Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект НОД для детей старшей - средней группы. Рождество. Святки

Конспект НОД с детьми старшей и средней группы

Интеграция образовательных областей: Познание, Музыка, Здоровье, ОБЖ, Коммуникация, Художественное творчество
Тип НОД: интегрированный
Возраст: 4-5 лет и 5-6 лет.
Форма организации: две возрастные подгруппы.
Формы непосредственной образовательной деятельности:
• Беседа,
• Дидактические и словесные игры,
• Экспериментальная деятельность.
Задачи для детей 5-6 лет:
Образовательные:
познакомить детей с понятием Рождественские Святки, с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением: гадания, народные гуляния, колядование, украшение елки.
Закрепить знания детей о событиях Рождества Христова и других народных праздниках: Масленица, Пасха, Красная горка, Вербное воскресенье и др.
Развивающие:
закреплять умения детей подбирать к праздникам соответствующие символы; называть профессии по схеме. Упражнять в образовании прилагательных от существительного.
Развивать понимание названий праздников.
Воспитательные:
прививать любовь к русским народным праздникам и традициям.
Воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, радуя малышей подарками, сделанными своими руками.
Воспитывать личные качества: активность, самостоятельность, аккуратность и умение доводить начатое дело до конца.
Словарь новых слов: Святки, Святочные вечера, Рождество, козули, колядовать, колядки, гадание, ряженые.
Задачи для детей 4-5 лет:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с празднованием народных праздников Нового года, Рождества (украшение елки, колядование) .
Развивающие:
Формировать желание детей принимать участие в праздничных колядованиях в группе старших дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, выполняя общие действия по изготовлению поделок.
Словарь новых слов: Колядки, колядовать, козули, растворилась.
Предварительная работа:
С детьми 5-6 лет:
• Изготовление угощений «Козули»,
• Словесная игра «Назови профессию»
• Разучивание народной игры «Согревалочка»
• Дидактическая игра «Угадай праздник».
• Придумывание символов-схем к профессиям.
• Придумывание символов к народным праздникам.
• Домашнее задание: расспросить бабушек и дедушек о русских народных праздниках
• Беседа «Традиции россиян».
• Опытно-эксперементальная работа по изготовлению цветных льдинок.
С детьми 4-5 лет:
• Разучивание рождественских колядок.
• Разучивание народной игры «Согревалочка»
• Опытно-экспериментальная работа по окрашиванию воды.
Оборудование и материал:
• Дидактическая игра «Угадай праздник по символу»
• Глиняные горшочки с пшеном - 8 штук
• Карточки- схемы с обозначением предметов, характерных для определения профессий,
• Корзина с «Козулями»
• Формочки для льда- 8 штук
• Прозрачные баночки с водой – 8 штук
• Гуашь красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого и белого цвета.
• Кисточки- 8 штук
• Бусинки и другие мелкие предметы для украшения льдинок
• Веревочки для льдинок
• Коробка с елочными игрушками из стекла, бумаги и металла.
• Елка, установленная на участке.
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Воспитатель старшей группы читает стихотворение:
Гуляет русская зима
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой – бела зима,
Махнет другой - растут сугробы
Белит деревья и дома
Морозит устали не зная!
Гуляет русская зима
Морозная, не злая!
Воспитатель старшей группы
- Ребята сейчас в России стоит снежная морозная зима. Именно на это время года приходятся большие всеми любимые праздники.
- Какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей)
- Молодцы! Но кроме этих праздников мы с вами знаем еще много других народных праздников.
- Давайте сейчас поиграем с вами в игру «Угадай праздник по символу»,
ИГРА «УГАДАЙ ПРАЗДНИК ПО СИМВОЛУ».
К картинке с праздником нужно подобрать карточку с символом этого праздника. Например, у меня на картинке праздник Новый год, символ этого праздника – елка.
(аналогично дети подбирают символы праздников: Масленица, Пасха, Красная горка, Крещение, Троица, Иван Купала, Вербное воскресение, последнюю карточку рассматривают с Рождеством.


Воспитатель старшей группы
- Молодцы ребята, все справились с заданием!
- Скажите, пожалуйста, какие праздники вы отметили недавно? (Новый год и Рождество)
- Ребята, а почему один из этих праздников назвали Рождество? (Ответы детей)
- Да, ребята со дня рождения Иисуса Христа все стали отмечать Рождество, после которого наступали Святки, или как их еще называют, Святочные вечера. У разных народов эти праздничные дни отмечались по- разному, но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед этими праздниками прощать друг другу обиды, желать только мира добра и здоровья.
- А хотите узнать, как отмечали эти праздники на Руси наши прадедушки и прабабушки?
Тогда, слушайте:
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества до Крещения,
Приготовив угощения
Пели разные колядки
По дворам ходили Святки,
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили!
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
Воспитатель старшей группы
- Кто, ребята запомнил, сколько длились Святки? (Две недели)
- На Руси в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно гадали для веселья.
- А вы, хотите погадать? (Да)
- Тогда сейчас мы погадаем, что вас ждет - сейчас узнаем!
ГАДАНИЕ «ПРОФЕССИИ».
- Посмотрите, на лавке стоят горшочки, в которых насыпано пшено. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.
Дети идут вокруг лавочки и произносят слова:
Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!
Дети находят в горшочках с пшеном карточки со схематичным изображением предметов и по ним называют профессию (летчик, капитан, врач, спасатель, музыкант, кондитер, астроном, ученый, художник)


- Ну что, понравилось вам гадать?
- А теперь пришла пора узнать, как на Руси колядовали.
- В ночь перед Рождеством дети ходили колядовать. Они не просто ходили по дворам, а пели специальные песни - колядки.
Раздается стук в дверь, заходят ряженые дети средней группы с воспитателем.

Воспитатель средней группы:
- Дома ли хозяева? Разрешите коляду прославить?
Воспитатель старшей группы
- Заходите, гостям рады!
Дети средней группы поют колядки:
Коляда – маляда уроди пирога.
Уроди пшеничку, на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пяточки.
По копеечке давайте, малым детям раздавайте.
Воспитатель старшей группы
- Спасибо, ребятки, мы для вас припасли специальные прянички (обращается к старшим детям)
- Как они называются, ребята? (Козули)

Воспитатель средней группы:
- А я знаю еще один, самый главный обычай - это обычай наряжать елку.
- А вы наряжали дома елку? (Да)
- А вот у нас на участке стоит очень грустная елочка. Она грустит, наверное, потому что на ней нет ни одной игрушки.
- Ребята, а что же нужно сделать, чтобы елочка перестала грустить и стала веселой? (Нарядить)
- Конечно же, ее надо нарядить, вот мы и игрушки с ребятами уже приготовили.
Воспитатель старшей группы
- Давайте посмотрим, что же это за игрушки. (достают из коробки стеклянные шары)
- Из чего сделаны эти шары? (Из стекла)
- Значит они какие? (Стеклянные)
- Ребята, как вы думаете можно ли повесить стеклянные шары на елку, которая растет на улице? (Нет)
- Почему? (Ответы детей)
- Ребята, посмотрите, а вот эти фонарики из какого материала сделаны (Из бумаги)
- Значит, они какие? (Бумажные)
- А ими можно украсить елку на улице? (Нет)
- Почему? (Ответы детей)
-Ребята, а вот тут еще остались игрушки, посмотрите, из чего сделаны они? (Из металла)
- Значит они какие? (Металлические)
- Так может быть эти игрушки можно повесить на нашу елку? (Нет)
- Почему? (Ответы детей)
Воспитатель средней группы:
- Ребята, а какими же игрушками нам тогда украсить елочку? (Ответы детей)
Воспитатель старшей группы
- А поможет ответить нам на этот вопрос загадка:
Он сковал большую реку, ровный гладкий, красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой, в эти славные деньки
Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки. (Лед)
Воспитатель старшей группы:
- Давайте вспомним, что такое лед?
- Какой он?
- Ну а теперь давайте пройдем в нашу лабораторию, приглашайте младших ребят с нами.
ЭКСПЕРИМЕНТ «ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ»,
Воспитатель старшей группы:
- Ребята, как же мы можем сделать ледяную игрушку? (Ответы детей)
Выслушав версии детей, воспитатель выявляет алгоритм, который проговаривает вместе с детьми: налить воду в формочки, положить веревочку и поставить на мороз.
- Добавить краску в воду мы поручим малышам, а старшие ребята аккуратно размешают ее.
-Куда делась краска? (Растворилась)
Воспитатель старшей группы:
- А у меня есть еще разноцветные бусинки, ими тоже можно украсить льдинки.
Дети ср. гр красят воду, а дети ст. гр раскладывают бусинки и веревочки в формочки.

- Теперь давайте разольем цветную водичку по формочкам. В ячейки наливать воду нужно аккуратно, главное не перелить воду.


- Ну, вот все готово, что будем делать дальше? ( Ответы детей)
- Сейчас, я отнесу льдинки на мороз. А пока вода будет замерзать я предлагаю поиграть, согласны?
ИГРА «СОГРЕВАЛОЧКА»
Идем-идем с тобой вдвоем (парами по кругу, старшие дети берут в пару младших)
Идем дорогой длинною: к зайчишкам, мишкам, снегирям.
Идем дорогой зимнею.( Идут парами по кругу, держась за руки)
Мы руками хлоп-хлоп, (поворачиваются лицом друг к другу, выполняют движение по тексту)
И ногами топ-топ.
Головою круть-круть,
Постучали в грудь - в грудь.
А на улице мороз
Отморозит деткам нос (закрывают нос ладошкой)
Отморозит ушки, (закрывают ладошкой ушки)
Щечки, словно плюшки (надувают щечки, и нажимают на них пальчиками)
Не боимся мы зимы (грозят пальчиком)
Если вместе с тобой мы.( обнимаются)
После игры заносят льдинки.

Воспитатель средней группы:
- Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась. Льдинки прямо как конфетки, так и хочется их облизать.
Воспитатель старшей группы:
- А скажите можно облизывать лед (Нет)
- Почему? (Ответы детей)
- Молодцы! Ну, давайте прямо сейчас пойдем с вами на улицу и украсим нашу елочку.
Воспитатель средней группы:
-Подождите ребята, а разве можно так идти зимой на улицу? (Нет)
- Почему? (Ответы детей)
- Конечно же, ребята, давайте не будем спешить, спокойно оденемся и тогда пойдем на улицу, украшать елочку.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий зимней игровой программы для средней группы детского сада Сценарий зимнего физкультурного досуга для детей средней группы Сценарий зимнего физкультурного досуга в средней группе «Игры со снеговиком» Экспериментирование с водой в старшей - подготовительной группе ДОУ

Похожие статьи:

Утренняя гимнастика в средней группе. Декабрь

Опубликовано: 3559 дней назад (24 февраля 2015)
Просмотров: 10408
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Лариса Васильевна Калугина # 24 февраля 2015 в 14:48 0
Елена Юрьевна, замечательное занятие!!! Думаю дети были в восторге,описано все что необходимо для проведения, только, наверно, вы текст два раза вставляли, поэтому одно описание с картинками, другое без. Но я тоже новичок, поэтому тоже разбиралась, что к чему и как все оформлять!!! Беру на заметку ваш сценарий, большое спасибо!!!+1
Вера Валерьевна Ляпина # 24 февраля 2015 в 20:16 0
Елена Юрьевна! Вы большая молодец! Мне очень понравилось ваше мероприятие. Так много ваши дети уже умеют и знают. Интересные задания были предложены и дети с большим удовольствием их выполняли. Хороший праздник получился. ПРИМИТЕ голос!