Системно - деятельностный подход в обучении младших школьников
Деятельностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Автор: Асанова Лилия Рустемовна, учитель начальных классов, педагог – психолог, МКОУ « Ливадийский УВК», город Ялта.Описание материала: Предлагается методический материал для реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников. Данный материал может рассматриваться на методическом объединении учителей начальных классов.
«Великая цель образования –
это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
В государственных стандартах особое внимание уделяется развитию личности младшего школьника. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать. И решить ее можно в том случае, когда обучающийся станет активным участником учебно-воспитательного процесса.
Все мы хорошо понимаем, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний и умений, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности.
Вот почему системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта начального общего образования нового поколения. Мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. На решение задачи формирования учебной деятельности в ФГОС НОО обращается особое внимание:
• на ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
• планировать свою деятельность;
• осуществлять ее контроль и оценку;
• взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе .
Эти позиции отражены авторами УМК "Начальная школа XXI века", по которым мы работаем на протяжении многих лет. В учебно-методическом комплекте на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков, а становление личности в процессе индивидуальной, совместной и коллективной деятельности ребенка.
Деятельностный подход ориентирует учителя на создание на уроках таких видов деятельности, которые формируют у учащихся умения учиться.
Задача учителя заключается в такой организации учебной деятельности обучающихся, чтобы дети сами «додумались» до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Целью процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, в результате которых ученик получит необходимые знания.
На каждом уроке мы создаем условия для формирования у учащихся личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий.
С самых первых минут урока мы включаем учащихся в деятельность. Например, урок обучения грамоте в 1 классе начинаем с речевой разминки.
Детям предлагаем выполнить упражнение для постановки правильного речевого дыхания: «Подуй на листочек!» И.П. Сесть, расправив плечи, голову держать прямо. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.
Такие упражнения способствуют формированию умений слушать и слышать. Дети должны услышать, запомнить, принять и выполнить данную учителем задачу, что очень важно в учебной деятельности первоклассников.
В структуру урока введен новый этап: «Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности».
На уроке русского языка во 2 классе при изучении темы «Учимся писать сочетания ЖИ-ШИ», предлагаем детям отгадать загадки. На доске размещаем слова-отгадки: лыжи, жизнь, машина. Затем задаем вопросы: Что вы можете сказать об этих словах? Что у них общего? Как вы думаете, какая будет тема урока? Далее предлагаем посовещаться в парах и определить цель урока. После общения с соседом по парте, ребята пытаются самостоятельно назвать цель урока: «Мы должны научиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ». Затем, рассматривая в учебнике рубрики к уроку, дети ставят учебные задачи. Очень важным моментом является мотивация учебной деятельности: «Зачем я это изучаю? Где это мне может пригодиться в жизни?» При обсуждении способа действий при решении учебной задачи, ученик ставит вопрос: «Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?».
Необходимой частью деятельностного подхода в обучении младших школьников является контролирующая и оценочная деятельность. Большое внимание уделяем заданиям, которые дети выполняют в парах и группах. В процессе такой деятельности развивается контроль и самоконтроль. Этому способствует работа с рубриками «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др. Каждый ученик контролирует свою деятельность, соотносит полученный результат с образцом.
Таким образом, обучение более не рассматривается как передача готовых знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в процессе получения знаний и решения проблем. Все сказанное подчеркивает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Библиографический справочник
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
об разования. М.: Просвещение.2010.
2.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикета Формирование познавательной активности младших школьников Как научить бегло читать детей 1-3 класса Развитие устной и письменной речи младших школьников← Урок - путешествие. Обучение грамоте в 1 классе | Выпускной в начальной школе - 4 класс. Сценарий →
Автор: Лилия Рустемовна Асанова
Опубликовано: 3574 дня назад (11 марта 2015)
Просмотров: 7505
Рубрика: методическая копилка
|
0 Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!