Конспект урока биологии на тему: Экологические группы птиц, 7 класс
Урок биологии, 7 класс
ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ»
Цель: научиться определять характерные особенности экологических групп птиц Задачи:
• расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы леса, пустынь и полупустынь дневные хищники водоемов и побережий,);
• продолжить формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах, развитие познавательного интереса, развитие устной речи, развитие памяти;
• продолжить формирование навыков работы в группах, самостоятельно, формировать экологическое мышление и культуру.
Ожидаемый результат:
1.Знать: какие птицы называются дневными хищниками, лесными, пустынь и полупустынь, водоемов и побережий
2. Понимать: разницу между экологическими группами птиц.
3.уметь слушать друг друга при работе в группе.
Оборудование: картинки с изображением птиц принадлежащим к разным экологическим группам, карточки – задания для групп, пластилин
Тип урока: изучение нового материала
Методы: наглядный, словесный, практический, метод самостоятельной работы «пила» или зигзаг
Форма работы учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная
ХОД УРОКА
I.Вводно- мотивационный этапУчитель:
Здравствуйте!
Повернитесь друг к другу,
И просто скажите – здравствуйте!
Вы заметили? В мире добавилось чуточку Солнца
А ведь мы просто сказали друг другу - здравствуйте!!
А теперь давайте поиграем
Игра «третий лишний» ( подведение к теме урока)
Перед вами 2 ряда названий птиц , посмотрите внимательно, подумайте кого вы исключите из данного ряда и почему?
страус, утка, дрофа
Правильный ответ: лишнее- утка, потому что водоплавающая птица
гриф, лебедь, гусь
Правильный ответ: лишнее -гриф, потому что хищная птица
Учитель: догадайтесь какую тему сегодня мы будем изучать?( предполагаемые ответы детей: разные группы птиц)
Какую цель мы поставим?
( наводящий вопрос) Чем отличаются друг друга эти птицы?(особенностями строения, образом жизни)
Предполагаемый ответ учащихся: цель урока научиться определять особенности экологических групп птиц
Запись темы урока на доске « Экологические группы птиц»
II этап актуализации прежних знаний
Учитель:На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой: «Особенности строения класса Птицы».
Давайте вспомним основные особенности, отвечая на вопросы, ( фронтальный опрос)
1. К какой группе животных относятся птицы: теплокровным или хладнокровным?
2. Есть в коже птиц железы?
3. Чем покрыто тело птиц?
4. На сколько камер делиться сердце птицы?
5. Сколько кругов кровообращения имеет птица?
6. Чем заменены зубы у птиц?
7.Наличие киля у птицы говорит о том, что она умеет..?
8. Какие перья составляют основу оперения?
9. Контурные перья могут быть?
10. Почему мозжечок птиц имеет большой размер?
11. Почему так говорят: «Зоркий как ястреб»
12. Как называется орган выделения птицы?
13. Самое необходимое условие для развития зародыша в яйце птицы?
14. Из чего образуется зародыш в яйце?
15. В чем отличие птенцов выводковых и птенцовых птиц?
III. Информационно – операционный этап (с применением метода « пила» или зигзаг)
Деление класса на группы с помощью фигурок птиц на 4 группы( по 4 человека)
• Каждый член группы изучает материал по своей части.
№1 птицы леса
№2 птицы пустынь и полупустынь
№3 птицы водоемов и побережий
№4 дневные хищники
Работа в новых группах
• Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу («встреча экспертов»).
Работа в исходных группах
• Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
• Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания
• Выполняют общее задание.( слепить из пластилина птичку относящуюся к какой либо экологической группе) каждая группа имеет возможность выбора экологической группы птиц.
• Оценивание.
Выставка работ. Одна группа представляет свою поделку- птичку и защищает .Каждый член этой группы говорит 1-2 фразы характеризуя данную птицу( признаки, черты приспособленности к среде обитания)
Критерии оценивания: раскрытие темы-1 б, достоверность- 1б, аргументированность-1 б, эстетичность- 1б
IV Рефлексивно – оценочный этап
Техника под названием « 20секунд».
Учащимся дается вопрос и 20 секунд на обдумывание.
1. Что я сегодня узнал на уроке?
2.что мне больше всего понравилось на уроке?
3.Было ли что-то, что я не понял?
4.Мне хотелось бы узнать больше?
Учитель собирает листки для анализа.
Урок мне хочется закончить словами К. Г. Гарина-Михайловского: «Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать», Что мы с вами и будем делать на каждом последующем уроке.
V Домашнее задание: изучить текст учебника
Творческое задание на выбор:
Написать реферат об экологических группах птиц
Составить кроссворд
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1Птицы леса
Изучите текст.
Найдите в тексте названия птиц которые относятся к данной экологической группе, выберите основные характерные признаки, черты приспособленности к месту обитания
Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой. Различают 3 группы:
I. Древесные птицы, лазающие по деревьям. Кормятся и устраивают гнезда на деревьях, имеют короткие, но сильные ноги, долотообразный тонкий и длинный или загнутый вовнутрь клюв (попугаи). По характеру питания могут быть и зерноядные и насекомоядные: дятлы (отр. дятлы), чечетка, чиж, щегол, ползни, клесты, дубоносы (отр. воробьиные);
II. Группа лесных птиц. Гнездятся на деревьях или в зарослях кустарников, а добычу ловят в воздухе: пустельга, ястреб, кобчики (отр. дневные хищники), обыкновенная кукушка (отр. кукушки), поедающая вредных мохнатых гусениц, обыкновенный козодой (отр. козодои), сыч, неясыть, сипуха (отр. совы);
III. Группа лесных птиц, гнездящихся только на земле. Корм добывают и на земле и на деревьях. Эти многочисленные представители отряда куриных (фазан, тетерев, глухарь, рябчики и др.) составляют предмет промысла.
Карточка №2
Птицы пустынь и степей
Изучите текст .
Найдите в тексте названия птиц которые относятся к данной экологической группе, выберите основные характерные признаки, черты приспособленности к месту обитания
Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности. В этих экологических условиях выделяют 2 группы: Бегущие птицы: страусовые, дрофа, стрепет. Живут они стаями: перемещаются с помощью ног (страусы не летают вообще). Гнездятся и кормятся на земле и имеют промысловые значение. Быстролетающие птицы- саджа, рябка, орел
Карточка №3
Птицы водоемов и побережий
Изучите текст .
Найдите в тексте названия птиц которые относятся к данной экологической группе, выберите основные характерные признаки, черты приспособленности к месту обитания
Птицы водоемов и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты - отряд аистообразные), у других имеются перепонки на ногах (лебеди, гуси, казарки, утки, чирки, нырки - отряд гусеобразные). На водоемах и побережьях из отряда кулики встречаются кроншнеп, турухтан, ржанки, бекасы, из отряда веслоногие - пеликаны, бакланы. Большинство представителей этой группы имеют промысловое значение. Жизнь многих птиц тесно связана с водоемами, в которых они добывают корм. Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.
Карточка №4
Дневные хищники
Изучите текст .
Найдите в тексте названия птиц которые относятся к данной экологической группе, выберите основные характерные признаки, черты приспособленности к месту обитания
Дневные хищники
Они питаются разными животными, реже рыбой, еще реже насекомыми, а растительный корм совсем не употребляют. одни виды хищников поедают в основном мертвых животных. таковы, например стервятники, сипы, грифы. Характеризуются тяжелым телом, ходят неуклюже. клюв мощный, вершина его загнута. Крылья широкие , приспособленные к парящему полету
на лапах острые когти, крючковидный клюв, острое зрение, тонкий слух, сильные крылья.
По способу питания хищники
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по биологии, 7 класс. Егерь - защитник природы Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса Конспект урока биологии, 7 класс. Внешнее строение птиц. Строение перьев Конспект интегрированного урока технологии и биологии, 7 классПохожие статьи:
Участник №10 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
Автор: Людмила Георгиевна Гайс
Опубликовано: 3240 дней назад (8 января 2016)
Просмотров: 9310
Рубрика: конспекты уроков для школьников
|
+22↑ Голосов: 22 |
Комментарии (24)
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|