Проектные технологии в дополнительном образовании детей
Статья "Использование проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования как условие социализации школьников"
ВведениеСтановление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации. В настоящее время в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ отмечается, что «…образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…» [Глава 1, статья 2.1], где «…воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося…» [Глава 1, статья 2.2]. Таким образом, целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности, использование новых технологий, направленных на социализацию личности в современном обществе.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа и дополнительное образование.
Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому актуальным является вопрос о возможности управления данным процессом в условиях дополнительного образования с использованием проектных технологий.
Развитие и социализация личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Одним из эффективных способов педагогического обеспечения социализации учащихся являются проектные технологии.
Настоящая работа имеет целью изучение использования проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования как условие социализации школьников.
Объект исследования проектные технологии на занятиях в организации дополнительного образования.
Предмет проектные технологии на занятиях в организации дополнительного образования как условие социализации школьников.
Гипотеза предположим, что одним из условий социализации школьников является использование проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования
Задачи
•изучить сбор фактического материала по условиям социализации школьников через проектную деятельность;
•проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
•выявить особенности использования проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования;
•проанализировать опыт работы по использованию проектных технологий в организации дополнительного образования как условие социализации школьников;
•разработать рекомендации для педагогов по применению проектных технологий в различных формах образовательной деятельности.
Методы исследования:
Теоретические: описание, анализ, обобщение, систематизация, библиографирование.
Эмпирические: изучение передового педагогического опыта, изучение продуктов детского творчества, наблюдение, беседы.
Содержательный анализ базовых понятий
Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Поэтому целью образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная их социализация. Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации.
В результате изучения психолого-педагогической литературы и педагогического опыта в данном направлении выпускник должен быть образованный, нравственный, коммуникативный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь и адаптироваться к быстро меняющимся условиям с использованием новых технологий, быть профессионально мобильным.
Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности. Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания, где приоритетом становятся: развитие актуальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовность к самопознанию, самореализации. Воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн), такая трактовка отражает главную идею воспитания.
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Общее между этими процессами – они направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.
Социализация как адаптация к определенным социальным условиям.
Социализация - не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду.
Это не противоречащие друг другу формулировки, а характеристика двух разных форм социализации: адаптации и интеграции, которые, как подчеркивает А.В.Мудрик, зависят от характера взаимодействия индивида с социальной средой. Основываясь на субъект-субъектном подходе, А.В. Мудрик предлагает рассматривать социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех этапах.
Для успешной социализации необходимо учить учащихся вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.
Среди условий успешной социализации ребенка можно выделить
•наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
•создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
•обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
•построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
При создании условий для успешной социализации детей с учётом социального заказа общества и родителей большой потенциал имеют организации дополнительного образования детей. Образовательный процесс в организации дополнительного образования детей способствует возникновению такого взаимодействия и отношений учащихся творческого объединения между собой, с педагогом, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, достигается запланированный результат.
Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяют заинтересовать школьников, а также сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив среду окружения и познакомившись с семьей, где воспитывается ребенок, педагог создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы. Использование проектных технологий на занятиях способствует успешной социализации детей.
На современном этапе модернизации системы образования в Российской Федерации большое внимание уделяется развитию новых способов образования, педагогических технологий. Они способствуют развитию личности учащегося, его творческой инициативы, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формированию универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:
•обновление содержания образования;
•внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе [15].
Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).
Педагогическая технология - это «продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [16].
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [3].
В России интерес к методу проектов усилился в 90-е годы, в период реформы образования, демократизации отношений в школе. В связи с необходимостью стали развивать активные формы познавательной деятельности учащихся [8].
Сегодня мы возвращаемся к методу проектов на новом этапе. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в развитии образования отмечает что «…Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике…».
В этом случае ориентиром цели дополнительного образования может быть не «модель выпускника, соответствующая нормам и требованиям», а модель маршрута. Это не что иное, как проект, пути постижения самого себя, постижения окружающего мира и своего места в нем, т.е. модель пути постижения смысла жизни, где одной из ключевых компетенций является проектная компетенция.
Формированию у учащихся проектных компетенций способствует использование в педагогической практике новых образовательных технологий. К их числу, безусловно, относится метод проектов [10].
Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Проектная деятельность может применяться на уроках как метод и как технология отдельного вида деятельности. Метод - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Применение проектной методики предполагает, что этот метод в педагогической деятельности учителя будет основным. Проект может рассматриваться как технология, так как имеет цель, определенные стадии, четко определенные по времени и предполагаемый результат. Рассмотрим проектную деятельность с точки зрения технологии.
Задачами применения проектной деятельности являются:
•умение самостоятельно конструировать свои знания;
•развитие познавательных, творческих навыков учащихся;
•умение ориентироваться в информационном пространстве;
•развитие критического мышления.
В основе проекта стоит решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект предполагает не только осознание проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результат выполненного проекта должен быть «осязаемым», т.е. конкретный практический результат, готовый к применению.
В процессе работы над учебным проектом учащиеся:
•учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации;
•видеть новые проблемы в знакомой ситуации;
•распознавать структуру объекта и его новые функции;
•самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые;
•находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.
Привлекательность метода проектов обусловлена прагматической направленностью на результат. Его можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Использование метода проектов позволяет на практике осуществить личностно ориентированное обучение, используя множество дидактических подходов, активизировать интерес и вовлеченность в работу, реализовать поставленные педагогические цели на всех уровнях [13].
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Научно-исследовательские и проектные работы, стали одной из основных форм работы многих учеников, они носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года «Анализ состояния теории и практики дополнительного образования, позволили расширить известные определения понятия “образовательная компетенция” это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность учащихся к решению исследовательских задач с неформулируемым условием».
Организации дополнительного образования детей являются одним из элементов системы образования и на современном этапе развития образования, им отводится большая роль в формировании проектной компетенции учащихся. В организации дополнительного образования детей образовательная деятельность
1.Направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья; на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе; на формирование их общей культуры.
2.Учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурные традиции.
3.Основной реализуемой образовательной программой является дополнительная образовательная программа.
4.Создаются условия для раскрытия творческого потенциала детей.
5.Организуются и проводятся массовые мероприятия с детьми.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
•происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
•качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность;
•вводятся элементы исследовательской деятельности;
•формируются личностные качества у учащихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, развивается умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды;
•происходит включение учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Таким образом, мы видим, что организация дополнительного образования имеет большие возможности для организации и внедрения проектной деятельности, которая способствует социализации учащихся.
Вывод: Изучив научно-методическую литературу, ознакомившись с материалами на сайтах в сети Интернета по данной теме необходимо отметить, что дополнительное образование позволяет внедрять современные проектные технологии с целью освоения учащимися современного стандарта, реализуемого с точки зрения компетентностного подхода по формированию и развитию сквозных универсальных учебных действий, которые являются условием дальнейшей их социализации.
Опыт работы по использованию проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования как условие социализации школьников
Проектные технологии на теоретических занятиях
Проектные технологии обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
При планировании теоретических занятий в организации дополнительного образования особенность использования проектных технологий заключается в том, что качественно меняет роль педагога. Устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность.
Наиболее наглядно это видно в разработке теоретического занятия «Основы проектирования одежды для кукол» в объединении «Техники декоративно-прикладного искусства» по обработке швейных материалов (возраст учащихся 1-4 классы).
Целью занятия является формирование знаний по проектированию одежды и создание благоприятных условий для активизации познавательного интереса учащихся, реализации их способностей. Среди задач, направленных на социализацию учащихся можно выделить: воспитательные задачи - содействовать формированию и развитию самостоятельности, умению объективно осуществлять самоанализ, способствовать формированию умений работать в группе, коллективе, навыков сотрудничества, развитию толерантности и взаимопонимания. Развивающие задачи - способствовать развитию коммуникативных способностей, умению жить в коллективе. Профориентационные - способствовать формированию профессионально важных качеств личности, формированию личностного и профессионального самоопределения через развитие познавательных и профессиональных интересов.
Важно отметить прогнозируемые результаты занятия. При создании благоприятных условий для активизации познавательного интереса учащихся и реализации их способностей в игровой форме, у учащихся будут сформированы знания по проектированию одежды и навыки работы в группе, коллективе.
Планирование активных методов обучения на всех этапах занятия позволяет педагогу реализовать с пользой для учащихся поставленные предметные цели, а также цели воспитания, развития и социализации. Занятие с применением игровых технологий дает возможность педагогу в роли консультанта, наставника, старшего друга, поэтапно получать запланированные результаты деятельности учащихся на занятии.
Для организации занятия формируются малые группы «тройки», где учащиеся осуществляют различные взаимодействия, обратная связь в которых, сказывается на эффективности коммуникации. Работа в малых группах по три человека даёт возможность раскрыться каждому ребенку, а также скрыть какие-то неточности в работе.
Использование игровых методов обучения на каждом этапе, а также роль учителя как старшего товарища приводит к повышению мотивации. Рефлексия, запланированная на каждом этапе занятия, позволяет фиксировать результат учащихся по усвоению нового материала. Анализ оценки деятельности на занятии учащийся проводит самостоятельно. При разработке таких занятий по всему курсу обучения с использованием технологии активных методов обучения педагог сможет планомерно осуществлять не только обучение, но и воспитание, развитие, а также социализацию учащихся, что дает возможность в дальнейшем их успешной адаптации в самостоятельной жизни.
Краткое описание хода занятия:
Начало занятия. Метод знакомств. Метод целеполагания. Метод выяснения ожиданий и опасений.Работа над темой. Метод представления информации, вхождение в тему. Метод «Инфо-угадайка». На доске размещен плакат с изображением силуэта платья, в его центре указано название темы «Основы проектирования одежды для кукол». Педагог называет тему своего сообщения и говорит, что этот силуэт разделен на сектора их шесть, на каждом из которых написана буква и из букв по вертикали можно прочесть слово платье. Начиная с первого сектора (под буквой «п»), учитель открывает название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, он открывает второй и так далее. Наглядно представленные сектора, постепенно открываются, и перед учащимися предстают все разделы проектирования одежды (в данном случае платья) - это выбор фасона, выбор ткани, построение выкройки, раскрой деталей из ткани, пошив изделия, окончательная отделка.
Далее метод релаксации, метод обсуждения темы.
Завершение занятия. Метод рефлексии и метод перехода к повседневности.
В ходе занятия учащиеся приобретают знания по проектированию одежды, умение планировать свою деятельность согласно этапам проектирования. А также навыки работы в группе, умение проводить самоанализ своей деятельности на занятии.
Рекомендации: Разработку занятия «Основы проектирования одежды для кукол» можно использовать при разработке любого технологического проекта продуктом, которого является изделие. Формирование в малые группы дает возможность раскрыться каждому ребенку, где различное взаимодействие сказывается на эффективности коммуникации, но желательно состав группы не более пяти человек. Педагог на свое усмотрение может добавлять другие игровые методы.
Вывод: Особенности использования проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования заключается в том, что происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности; формируются личностные качества учащихся, развиваются умения работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды.
Целесообразность использования проектных технологий на теоретических занятиях в организации дополнительного образования в том и заключается, что ключевые универсальные учебные действия, которые формируются в ходе занятия не только учебно-познавательные, но и личностные, коммуникативные и социальные. Социализация учащихся осуществляется, в частности, через реализацию дополнительной общеобразовательной программы, которая нацелена на воспитание социально успешных выпускников школ.
Проектные технологии на практических занятиях
В программе обучения объединения «Техники декоративно-прикладного искусства» художественной направленности более 70% отведено практическим занятиям. На занятиях девочки своими руками делают различные сувениры, декоративные панно, игрушки. Для создания сувенирной продукции к праздничным датам, участию в выставках по декоративно-прикладному искусству в нашем объединении проводятся мастерские. Обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов, элементы которого успешно применяются на практических занятиях.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов на занятиях в объединении «Техники декоративно-прикладного искусства» занимает ведущее место. В данном случае под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате, которого ими создается продукт, обладающий новизной.
С целью социализации учащихся занятие, по теме «Мастерская «Пасхальные радости», разработано с использованием активных методов обучения (https://cloud.mail.ru/public/7Qtk/B4yFtAvJh). Основная цель работы мастерской - организация творческой деятельности учащихся, направленной на изготовление сувенирной продукции и создание условий для активизации познавательного интереса учащихся. Основные задачи мастерской соответствуют успешной социализации учащихся. К ним относятся: способствовать объединению детей в творческую социально-значимую деятельность, развитию коммуникативных способностей, умению жить в коллективе; способствовать формированию личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию; создать места демонстрации успеха для участников мастерской; воспитывать интерес к культуре основ народных традиций и истории России.
Свои творческие проекты учащиеся представляют на городских, Всероссийских и Международных конкурсах проектных работ «Вдохновение», «Талантоха», «Со-Творение таланта», «Арт-талант» и др.
Среди условий успешной социализации ребенка отмечены обеспечение тесного взаимодействия педагогов с родителями, построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе. В объединении «Техники ДПИ» сложилась традиция, совместно с мамами проводить семейные мастерские 3 раза в учебном году. Тематика мастерских различна: «Оформление праздничного стола», «Русая коса девичья краса», «Мастерская Снегурочки», «Весеннее настроение», «Кукла оберег» и другие. Родители, точнее мамы, при поддержке педагога проводят мастерские самостоятельно, делятся своим личным опытом.
Основная цель таких занятий это совместная творческая деятельность взрослых и детей, где мамы вместе со своими дочками занимаются практической проектной деятельностью, а задача педагога - способствовать объединению родителей в творческую социально-значимую деятельность совместно с детьми, создавать условия для активизации познавательного интереса. Во время проведения мастерской ее участники общаются, рассказывают о своих увлечениях. Общение участников мастерской, родителей и детей на принципах принятия, доверия, признания ребенка. Занятие заканчивается защитой и показом созданного продукта, готовую работу представляют на выставке, проводят фото сессию.
На проведение мастер-классов приглашаю известных в нашем городе мастеров дпи. При проведении мастер-класса, наставник организует, направляет самостоятельную работу учащихся. Во время проведения мастер – класса участники общаются, девочки, которые уже сделали свои поделки, демонстрируют их. Кроме этого участники мастер-класса делятся опытом по изготовлению подарков выполненных в разных техниках – это лоскутное шитье, вязание на спицах, крючком, выжигание на ткани, вышивка.
Рекомендации: Разработку занятия – мастерская «Пасхальные радости» могут использовать как педагоги дополнительного образования, так и учителя начальных классов, учителя технологии на занятиях с учащимися по изготовлению сувениров. Тема мастерской может быть различной и соответствовать какой-либо праздничной дате. Педагог на свое усмотрение может применять и другие игровые методы на всех этапах занятия. На занятиях педагог исключает официальное оценивание работы, но через социализацию, презентацию работ даёт возможность учащимся оценить работу самому и скорректировать ошибки.
Вывод: Условие успешности применения проектных технологий на практических занятиях - обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы, а также создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно, находить решения. Продуктивная деятельность на занятиях в дополнительном образовании способствует развитию мышления и способностей учащихся, развитию творческих умений и способности проектировать, выявлять потребности своей семьи, учебного заведения, общества в продукции и услугах.
Проектные технологии в краткосрочной профориентационной программе.
Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и формирования у учащихся интереса к профессиональной деятельности это основная цель профориентационной программы «Профессии моего города.
Программа основана на комплексном подходе, который связан с выбором профессии и построением индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она направлена на развитие специальных возможностей ребенка по его выбору. Программа объединяет в одном занятии различные виды деятельности, развивая также навыки профессиональной деятельности с учетом индивидуальных способностей. На занятиях учащиеся знакомятся с сущностью технологической культуры и культуры труда, с миром профессий, с профессиями швейного производства, их востребованностью на рынке труда.
В работе отмечалось, что процессы воспитания и социализации протекают параллельно, и они направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.
Рассмотрим задачи профориентационной программы «Профессии моего города. Дизайнер одежды» с этой точки зрения.
Обучающие задачи: познакомить учащихся с миром профессий, с профессиями; способствовать освоению учащимися специальных и технологических знаний, знаний о моделировании и дизайне, о профессиях и специальностях. Воспитательные: способствовать развитию ответственного отношения к процессу и результатам труда; умению работать в коллективе; способствовать формированию технологической и экологической культуры, культуры труда. Способствовать развитию у детей эмоционально-эстетического восприятия мира; оказывать поддержку в развитии готовности детей к профессиональному самоопределению, интереса к профессии, выявлению индивидуальных особенностей у учащихся. Развивающие - способствовать развитию у детей образного мышления и творческой активности, любознательности и интереса к поисковой деятельности. Среди задач программы рассматривается поисковая деятельность, т.е. педагог при проведении занятий использует проектные технологии.
Данная программа выполняет задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личного опыта учащихся, представляет собой сочетание образовательной деятельности и практических заданий, дает возможность обнаруживать личную заинтересованность, оценивать уровень мотивации, строить отношения через общение и практическую деятельность.
Программа «Профессии моего города. Дизайнер одежды» содержит теоретическую часть и практические работы, которые включают в себя диагностики по профессиональному самоопределению. Теоретические сведения излагаются с использованием традиционных информационных форм - лекций, бесед с презентациями, инструктажа в сочетании с демонстрацией специальных приемов, действий, наглядных пособий и обеспечивают осознанное выполнение практических работ. А также активных форм обучения, это профориентационные игры, тестирование, демонстрация основных практических приемов, метод проб и ошибок, самостоятельное выполнение практических заданий. На занятиях учащиеся знакомятся с психофизиологическими и личностными качествами, необходимыми для работы в той или иной сфере деятельности. А также с основными приемами производственных, технологических процессов специалистов швейного производства. Формирование специальных знаний, умений осуществляется совместно с воспитательной и профориентационной деятельностью, что соответствует условиям успешной социализации учащихся - обеспечение психологического комфорта в коллективе; построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
К концу курса обучения учащиеся овладевают следующими компетентностями. Они будут знать:
•правила выбора профессии; общие теоретические сведения;
•правила безопасности труда и промышленной санитарии;
•содержание и характер труда в разных сферах деятельности;
•требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
•экономические условия труда, режим труда, технологию труда;
•медицинские противопоказания.
Смогут на практике: соотносить свои индивидуальные способности с требованиями профессии; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; анализировать профессиограмму; выполнять простейшие практические операции, присущие дизайнеру одежды; пользоваться инструментами и приспособлениями.
Рекомендации: Программу «Профессии моего города. Дизайнер одежды» могут применять педагоги дополнительного образования и общеобразовательных школ в проведении профессиональных проб, как одну из составляющих других программ в рамках различных сферах жизнедеятельности, связанных с социально-профессиональными аналогами региона.
Вывод: Использование проектных технологий помогает педагогу в создании проблемных ситуаций на занятиях, которые активизируют самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями; развитие мыслительных способностей, сознательного самоизменения, самовоспитания, что способствует профессиональному самоопределению, социальному становлению.
Социальное проектирование
Современное социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Что же такое социальное проектирование? Это не только проект, основанный на гипотезе по достижению конкретных результатов в социальной сфере, это подготовка успешного выпускника, который сможет адаптироваться в обществе, применить полученные знания в дальнейшей жизни, находить нестандартные решения.
Социальное проектирование в дополнительном образовании это в основном внеурочая деятельность. Основная цель социальных проектов, которые реализовывались в объединении Центра детского творчества это совместная творческая деятельность взрослых и детей. Социальное проектирование при совместной творческой деятельности взрослых и детей способствует эффективно кооперироваться с другими людьми, становится насущной составной потребностью в жизни, в обществе.
Из опыта работы по реализации социальных проектов при совместной творческой деятельности взрослых и детей можно выделить два проекта.
Первый социальный проект «Праздник своими руками» (2008-2009 учебный год) стал победителем пятого конкурса «Сто классных проектов», который проводила Объединенная компания «Российский алюминий» и Благотворительная организация «Фонд «Центр социальных программ» (ЦСП, г. Красноярск). Основной целью этого проекта была организация совместной творческой деятельности взрослых и детей по изготовлению праздничных костюмов к детским праздникам, разработка сценариев детских праздников, организация и проведение совместных праздников в детском доме «Капельки», сделать жизнь маленьких жителей детского дома ярче, радостнее. Дети и взрослые, как детского дома, так и Центра, совместно разрабатывали эскизы моделей, подбирали материал для их пошива. Девочки объединения под руководством педагогов занимались пошивом костюмов.
На реализацию проекта «Праздник своими руками» было выделено 80000 рублей, что дало возможность для детского дома пошить около 20 костюмов, а для образовательного учреждения приобрести оборудование, канцелярские и расходные материалы. За счет статьи «Премия классу» девочки побывали в театре, поиграли в боулинг, в зимний период поплавали в бассейне. Кроме этого на основании этого проекта учащимися объединения был представлен проект «Новогодний фейерверк» на НПК «Первые шаги в науку», где девочки продемонстрировали результаты своей практической деятельности, представили результаты анкетирования детей из детского дома.
В нашем Центре занимаются дети из многодетных семей, где по 3-4 школьника. И каждый новый учебный год родители собирают их в школу. В семье возникает проблема: как при наименьших материальных затратах одеть своих учеников в школу. И так, появился второй социальный проект «Школьная пора», который был представлен в 2010 году городском конкурсе общественных проектов по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодёжи города Междуреченска «Междуреченск – город, в котором мне хочется жить!». Проект стал победителем конкурса «Муниципальный грант – 2010» и на его реализацию был выдан сертификат на 20000 рублей. Цель проекта: организация совместной творческой деятельности взрослых и детей, направленной на пошив и обновление одежды для школьников. Социальный проект «Школьная пора» выполнялся взрослыми (работниками Центра, родителями) и детьми - учащимися Центра. Участники проекта - мамы и дети из многодетных семей, входящих в общественную организацию «Союз многодетных семей и матерей» города Междуреченска. В результате организации совместной деятельности детей и взрослых была изготовлена и отреставрирована школьная форма, в которой они приступили к занятиям в новом учебном году.
Приобретенные навыки совместного сотрудничества детей и их родителей продолжились и в дальнейшем, как в сформированной творческой группе, так и за ее рамками, что послужило дальнейшему развитию проекта. Педагогический и ученический коллектив Центра запланировал реализацию следующего проекта «Школьные годы». Они представили его на конкурс школьных проектов («Мой класс – моей школе» в номинации «Не только учеба») Международного Института Развития «ЭкоПро» Образовательного портала «Мой университет» факультет «Проектной деятельности и фандрайзинга», где в декабре 2010 года проект «Школьные годы» был отмечен дипломом III –й степени.
На этом достижении мы не остановились, для работы сформированной творческой группы при сотрудничестве детей и взрослых необходимо было новое современное оборудование. С этой целью в ноябре 2011 года был разработан проект «Создание швейной мастерской «Школьные годы» и представлен на сайт проекта «Мой учитель» при поддержке Благотворительного Фонда «Кто, если не Я?». Проект «Создание швейной мастерской «Школьные годы» был доработан в соответствии с требованиями организаторов конкурса проектов и в апреле 2012 года нам были выделены средства (85000 рублей) на приобретение оборудования. В июне 2012 года наш творческий коллектив получил оборудование по проекту, при использовании которого проводятся творческие мастерские и в настоящее время.
Рекомендации: Разработка социального проекта во внеурочное время дает возможность развиваться всему творческому коллективу, создавать места демонстрации успеха для участников проекта, улучшать материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Вывод: Реализация социальных проектов в образовательном процессе ускоряет социализацию учащихся. Социальное проектирование дает возможность учащимся приобрести личный опыт в социально-значимой деятельности, опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Совместная деятельность взрослых и детей оказывает положительное влияние на их духовное становление, способствует развитию ключевых компетенций, формирует практические социальные навыки, проектировочные умения, способствует жизненному самоопределению.
Заключение
Таким образом, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по условиям социализации школьников через проектную деятельность, были выявлены особенности использования проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования. Можно отметить, что дополнительное образование позволяет внедрять современные проектные технологии с целью освоения учащимися современного стандарта, реализуемого с точки зрения компетентностного подхода по формированию и развитию сквозных универсальных учебных действий, которые являются условием их дальнейшей социализации.
Проанализировав опыт работы по использованию проектных технологий в организации дополнительного образования, необходимо отметить целесообразность их использования на занятиях как условие социализации школьников. Где социализация учащихся может осуществляться, в частности, через реализацию дополнительной общеобразовательной программы. Программа нацелена на воспитание социально успешных выпускников через теоретические, практические занятия, внеурочную деятельность (социальное проектирование) и профессиональные пробы. В ходе занятий у учащихся формируются ключевые универсальные учебные действия не только учебно-познавательные, но и личностные, коммуникативные и социальные. Деятельность, организованная на занятиях дает широкую возможность организации продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка, основанного на принципах творческого сотрудничества. Происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности; формируются личностные качества учащихся, развиваются умения работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из условий социализации школьников является использование проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования, что подтверждает гипотезу.
Вывод: Успешность применения проектных технологий на занятиях в дополнительном образовании - обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию образовательного процесса. Это создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта. Проектные технологии стимулируют практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор ключевых компетенций. Продуктивная деятельность на занятиях в дополнительном образовании способствует развитию мышления и способностей учащихся, развитию творческих умений и способности проектировать. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно, находить решения и применять приобретённые знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Несомненно, наиболее эффективным способом развития социальной компетентности и самоопределения учащихся является использование проектных технологий.
Список литературы
1.Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
3.Кульневич, С.В.Современный урок. Часть 1 [Текст]: научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК/ С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – С.244-251.
4.Куприянов, Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: / Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание.– 2006.– № 7.– С. 3 -7;
5.Мудрик, A.B. Социализация человека [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
6.Павлова, М.Б. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. [Текст]: пособие для учителя / М.Б.Павлова, Дж. Питт, М.И.Гуревич, И.А.Сасова – М.: Вентана – Граф. - 2003. - 296с.
7.Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Текст] / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - №6. - С.43-47.
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
9.Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе [Текст]: методическое пособие / М.Б.Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с.
10.Сасова, И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст]: пособие для учителя.- Москва: Издательский центр Вентана – Граф.- 2008- 294 с.
11.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С.Сергеева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
12.Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков ; под. Ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256с.
13.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М., 2005. – 172 с.
14.Солодухина, Н.Н. Подготовка к ЕГЭ по географии на основе проектной деятельности [Текст]: / Н.Н.Солодухина, О.А.Хлебосолова // География в школе. – 2008. - №2 – С.51-53.
15.Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ Б.В. Куприянов и др. / под ред. A.B. Мудрика. М.: Academia, 2004. - 239 с.
16.Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс] /ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие.
17.Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания [Текст]: / Н.И. Шевченко – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.-208с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока. Знакомство с русской избой Конспект интегрированного занятия с воспитанниками творческих объединений Сценарий творческого отчёта в ДДТ Сценарий праздника посвящения в кружковцыПохожие статьи:
Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»
Сценарий отчетного концерта в детско-юношеском центре
Городской конкурс к году кино. Сценарий
Конкурс для школьников «Мир профессий»
Визитная карточка педагога дополнительного образования на конкурс «Сердце отдаю детям»
Участник №34 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2016 года
Автор: Галина Алексеевна Князева
Опубликовано: 3062 дня назад (15 июня 2016)
Просмотров: 21427
Рубрика: статья
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (4)
|
|
||
|
|
|
спасибо за попытку описать опыт. сегодня, к сожалению, это редкость. |