Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений
Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ
Автор: Щеглова Надежда Валентиновна, музыкальный руководитель, МБДОУ №28, г. ЗеленогорскДанный материал будет полезен музыкальным руководителям для работы в вокальном кружке или при выработке вокальных навыков при пении.
Пение - одна из самых доступных и активных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Исследования ученых доказали, что формирование музыкального слуха и голоса идет легко и просто лишь до определенного возраста – примерно 8 лет, причем, чем младше ребенок, тем легче он перестраивается.
Хоровое пение, как процесс, творчество коллективное, где каждый поющий ребёнок взаимосвязан с остальными участниками. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат.
На мой взгляд, дети, занимающиеся хоровым пением, получают в коллективе не только определенные знания, умения и навыки, но и получают здесь модель поведения в социуме.
О влиянии хорового пения на формирование личности ребенка писал еще К.Д.Ушинский: «В песне, особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то…располагающее певцов к дружному делу. Она (песня) несколько отдельных чувств сливает в сильное чувство и несколько сердец в одно сильнодействующее сердце;…В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувства».
Целью моей работы с хором дошкольников является развитие творческого потенциала личности ребенка посредством вокально-хоровой деятельности.
Задачи:
- формирование у детей певческих умений и навыков (выработка чистого интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции), способствующих выразительному исполнению.
- закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости на музыку.
- формирование коммуникативных навыков - умения взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе.
- развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения;
- развитие музыкальных способностей – тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память.
- развитие певческого голоса, формирование естественного детского звучания, укрепление и расширение певческого диапазона.
- помощь в проявлении творческих способностей, самостоятельном использовании знакомых песен в играх, хороводах.
Проработав достаточно долго в общеобразовательных школах города учителем музыки, я каждый год встречалась с одной и той же проблемой: у первоклассников слабо сформированы вокально-певческие навыки. Большинство детей не интонируют, дикция вялая, зажатая нижняя челюсть, поют дети, часто не задумываясь о содержании произведения - все это не способствует какому-либо интересу к музыке.
Это меня подтолкнуло заняться хоровым пением в детском саду.
Трудности, с которыми столкнулась я в работе с дошкольниками, обусловлены возрастными особенностями детей. Голосовой аппарат дошкольника отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань и голосовые связки еще не достаточно развиты, связки короткие, звук слабый. В основе детского диапазона лежат примарные тона. Грудной регистр развит слабее, чем головной. Диапазон детей старшего дошкольного возраста достаточно широкий (ре1-до2). Низкие звуки звучат более напряженно, глухо, высокие же - напряженно, через силу.
Поскольку пение - это психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и т. д., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани, устает голос и звучит тяжело и некрасиво.
Прежде чем начинать работу над вокально-хоровыми навыками, я знакомлю детей с упражнениями для формирования певческой установки.
- Исходное положение (И.п.): стоя прямо, ноги «узкой дорожкой».
- «Пружинки». По моей команде дети поднимаются на носочки и опускаются, таким образом, отрабатываю певческую постановку корпуса при пении с опорой на ноги.
- «Пиджачок». Описываем полукруговые движения назад (снимаем пиджак), а затем вперед (надеваем), тем самым освобождаем плечи и корпус.
- «Рынок. Наклонить корпус вниз, ноги прямые, руки расслабленно висят, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз с земли, с трудом поднять резко бросить и расслабиться. Прием направлен на расслабление корпуса ребенка и снятию мышечной зажатости.
Процесс пения невозможен без певческого дыхания. Формирование навыка певческого дыхания способствует укреплению и охране голоса от заболеваний. На своих занятиях я использую следующие упражнения:
- «Мыльный пузырь». По моей руке дети должны сделать быстрый вдох, задержку и продолжительно-активный выдох, пока не лопнут мыльные пузыри.
- «Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
- «Вертушка». Использование вдоха и выдоха с поворотом головы влево-вправо, либо движение с головы вверх-вниз.
- «Музыкальная цепочка». Друг за другом, по руке дирижера, дети «вливаются» в один и тот же звук. Это упражнение подводит детей к освоению цепного дыхания. Все эти приемы направлены на формирование певческого дыхания и на подготовку к вокальной работе.
На занятиях хора я использую ряд упражнений на развитие музыкально-ритмического слуха. Это упражнения по принципу «Ритмическое эхо». Я или ребенок задаем ритмический рисунок, а все ребята должны точно повторить его.
Или, упражнение, включающее в себя каждый раз новый ритмический рисунок, позволяет мне не только добиваться единого ритма, но и помогает детям быть всегда внимательным, т.к. ритм в любое время может измениться.
Эти упражнения-игры нравятся детям, потому что каждый может, оказавшись ведущим и проявить себя в изобретательности ритма.
Чтобы избежать однообразия и скуки на занятиях, постоянно использую музыкально-ритмические, коммуникативные, артикуляционные игры, игровые песни К.Орфа, Т.Тютюнниковой, Т. Боровик. В играх с пением дети упражняются в умении петь a kapella. Под влиянием эмоций, вызванных игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а главное, настроение, которое несет в себе песня.
Работа над дикцией часто начинается еще в игре, продолжаясь потом в процессе распевания или разучивания произведения.
Для заинтересованности детей часто использую артикуляционную игровую гимнастику В.Емельянова, скороговорки, звукосочетания (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-ли-до-ду и т.п.)
В процессе работы над произведением проговариваем тест песни шепотом, чередуя звучное и беззвучное проговаривание текста. Особое внимание детей обращаю на начало и концы фраз, оканчивающиеся на согласный звук или шипящий.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков, я одновременно провожу работу над развитием динамики. Поскольку голосовой аппарат детей не совершенен, возможности у детей в передаче динамических оттенков ограничены. Упражнения, которые я применяю в своей работе, позволяют достичь положительного результата:
- счет от 1 до 10 (от шепота до выкрика), рр<f
- «Страшная история». Дети пропевают гласные звуки, добавляя каждый раз новый, последующий звук.
А< >A
A-O< >O-A и так далее.
Развитию певческого диапазона, формированию легкого полетного звука и чистоты интонирования мелодии мне помогают следующие упражнения:
- настройка в тональности перед работой над песней;
- пропевание мелодии закрытым ртом или на слог, в зависимости от характера музыки;
- пение по цепочке, поочередное исполнение фрагментов мелодии упражнения или песни детьми дает возможность отследить чистоту интонирования;
- чередование пения вслух и про себя, для этого могут быть использованы как технические распевания, так и мелодии разученных песен;
Большие трудности при обучению пению связаны с проблемой «гудошников» - не интонирующих детей. Это явление встречается очень часто не только у детей младшего дошкольного возраста, но и у детей более старших (поющий слышит, что поет не тот звук, а спеть его правильно не может). С помощью некоторых приемов и упражнений я стараюсь устранить этот недостаток, заключается они в следующем:
- прошу детей закрыть глаза и послушать интервал, тем самым, обостряя внутренний слух, а потом прошу воспроизвести его;
Для достижения исполнения высоких звуков, использую прием глиссандо.
-ребенок «подъезжает» на глиссандо к нужному звуку, фиксирует его в музыкальной памяти, а только потом поет, точно попадая в звук;
При работе над интонацией я часто сажу слабо интонирующих детей среди хорошо поющих.
Для формирования звуковедения в хоре, я использую приемы:
- словесно-образное описание способа пения: «тянем звук как ниточку»;
- «несем звук, как драгоценный предмет»;
- «укалываем звуки иголочкой»;
- «звуки упругие, как мячики».
Все вокально-хоровые навыки подразумевают взаимодействие ансамбля и строя. Одним из важных условий достижения ансамблевого звучания является систематическая работа по обучению детей пению по жесту дирижера. Я использую некоторые игровые упражнения и игры:
- прохлопывание ритмического рисунка;
- проговаривание текста в ритме;
- проговаривание текста в различных темпах (от медленного до быстрого);
- «Ловушка». По моей руке дети проговаривают любое известное стихотворение с использованием разных штрихов. При этом я произвольно, не предупреждая детей, чередую показ штрихов. Этот прием помогает детям быстро реагировать на изменения в характере жеста.
- «Будь внимательным». Задание на внимание и совершенствование исполнительской отзывчивости. В процессе пения, я жестом показываю неожиданные и неоправданные остановки (фермата на разных звуках, ауфтакт без вступления) для развития внимания и исполнительской отзывчивости детей.
Все работа проходит под дирижерский жест.
Я считаю, что важным условием успешной организации вокально-хоровой работы является компетентность музыкального руководителя, способность правильно оценить качество звучания, увлеченность, эмоциональная отзывчивость. Эффективность вокально-хоровой работы зависит от владения разнообразными приемами работы. Поэтому для успешной работы с хоровым коллективом дошкольников я, в самом начале нашей работы, знакомлю ребятишек с дирижерскими жестами, которые нам помогут понимать друг друга без слов в игровой форме.
Упражнения повторяю на нескольких занятиях, пока у детей не выработается соответствующий навык. Иногда упражнение я строю на фрагменте изучаемого произведения (чаще трудного места), тогда с детьми проходим это упражнение вне ритма, выстраивая унисон каждого звука и интервала.
Игры и упражнения, описанные выше, при систематической работе позволяют выработать вокально-хоровые умения и навыки, помогают созданию дружеской атмосферы, снятию внутренних зажимов.
Для формирования личности ребенка, с учетом его психофизических особенностей, умений и навыков, я подбираю репертуар. В него входят песни современных авторов, классическая музыка и народные песни.
Разнообразие репертуара способствует развитию мышления, памяти, кругозора, формирует музыкально-эстетический вкус детей.
Результатом моей деятельности явились выступления детского хора в детском саду и на городских мероприятиях:
- Концерт, посвященный Дню пожилого человека;
- Концерт, посвященный Дню дошкольного работника;
- Концерт ко Дню Матери;
- Выступление на празднике защитников Отечества;
- Выступление на общем родительском собрании по теме: «Воспитываем мальчика. Воспитываем девочку».
- Выступление на выпускном утреннике;
- Успешное выступление в городском Гала-концерте;
- Участие в городском празднике, посвященному Дню защиты детей.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на туристическую тематику для старших дошкольников Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников Музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Колыбельные песни русских композиторов Развитие чувства ритма у детей дошкольного возрастаПохожие статьи:
Игры на улице для ребенка от 3 до 5 лет
Игры со словами для дошкольников
Участник №81 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Автор: Надежда Валентиновна Щеглова
Опубликовано: 3280 дней назад (10 ноября 2015)
Просмотров: 11230
Рубрика: Методические разработки
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!