Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Детско-родительский долгосрочный проект в средней группе детского сада

Детско-родительский долгосрочный проект для детей 4-5 лет «Русская изба».
Введение в проект.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.
Участники проекта: Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Срок реализации: 1 год.
Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с устройством русской избы;
• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• Познакомить с традициями русского народа;
• Познакомить с русским народным , народными инструментами;
• Познакомить с новым словом «оберег», формировать умения, навыки детей по изготовлению оберега;
• Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
• Знакомство с русскими народными хороводными играми;
• Изготовить макет русской избы;
• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Актуальность проекта.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Новизна проекта «Русская изба».
Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
Художественно – эстетическое развитие
Коммуникативно – личностное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Проект построен по комплексно – тематическому принципу: создание макета мини – музея «Русская изба» в соответствии с темами недели.

Предмет исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский и др.)

Проблема. При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

Гипотеза.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Проверка гипотезы. Методы исследования.
•Экскурсии в мини-музей.
•Беседы с детьми.
•Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
•Чтение художественной литературы.
•Продуктивная деятельность (изготовление оберега)
•Театрализованные игры.
•Рассматривание предметов быта и посуды.
•Заучивание потешек, прибауток, закличек.
•Использование русских народных песен и танцев.
•Проведение русских народных игр.
•Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
•Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
•Рассказ о народных обычаях и традициях.

I этап – подготовительный.
Цель: разработать проект.

Месяц, мероприятия,результат
сентябрь
Изучение литературы по данной теме:
•«Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.
Санкт – Петербург Детство – пресс 2008
•«Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина/. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2009
•«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева Санкт-Петербург Детство-Пресс 2004,
- Сбор и анализ сведений о месте работы родителей, дедушек, бабушек, диагностическое обследование детей.
Разработка мероприятий социально – педагогического проекта по осуществлению связи с социумом, создание условий для реализации проекта. Пополнение методической литературы. Выявление проблем и возможности их устранения. Система мероприятий по взаимодействию с детьми, социумом, родителями.

II этап – основной.
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Месяц, тема недели, формы работы
Взаимодействие с детьми Взаимодействие с социумом
Октябрь, темы недели:
1.Осень в гости к нам пришла
2. Труд взрослых
3.Мир профессий
4.Хлеб всему голова
-Фольклорный праздник «Осенины»
-Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта». Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.)
-Д/и «Построй избу», «Помоги плотнику».
Д/и «Укрась избушку узором», «Составь узор».
-чтение В.Орлов «Колосок»;
-Совместное приготовление хлебо – булочных изделий из соленого теста. -Проведение консультации для родителей: «Мини- музей в детском саду»
- Совместная выставка с детьми «Дары осени».

Ноябрь, темы недели:
1. Неделя дружбы
2.Я – человек
3.История моей семьи
4.Человек и предметы быта

НОД « Познание» «Путешествие по русской избе» Формировать представления о традициях русского народа
-Дидактические игры: «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас»
Рассматривание печки.
Н.О.Д. «Хозяюшкины помощники», «Печка –матушка», «Позолоченная прялица», «Откуда берётся шерсть?»
Посещение краеведческого музея и совместная с родителями подготовка фотовыставки «Экскурсия в краеведческий музей»
Творческое задание «Герб моей семьи»

Декабрь, темы недели:
1.Сибирь зимой
2.Мой город Братск
3.Моя родина Россия
4.Новый год
-Заучивание пословиц, поговорок о Родине.
-Дидактические игры: «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» -Сообщения на педсоветах: «Влияние колыбельных песен на детей», «Знакомство детей с русскими народными играми».

Январь, темы недели:
1. Народные традиции России
2.Зимние игры и забавы
3.Ластоногий символ Байкала
-Игры – драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка»
-Народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; Хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Вейся капустка», «Колпачок», «Ровным кругом», «Арина».
-Просмотр видеозаписи «Отдых на Байкале»;
- Беседа «Зачем покупают сувениры»;
- Чтение А.С.Ольхон «Сказки тайги и тундры»;
- Консультации для родителей: «Роль народного - прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»
-Семейные мини выставки «Что мы привезли с Байкала»;
- Изготовление с родителями сувениров из солёного теста, бумаги, ткани.

Февраль, темы недели:
1.Дикие животные
2.Наши домашние питомцы
3.День защитника отечества
4.Мальчики и девочки
Чтение «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крошечка-хаврошечка», «Зимовье зверей» и др.
Режиссерская игра «Ферма»:
Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитываем патриота», «Давайте попоем», «Семейный музей»
Оснащение предметно – развивающей среды в группе.

Март, темы недели:
1.Женский день
2.Весна пришла, весне дорогу
3. Наши любимые игрушки
4.День детской книги.

Апрель, темы недели:
1.День космонавтики
2.Транспорт
3.Спасём природу
4.Растительный мир Прибайкалья
-Беседа о маме, разучивание поговорок и пословиц о маме.
-Выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня»
-Игра на деревянных ложках, трещотках, бубенцах, танцы с использованием ложек
- Беседа «Где можно купить игрушки в нашем городе?»;
- Отгадывание загадок;
-Играем в книжный магазин;
- Беседа «Откуда книга к нам пришла»;
- рассматривание и классификация книг;
-Настольный театр «Гуси-лебеди», «Колобок».
- Составление схемы игры: семья на природе.
- Показ кукольного представления «Игрушки зверюшки».

Изготовление предметов обихода для макета избы (сундуки, столы, лавки, посуда и т.д.)
Игрушки наших «бабушек и дедушек»
Конкурс «Кукляндия»
- Изготовление книжек – малышек;
- Совместная детско – родительская выставка «книги детства»;
- Изготовление макета мини – музея «Русская изба»

III этап: заключительный.
Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба».
Совместное обсуждение полученных результатов.
Показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей «Милости просим, гости дорогие»
Мультимедийная презентация проекта «Русская изба».

Предполагаемый результат:
1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
2.Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.
4.Дети научатся изготовлять оберег «куклу – пеленашку»
5.Узнают русские народные игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводные: «Вставай, вставай Иванушка», «Вейся капустка», «Колпачок», «Ровным кругом», «Арина» и многие другие.
6.Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.
7.Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.
9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
10.Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.

Список литературы:
1.«Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.
Санкт – Петербург Детство – пресс 2008
2.«Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина
Санкт – Петербург Детство – Пресс 2009
3.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» о. Л. Князева, М. Д. Маханева Санкт-Петербург Детство-Пресс 2004
4.«Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» М.А. Захарова, Москва, 2010 г.

Рекомендуем посмотреть:

Проект для средней группы детского сада Проект в средней группе. Здоровое питание Экологический проект в детском саду. Средняя группа Творческий проект по сказке Носова для средней группы
Схема реализации опыта работы воспитателя ДОУ. Развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре | Конспект занятия в младшей группе. Русские народные сказки
Опубликовано: 3234 дня назад (15 января 2016)
Просмотров: 5932
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Людмила # 16 января 2016 в 07:02 0
Очень актуальный проект, проделана титаническая работа. Большое спасибо Вам, Людмила Юрьевна! Беру в закладки.