Ненецкие куклы - обереги своими руками
Мастер - класс "Ненецкие куклы"
Автор: Толстопятова Ираида Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Волшебница» г. Лабытнанги, ЯНАО
Ненецкие куклы… (Игры и игрушки Северных девочек)
«Богатырь, гордится, если у него есть рукодельница – дочь, держащая иголку в концах пальцев».
Описание: мастер – класс рассчитан для воспитателей, руководителей кружков детского творчества и их воспитанников, родителей, школьников.
Назначение: Куклы для игры, для подарка друзьям.
Цель: Научить детей шить национальных ненецких кукол своими руками.
Задачи:
•Сформировать у детей интерес к художественному творчеству.
•Знакомить с новыми для детей основными приёмами работы (шить, работать с бисером)
•Развивать мелкую моторику пальцев рук.
•Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности.
•Воспитывать желание дарить подарки, сделанные своими руками
Материал:
Ткани: белого, оранжевого, фиолетового цвета.
Бисер разного цвета.
Нитки разного цвета.
Узкая лента разного цвета.
Иголка.
Квадрат ткани белого цвета: для головы 14 * 14 см.
Квадрат оранжевого цвета для платка 14 * 14 см.
Прямоугольник фиолетового цвета для юбки 15 * 6 см.
У ненцев кукла – это продолговатый кусочек сукна (высотой 10 – 15 см) с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол – женщин голова – клюв утки. Куклы не имеют ног, рук, лица. У них не должно быть никаких черт человеческого тела. Это простой тряпичный сверток с птичьим клювом. С древности считается, что человеческое изображение может одухотворить, очеловечить куклу. Детям нельзя играть с вещью, наделенной сверхъестественной силой. Кукол же, имеющих руки, ноги и лицо, северные народы приобретали у русских и зырян и почитали как священных.
Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду. Материалы – мех, лоскутки, ленты, бисер и бусы – подбирались так, что дети видели в кукле человека и могли играть с нею. Одежда кукол является копией мужской и женской одежды. К полу одежды бывают пришиты маленькие пимы, а к голове-клюву кукол-женщин – полоски сукна или ленточки, изображающей косы. Женская одежда часто украшается орнаментом и имеет воротник из кусочков белого меха. В качестве поясов служат узенькие полоски цветных лоскутков. Некоторые куклы-женщины имеют куклу-ребенка. Мужская одежда тоже украшается полосками разноцветного сукна.
Ненецкие куклы в прошлом были детским божеством. Голова куклы делалась из клюва, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к Нуму и являются чистыми, невинными. Сегодня куклам религиозного значения не придается. Их шьют обычно сами девочки. Для кукол делают игрушечные люльки, подушечки и т.п. Швейные принадлежности хранятся в красивых сумочках из меха или сукна.
Из белой ткани делаем закрутку, перегибаем пополам и перевязываем ниткой, чтобы ткань не развалилась. Это будет у нас голова и туловище. Затем из оранжевого лоскутка делаем платок и формируем его на голове куклы.
На низ юбки пришиваем двойную ткань оранжевого цвета, кант.
На юбку наметываем ленточки, потом их пришиваем или на машинке или руками.
Юбку соединяем и прошиваем по изнанке, затем выворачиваем на лицо.
В юбку вставляется туловище с головой и юбку пришиваем собирая в небольшие складочки.
В 12-14 лет девочка у северных народов должна освоить много женских умений: выделку оленьих шкур, шкур с ног (камыса), замши, птичьих и звериных шкурок, рыбьей кожи, пошив одежды и обуви, плетение циновок из луговой травы, выделку берестяной утвари и т.п. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам. Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей.
Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство. Кукольное хозяйство состоит из множества предметов: Берестяной посуды, столика, люльки, спальных мешков, колотушки для трепанья оленьих сухожилий, скребочков для выделки кожи, ступок и пестиков для толчения муки из сушеной рыбы и других предметов. Кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек.
Женщины-хозяйки пользуются на Ямале большим уважением. Особенно высоко ценится женское умение шить, так как хорошая одежда в условиях Севера очень нужна человеку. Например, в сказках ханты говорится: «Богатырь, гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, говорят: «То ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет».
Умение шить считалось самым важным занятием для женщин. Без меховой одежды в суровых климатических условиях трудно было бы выжить. Как только маленькая девочка подрастала и могла держать иголку, мать дарила дочери меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками.
В этих сумочках хранилось все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, наперсток, иглы.
Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении бытовых вещей.
Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям украшения замши и меховой одежды. Они отделяют платья разноцветными тряпочками и лентами, украшают одежду и обувь узорами из цветного бисера.
Делаем волосы - косы, вплетаем нитки, а затем украшаем бисером.
Юбку у куклы можно сделать другого цвета.
Спереди из разного бисера делаем бусы в два ряда.
Сзади волосы выглядят так, как показано на фотографии.
Украшаем низ юбки бисером.
Спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Пасхальный зайчик из ткани своими руками пошагово с фото Тряпичные куклы своими руками. Птицы Счастья пошагово с фото Кукла Пасхальная голубка своими руками пошагово с фото Тряпичные куклы-обереги своими руками пошагово с фотоУчастник №23 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рукоделию» с 1 ноября по 25 января 2015 года
← Сказка для детей. Колобок на новый лад | НОД в средней группе Изобразительная деятельность: Рисование дымковской игрушки →
+36↑ Голосов: 36 |
Комментарии (31)
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|