Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Подготовка и проведение праздников для младших школьников с нарушениями слуха

Методические рекомендации.
Подготовка и проведение праздников с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
В статье представлены рекомендации по проведению праздников для классных руководителей, воспитателей. Рекомендации адресованы педагогическим работникам, имеющим отношение к корекционно-развивающей деятельности.
Данные методические рекомендации по проведению праздников – результат наблюдений, анализа мероприятий и многолетней работы педагога в школе-интернате I-II вида (дети с нарушениями слуха). Рекомендации были изданы в сборнике с мероприятиями Издательство ИРО РБ Уфа 2011.

Собранные в данном методическом пособии сценарии детских праздников были разработаны и проведены с учениками 0-4 классов, обучающимися в коррекционном общеобразовательном учреждении I вида.

На основе изучения опыта работы по подготовке и проведению праздников в школе-интернате I вида можно выделить следующие методические рекомендации.
Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.
Активное участие в процессе подготовки и проведения праздника принимают музыкальный руководитель, воспитатели, сурдопедагог. Тесный контакт между ними, согласованность действий, единство требований, предъявляемых детям - необходимые условия для успешной подготовки праздника.
При планировании воспитательного плана на учебный год классный руководитель или воспитатель знакомится с темой праздника, доверенного ему, и начинает работу над сценарием. Удачное проведение праздника определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий.Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Наглядные пособия и таблички должны быть написаны или отпечатаны понятным стандартным шрифтом и не должны отвлекать внимание детей лишними элементами.
Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. На начальном этапе подготовки праздника педагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, что на нем будет, кто будет присутствовать и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи всего педагогического коллектива и выполняют. Ребенку нужно объяснить для чего он разучивает стихи, песни и танцы т.д. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

Рассмотрим различные виды деятельности, используемые в процессе подготовки праздника, с учетом специфики работы с неслышащими и слабослышащими школьниками.
Речевая деятельность на праздниках в начальной школе для детей с нарушенным слухом заключается, в основном, в чтении стихотворений, в выступлении в роли соведущего с небольшими репликами, исполнении частушек, коротких песен, ведении диалога при выполнении заданий и ответах на вопросы. В процессе подбора речевого материала педагог изучает программные требования к устной речи детей, словарь, которым дети овладели за последнее время, и подбирает стихотворения, руководствуясь данными критериями и тематикой праздника. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. Многие стихотворения при этом адаптируются, подвергаясь переработке. Сложнее дело обстоит с подбором песен, т.к. наряду с вышеизложенными требованиями к подбору речевого материала необходимо подобрать музыкальное сопровождение, максимально доступное для слухового восприятия ребенка с нарушенным слухом. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, например ученикам 0-ых кл. может быть лучше вообще роль зрителя.

Для знакомства детей со стихотворением педагог записывает его на доске и читает вместе с детьми вслух по фразам,
объясняя содержание каждой фразы, используя при необходимости наглядность. Затем вновь прочитывают стихотворение хором. Можно задать детям вопросы, отвечая на которые дети могут пользоваться текстом. После такой работы над текстом стихотворения, оно дается одному из детей для заучивания наизусть на отдельном листке с графически обозначенными орфоэпическими нормами. Эта работа проводится уже индивидуально. Здесь большую помощь в нашей школе оказывают учителя РРС и ФП. Особое внимание при этом уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией. Подобная работа проводится по каждому стихотворению, которое будет читаться на празднике. При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
Какой-либо особой работы по развитию речевого общения в процессе подготовки и проведения праздника не проводится. Дети не обучаются каким-либо навыкам общения непосредственно к празднику. Скорее, наоборот, праздник – это речевая среда, одна из ситуаций, в которой необходимо проводить работу по развитию речевого общения. Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и, конечно же, между самими детьми. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения. И воспитателю необходимо уловить начало этого процесса, чтобы как бы невзначай, незаметно подвести детей к использованию именно устной речи, как средства межличностного общения.
Основой любого праздника является музыкальная деятельность.В нашей школе, где обучаются не только неслышащие, но и слабослышащие дети, на праздниках используются: музыкальное фоновое сопровождение речи ведущего, звуки природы, различные шумы и звуки окружающего мира, песни, частушки и мелодии к танцам.
В начальный период обучения - все песни игровые. Одновременно с пением дети выполняют движения, соответствующие содержанию песни. Эти движения не только помогают детям понять содержание песни, но и служат вспомогательным средством для развития певческих навыков. Поэтому при отборе песен к празднику тщательно продумываются движения, чтобы они способствовали речевому дыханию, соответствовали смысловому содержанию и были эмоционально окрашены. Вообще образование певческих навыков не является самоцелью. У детей с нарушенным слухом они приобретают особое значение, так как прямо служат развитию и улучшению их звуковой речи. У них нет непосредственного жизненного слухового опыта. Поэтому благодаря музыке, специально адаптированной и доступной восприятию, дети с нарушенным слухом могут получить представление о ритмичности, слитности, чередовании ударных и безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь. При постановке игровых, жестовых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
Разучивание и исполнение песен и частушек в школе для детей с нарушенным слухом – очень сложная и кропотливая работа. И самое трудное в ней – это, наверное, практическое отсутствие видимых результатов: у детей с большой степенью потери слуха, как правило, отсутствует слитность речи, словесное и логическое ударение, а также интонация. Но все-таки пение представляется нам важным элементом обучения речи детей с нарушенным слухом, так как оно оказывает большую помощь в процессе развития слухового восприятия, развития голоса и произношения. Поэтому работа в этом направлении ведётся в тесном контакте с учителем музыкальной ритмики, учителем РРС и ФП. Дети с нарушенным слухом во время пения не слышат друг друга, но, видя, как стоящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более активно включаются в пение. Также, во время пения, они не слышат и музыку, поэтому при исполнении песен применяется дирижирование. Так же паузы и изменение такта и ритма музыки является подсказкой для детей, которой дети должны учиться пользоваться.
Главенствующими и полюбившимися детьми в данном виде деятельности становятся танцы.
В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо учить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям с нарушенным слухом через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки. Работу по постановке танца необходимо начинать с объяснения тематики и содержания танца, знакомить детей с его персонажами и их основными действиями. При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми, т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника. Это: украшение зала, класса, помощь в создании костюмов и атрибутов к ним или играм, организация предварительного конкурса рисунков по данному празднику. В этом направлении применяются различные виды изобразительной деятельности: это аппликация, оригами, рисование. В процессе подготовки к празднику элементы аппликации можно использовать для украшения зала, класса, изготовления подарков родителям, оформления костюмов для выступлений. Украсить зал к празднику можно также рисунками детей, соответствующими тематике праздника. При подведении итогов конкурса рисунков обычно поощряются активные «художники». Так же можно использовать рисование после итоговой беседы. Можно предложить детям отобразить полученные впечатления в рисунке или попробовать составить рассказ о празднике. Для этого необходимо использовать как предметное, так и сюжетное рисование. Возможно, что детям будет интересно нарисовать кого-то из героев праздника. Для этого можно показать им готовые рисунки с изображением того или иного персонажа
Разнообразна деятельность педагогов на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Праздник не должен быть растянут во времени.Его продолжительность не должна превышать 50-60 минут, т.к. дольше детям трудно удерживать внимание на происходящем. В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры, конкурсы, менять виды деятельности и действующих лиц.
В выступлениях участвуют все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. При составлении сценария важно продумать игры и конкурсы так, чтобы в них могли поучаствовать те дети, которые не выступали в роли «артистов».
Для того, чтобы поддерживать внимание детей, важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. В ходе праздника, воспитатели и учителя должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей. Воспитатели и сурдопедагоги, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своего класса. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, поясняют по ходу действия непонятые детьми моменты, обращают внимание на вновь появляющиеся персонажи, коротко обсуждают, кто это, акцентируют внимание детей на речи этого персонажа и помогают при необходимости проведению игры.
После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми, так как это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа музыкального руководителя, воспитателей, учителя, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.
Праздник для детей с нарушенным слухом – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, кропотливая работа, а также естественная ситуация для развития и обучения детей.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование математических знаний у младших школьников коррекционной школы VIII вида Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Дифференциация и индивидуализация обучения детей с ОВЗ в начальной школе как средство эффективности Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВ
Пасхальная корзинка из картона своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3499 дней назад (25 апреля 2015)
Просмотров: 3625
+3
Голосов: 3
Комментарии (1)
Альбина Анатольевна Печникова # 17 мая 2016 в 17:50 +2
Подготовка праздников с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями слуха вами продумана и мастерски осуществлена,Ирина Васильевна! v Почему нет комментариев, зовите в гости! С удовольствием голосую!