразительная деятельность "Сова своими руками" для детей 3-4 лет поэтапно с фото →
+14↑ Голосов: 14 |
Комментарии (9)
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|