Правовое воспитание школьников
Правовое воспитание в рамках социализирующего курса «Учимся жить в мире и согласии»
В данной статье рассматривается правовое воспитание учащихся в рамках факультатива. Статья будет полезна социальным педагогам, классным руководителям.Правовое воспитание в рамках социализирующего курса «Учимся жить в мире и согласии»
Особенности микрорайона, в котором расположена наша школа – удаленность от центра, преобладающее число частных домовладений, низкий социальный статус большинства семей.
В последнее время миграционные изменения микросоциума (массовое приобретение домовладений засчет материнского капитала не всегда социально благополучными семьями низкого достатка) оказали существенное влияние на показатели социального паспорта школы, так, по сравнению с 2015-14 уч.г., возросло количество семей группы риска.
К сожалению, образ жизни таких семей отразился и на воспитании их детей. Некоторые взрослые и дети отличаются вандализмом по отношению к объектам культуры в микро-районе. Так, замечено употребление спиртных напитков как детьми, так и взрослыми жителями микрорайона, сквернословие, мусор на детской площадке в подшефном сквере исторического центра Шадринки, уничтожение единственного яркого пластикового детского комплекса. В школе участились случаи порчи стендов и оформления.
Одним из главных направлений воспитательной работы школы и социального педагога является профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также профилактика распространения социально-негативных явлений среди обучающихся МОУ Школа № 4 г. Черемхово.
В нашей школе большое внимание уделяется правовому воспитанию учащихся. В течение учебного года наша школа тесно взаимодействует с: МО МВД «Черемховский», ОДН, ГИБДД, МЧС, ЛОВД, Отдел по молодёжной политике и спорту. Ежегодно у нас проходят такие большие мероприятия как: правовые месячники, Дни инспекции, акции, декады.
Значимое место в системе профилактики в нашей школе занимает факультативный курс в 5-7 классах по комплексной программе социальной адаптации «Учимся жить в мире и согласии друг с другом», который я веду третий год.
Определяющим для данной программы является учет интересов и нужд подростков. Занятия востребованы не только потому, что с ростом самостоятельности и стремления к самоутверждению происходит конфликт между желаниями подростков и реальной возможностью их действий в рамках закона, – но и невозможностью полного контролирования тинейджеров учителями и родителями, вследствие чего они нередко становятся жертвами жестокого обращения и субъектами противоправных действий.
Работая социальным педагогом, я знаю, что часто, чтобы получить признание окружающих, младшие подростки действуют не в одиночку, а в группе, при этом наблюдается тенденции вовлечения их в преступную деятельность и употребления ПАВ.
Все это требует своевременного оказания помощи подросткам в адаптации к окружающей их жизни в процессе приобретения необходимых правовых знаний и социального опыта.
В нашей школе было решено совместно со школьным детским театром на занятиях факультатива апробировать такую интересную форму профилактики, как форум-театр. На занятиях мы моделируем ситуации из реальной жизни, и ребята самостоятельно ищут варианты выхода из них, что позволяет затем уверенно действовать в подобных случаях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, не выходя за рамки закона; осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с обществом.
При проведении одного из занятий данного курса в 6 классе на тему «Естественное право человека на жизнь и здоровье», ребятам были предложены следующая ситуация.
Родители уезжают на дачу, оставляя двух сыновей дома (13 и 17 лет). Старший брат приглашает в гости друзей, они выпивают, курят, предлагая младшему попробовать….
Ученикам было предложено обыграть ситуацию. Были распределены роли, бурно обсуждались пути решения, кто как из героев поступит. И, наконец, ребята предложили свои варианты. Тексты ролей не прописывались, как и полагается по правилам театра-экспромта, актеры импровизировали по ходу действия. Данная ситуация была проиграна несколько занятий подряд. По мере обыгрывания ситуации менялись актеры, менялось и решение, ситуация была обыграна пять раз, и каждый раз по-новому. В итоге правильный выход был найден. Ребятам очень понравилось, с занятия они уходили с хорошими впечатлениями.
Возможности использования на занятиях социализирующего курса такой нестандартной, творческой и эффективной формы как форум-театр, практически безграничны, тематика разнообразна: «Тебе предложили наркотик», «Твой друг зовет тебя во взрослую компанию», «Заочный друг из соцсети приглашает на встречу», «Тебя провоцируют на драку», «Пойдем, покурим или тебе слабо?», «Тебе очень нужна эта вещь, а родители тебя не понимают», «Если друг оказался вдруг», «Тебе плохо, а никто не замечает», «Ты стал свидетелем», «Друг зовет тебя на дело», «Ты не с нами – значит, ты не пацан» и др.
Систематическое применение на занятиях данной формы существенно повлияло на результаты, так, в этих классах количество конфликтов, участия в правонарушениях заметно снизилось. Подростки учатся иметь собственное мнение и отстаивать его.
Приложение: Технология ФОРУМ-ТЕАТР
Основоположником данной методики является создатель народного театра Бразилии Августо Боаль. Суть представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.
Девиз Боаля: «Недостаточно театра, занимающегося только интерпретацией реальности, самое время попытаться ее изменить!»
Основные принципы методики «Форум-театр»:
Зритель превращается из пассивного потребителя, в активного соучастника всего происходящего. Зритель активен.
Форум-театр – театр непрофессиональных актеров.
Сюжет сценок – реальная ситуация из жизни самих актеров.
Цель:
Работа над конкретной социальной проблемой, углубление понимания проблемы, ре-флексия личного опыта по проблеме.
Материал: реквизит необходимый для представления, оформление зала.
Количество участников: от 10 до 20 (актеры), зрители от нескольких человек до 30-40 и более.
Время: от 1 дня до 3 дней
Проведение:
Технология форум-театр состоит из нескольких блоков:
- Знакомство участников.
- Знакомство с историей форум-театра, основными принципами и ходом работы.
- Актерское мастерство:
- Работа с телом, мимикой
- Упражнение на постановку голоса и дыхания
- Упражнения на доверие
- Разработка сценок, вживание в роли.
- Премьера
- Оценка.
Знакомство участников:
Продолжительность данного блока и его наполняемость зависит от состава группы. Если участники не знакомы, то имеет смысл посветить данному блоку от нескольких часов до целого дня. При этом блок на знакомство можно использовать и в качестве введения по проблеме (Например: толерантность, тоталитаризм, дискриминация и т.д.)
В данном блоке проводятся телесные упражнения и игры, которые проводятся с целью раскрепощения участников, открытия собственных возможностей; упражнения на дыхание для разогрева голосовых связок, тренировка голоса; упражнения на доверие.
Подготовка
• Участники разбиваются на группы.
• Обсуждают какую проблемную ситуацию их реальной жизни они хотели бы проиграть в сценке.
• Распределяют роли.
• Готовят представление.
Ситуация должна соответствовать следующим критериям:
- Ситуация реальна
- Ситуация развивается постепенно, достигая кульминации
- Ситуацию нужно четко и понятно представить зрителям.
- Сценка длится не более 7 мин.
- Можно добавить юмористический элемент.
Для подготовки представления каждая группа уходит в отдельное помещение и ей да-ется от 1-3 часов в зависимости от количества запланированного времени.
Премьера:
Необходимо выбрать модератора (ведущего). Его роль: посредник между публикой и «актерами», задает рамки представления, делает краткое введение, представляет ход вечера и предлагает поработать над совместным решением проблемы.
Ход представления:
Перед началом представления происходит жеребьевка команд по очередности выступ-ления. Ведущий приглашает команду на сцену.
Каждая из предложенных ситуаций проигрывается 3 раза.
1.Актеры проигрывают сценку до кульминационного момента. В это момент ведущий говорит: «Стоп!». Актеры останавливают представление. Ведущий ведет диалог со зрите-лем:
Какая проблема затронута?
Чем закончится данный сюжет?
Как поступит каждый из героев?
Публика предлагает свое видение продолжения ситуации, решения проблемы. Любой из зрителей может принять участие в сценке и играть того, кого он хочет заменить.
2.Сценка проигрывается еще раз сначала до конца как предлагают зрители.
3.Сценка проигрывается 3 раз окончанием сюжета по замыслу актеров.
Рефлексия:
Возможные вопросы актерам:
- Как вы себя чувствовали?
- Были ли вы довольны предложенными публикой решениями ситуаций?
- Насколько ситуации и их разрешение реальны?
- Какие открытия вы сделали?
Возможные вопросы зрителю:
Довольны ли вы предложенным группой решением данной проблемы?
С помощью данной методики можно решать любые проблемы как с детьми, так и со взрослыми при формировании правового сознания.
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворд с ответами для 9-11 класса. Избирательное право Внеклассное мероприятие «Я и закон» для студентов 1 курса техникума. Конспект с презентациейПохожие статьи:
Автор: Любовь Евгеньевна Гутникова
Опубликовано: 3013 дней назад (15 сентября 2016)
Просмотров: 2288
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|