Мастер-класс «Формирование умений построения композиции в объединениях художественной направленности»
Конспект мастер-класса на тему «Формирование умений построения композиции в объединениях художественной направленности»
Цель: Развитие композиционных умений в ходе создания открытки в технике «Кардмейкинг».Задачи:
• Закрепить основные законы композиции в создании открытки;
• развивать творческий потенциал;
• формировать эстетический вкус;
• формировать ууд:
регулятивные: научатся определять цель и тему занятия, пути достижения цели, руководствоваться основными законами в создании композиции, планировать свою деятельность;
метапредметные: сохранение учебной задачи ; самоконтроль и самооценка; анализ;
коммуникативные:умение выражать свое мнение;
личностные: проявятумение адекватно оценивать выполненную работу.
Материалы и оборудование:
Картон, бумага для скрапбукинга, пуговицы, скотч, цветы, фигурный дырокол.
Ход мастер-класса
Здравствуйте. Меня зовут Вершинина Марина Николаевна. Я - педагог дополнительного образования в «Центре дополнительного образования детей».Второй год я работаю по программам художественной направленности «Дизайн» и «Чудо-кони,чудо-птицы», работа с детьми мне доставляет огромное удовольствие. Среди многих задач ,решаемых в ходе реализации программ и которые для меня важны,стоят задачи творческого характера, в частности задача формирования умений построения композиции.
-Сталкивались ли вы с таким определением? А как вы понимаете ,что такое композиция ?
(ответы)
-Да.Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей, в единое целое в соответствии с какой - либо идеей.
Композиция-это построение целостности произведения , все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве.
(слайд 1).
Умения построить композицию нужны на занятиях изобразительного искусства ,при размещении рисунка на листе и в дизайне ,когда мы выполняем плоские и объемные работы.
-Вам предложены 2 варианта компоновки натюрморта. На каком рисунке, на ваш взгляд,композиция выглядит более удачно? (слайд 2)
(ответы-на втором, так как выбран наиболее удачный ракурс,и предметам, изображенным на рисунке № 2 достаточно пространства).
-Да, верно.
-А как вы считаете, где важны эти умения в обыденной жизни?
(ответ)
-В интерьере,правильно. мало найти обои и паркет, купить мебель и светильники — нужно нечто большее, чтобы не превратить комнату в филиал мебельного магазина.Вот пример. (слайд 3).
-Какой из представленных вариантов вам нравится больше? Что бы вы хотели изменить?
(Ответ -на рисунке № 2интерьер смотрится наиболее выигрышно.
Мебель удачно подобрана по цвету и форме. Тяжелая левая часть красной ниши уравновешена напольными вазами и настенными часами.)
Сильная, грамотно построенная композиция позволяет привлечь внимание к ключевым моментам ,и эти основные элементы сразу бросаются в глаза ,а слабая композиция рассеивает внимание .
На занятиях с детьми умениепостроения композиции формируется через совокупность методов:анализа готовых произведений,специальных заданий по цветоведению, проблемных вопросов,игровых заданий развивающего характера.
Особое значение для формирования умений композиции уделяется в ходе проектной деятельности. В ходе реализации творческого проекта учащиеся должны проявить умения подбораи сочетания различных материалов,цвета, размера ,фактуры. Это возможно лишь в том случае ,если дети усвоили правила или законы композиции.
-Давайте рассмотрим некоторые законы композиции на примере изготовления открыток.
-Знакомо ли вам такое слово, как «Кардмейкинг»? Что оно обозначает?
(ответ).
Верно! Это ручное изготовление открыток -вид прикладного искусства, очень популярный в последнее время (слайд 4).
-(слайд 5) На данном слайде перечислены основные законы композиции.
1. Закон центровки.
2. Закон цвета.
3. Закон ритма.
4. Закон динамики и статики.
5. Закон симметрии и асимметрии.
1. Закон центровки (слайд 6). Мы строим композицию на плоскости. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.
Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать(слайд7).
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Композиционный центр может быть выделен светом, цветом, формой и размером(слайд 8).
2. Закон цвета (слайд 9)
- Желательно не использовать более 3 х цветов,избегать пестроты.
- Один цвет должен быть доминирующим, остальные должны с ним гармонировать.
- Фон должен сочетаться с деталями.
- Теплые цвета кажутся ближе
На каком из представленных вариантов фон гармонирует с деталями? Почему? Какая открытка радует ваш глаз?(слайд 10)
(ответ)
-Я считаю, что наиболее гармонична по сочетанию цветов вторая открытка, так как фон идеально сочетается с подложкой и декоративными элементами ,тогда как на первом варианте очевиден перебор с используемыми красками.
3. Закон ритма.
Ритм–это всегда повторение крупных и мелких деталей и один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением цвета, объектов, пятен света и тени.(слайд11).
-Подскажите, какие элементы на представленных открытках задают ритм в композиции?
(ответ)
-Верно.Например, в первой открытке повторяется фигурный край бумаги и подложки для надписи, а также рисунок ленты повторяет мелкую клеточку на сердечках фоновой бумаги. А на втором варианте-многочисленные бабочки , на третьей ритм задан повторомклавиш ,одинаковыми цветами и орнаментом подложки.
4. Закон симметрии и асимметрии.
В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. (слайд 12).
Асимметрия-отсутствие или нарушениесимметрии.
5. Закон динамики и статики. (слайд 13).
Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.
-Какие элементы позволяют сделать вывод , что композиция динамичная? Как вы смогли отличить динамичную композицию от статичной?
(ответ).
-Верно. В статичных композициях предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.
Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, возможно более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость!
Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.(вариант открытки с шагающей девочкой)
-Именно на этих законах построена наша практическая работа. Вам предстоит создать свой проект. Какова цель работы ,попробуйте ее сформулировать.
(ответ)
Выполнить открытку в технике «Кардмейкинг»,используя основные композиционные законы.
-Совершенно верно!
-Обратите внимание на многообразие материалов на ваших столах. Материалы у всех одинаковые, но открытки у вас получатся разными .В этом-то и будет творчество!
А основные законы композиции в этой подсказке (сделана ромашка).
-Ну что, приступайте к работе!
-Как вы считаете, с чего необходимо начать работу?
(ответы)
*создать модель (представить в уме или нарисовать схему)
*выбрать цветовую гамму
*правило 3х: заголовок (поздравление),картинка-штамп ,украшение
*устойчивость композиции
*«неперегруженность»
*разложить элементы на плоскости открытки
*закрепить элементы с помощью скотча и клея
(слайд 14)
Индивидуальная, дифференцированная помощь, консультации по запросам.
Рефлексия.
По окончанию работы пригласить к доске .
-Как вам кажется,какие законы соблюдены в ваших работах? Что бы вы хотели изменить ? (каждый комментирует свою работу)
-Благодарю вас за интересную творческую работу. Надеюсь, полученные знания вам пригодятся и в работе, и дома.
Презентация на тему: Формирование умений построения композиции
Рекомендуем посмотреть:
Тренинговое занятие для детей 8-11 лет Открытка с 8 марта в технике скрапбукинг пошагово с фото Работа с родителями в дополнительном образовании детей Выставка, как результат работы учащихся детского объединенияУчастник №56 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года
Автор: Марина Николаевна Вершинина
Опубликовано: 3322 дня назад (18 ноября 2015)
Просмотров: 2552
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|