Труд, как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста
Труд, как средство всестороннего развития младших дошкольников
«Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда»
А. С. Макаренко
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Гармоничное развитие ребенка-основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы трудового воспитания. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.
Трудовое воспитание младших дошкольников имеет свою специфику. Основной его задачей является формирование предпосылок положительного отношения к трудовому процессу. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первоначальное значение имеет создание необходимых условий. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду; проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным и тому подобное.
В ходе обучения трудовым навыкам, необходимо формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в этом. Недопустимо, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность, помогает ему преодолеть трудности. Дошкольный уровень образование позволяет интегрировать трудовое воспитание практически с любым видом деятельности. Так на занятиях по ознакомлению младших дошкольников с трудом, детям рассказывают, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, как заботится об окружающих.
В работе с детьми необходимо использовать иллюстрации, картины, художественную литературу, малые фольклорные формы, а также игровые приемы. Например, исполнение шведской песенки «отличные пшеничные» или чешской «Помогите» и других подобных им - вызывает у детей желание оказать помощь другому. Русская народная сказка «Репка», рассказ Н. Павловой «На машине» в занимательной для малышей форме повествует о дружбе и взаимопомощи. Интересна для беседы с детьми русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». В совместной деятельности с детьми чаше используйте игровые приемы, повышающие активность малышей, способствующие подражанию и развитию их интереса к трудовой деятельности. Например, напоминайте: «За нашей работой сейчас наблюдает мышка. Ей очень хочется, чтобы вы, ребята, научилась аккуратно складывать одежду в свой шкафчик» …
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, умение раздеться и одеться, уборка и подготовка рабочего места). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности, заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. Формировать первоначальные представления младших дошкольников о самообслуживании помогают стихи З. Александровой «Мой мишка», Е. Благининой «Не мешайте мне трудится», Ю. Тувима «Письмо», А. и П. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр». В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Руководя самообслуживанием детей, старайтесь поддержать их положительное эмоциональное состояние, индивидуально общайтесь с каждым ребенком, устанавливайте с ними разнообразные контакты. Называя в процессе самообслуживания предметы одежды, необходимые действия, вы расширяете словарь детей.
Как вы считаете может ли труд стать важной часть умственного развития детей? Безусловно. Это еще одна область которую можно наиболее полно совместить с трудовым воспитанием. К примеру, на занятиях по экологии дети практически познают свойства окружающего мира, наблюдают за ростом растений и изменениями растений, рассматривают животных знакомясь с условиями их обитания и т.д. У них развивается любознательность, познавательные интересы. Руководя трудом малышей, в природе необходимо называть растения, их части, производимые в труде действия; это дополнительно расширяет детский словарь, активизирует его. Рассматривая с детьми растения предложите обследовать объект разыми способами: «Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветочек» и так далее. Ежедневно разъясняйте необходимость ухода за растениями и животными.
В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. С целью развития у детей эстетического вкуса можно использовать, например, такие дидактические игры как «Чего на свете не бывает», «Чудесные гномы», «Посчитай сколько распустилось цветов» и любые другие. Полезно будет создать картотеку таких дидактических игр, направленных одновременно и на трудовое воспитание, и на художественно-эстетическое развитие. Посредствам дидактических игр у детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно. Они радуются, замечая при поливе растений новый бутон, осматривая аккуратно расставление игрушки, чисто выстиранные кукольные вещи.
Еще одна область, интегрируемая с трудовым воспитанием – сезонные наблюдения в природе. В процесс наблюдения входит художественное слово, подвижные игры, трудовые поручения для детей, наблюдения за трудом взрослых. На примере наблюдения за уборкой прогулочного участка детского сада, можно легко познакомить воспитанников с тем как дворник убирает территорию, каким оборудование он при этом пользуется. Помимо этого, труд закаляет детей физически, так как большую часть поручений они выполняют на воздухе (принести воду, полить растения, разгрести листья и другие сезонные работы). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств, в процессе трудовой деятельности у детей формируются элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т.д. Необходимо оценивать нравственную сторону трудового участия детей. Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях. Кроме того важно формировать у дошкольников представления о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывать желание вовремя справится со своей работой, проявлять заботу об окружающих. Обращаясь к дежурным как к своим помощникам, благодаря за своевременное выполнение обязанностей, педагог обучает всех детей относится с уважением к труду сверстников. Формируя у детей умение проявлять усилия, быть аккуратными, выполнять задания до конца, важно воспитать у них положительное отношение к любой работе.
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях и беседах при индивидуальных встречах рассказывайте о требованиях программы к трудовому воспитания детей младшего дошкольного возраста. Предлагайте родителям конкретные рекомендации о содержании труда детей дома, о методах и формах организации и руководства. Например: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом, поощрять за старания, не перегружать.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематических характер. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде.
Воспитывая малыша в труде, помните, способности ребенка развиваются главным образом в условиях деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по трудовому воспитанию для детей средней группы Создание развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников домаПохожие статьи:
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!