Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие монологической речи старших дошкольников в игровой деятельности
Данный материал будет интересен воспитателям детского сада. В статье описан опыт работы по развитию монологической речи старших дошкольников в свободной деятельности посредством дидактических игр.
Цель: привлечение внимания педагогов к проблеме развития монологической речи.
Задачи: поделиться опытом работы по развитию монологической речи старших дошкольников в свободной деятельности через дидактические игры. Напомнить воспитателям педагогическую технологию руководства дидактической игрой старшего дошкольника.

Актуальность. Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что являются центральной задачей речевого развития детей, имеющей большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации. Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в образовательной работе ДОУ, формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения и образованности в целом.
К старшему дошкольному возрасту происходит усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Монологическая речь – это развернутый, организованный, произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только назвать предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет высказывания). Произвольность выражается в том, что говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую языковую форму. Организованность предполагает умение говорящего планировать и программировать всю свою речь, весь "монолог" как целое».
Монологическая речь, в отличие от речи диалогической, предполагает тщательный отбор адекватных лексических средств и использование сложных синтаксических конструкций.
Наблюдения и мониторинг речевого развития показывает слабое развитие монологической речи (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; (словарный запас достаточно широкий). И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет достаточный словарный запас).
На современном этапе развитие речи детей стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений – именно развитие связной речи. Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Овладение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Большое значение в развитии связной монологической речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
Сегодня представляю свой опыт работы по развитию монологической речи старших дошкольников в дидактических играх.
В игровой деятельности разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, также дидактическая игра помогает закрепить полученные при обучении в НОД знания. Поэтому для формирования и развития связной монологической речи дошкольников в своей работе включаю дидактические игры во все виды детской деятельности и режимные моменты.
Дидактические игры являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения и закрепления знаний. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к дидактическим играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной и речевой деятельности.
Дидактические игры провожу со всей группой, с небольшими группами и индивидуально. У детей старшего дошкольного возраста, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому использую на данном возрастном этапе в игре элементы соревнования.
Опыт показывает - наибольший эффект работы по развитию связной монологической речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие диктических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные, в которых представление о структуре высказывания и её особенностях в каждом типе текста, о способах внутритекстовой связи (цепная – основное средство местоимения, паралельная – предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются, лучевая связь – объект называется, а затем каждое качество или признак объекта, как лучик, присоединяется к его характеристике. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные способы соединения фраз.) полученные на занятиях формируются в умения и навыки.
Специально подобранные (и созданные мною) дидактические игры по развитию речи обеспечивают развитие всех сторон речи ребёнка, в том числе монологическую речь включающую умение строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.
Например, в игре «Забывчатый покупатель» закрепляется умение составлять рассказ - описание. В ходе игры: детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его, используя цепную внутритекстовую связь (цепная связь, основными средствами которой являются местоимения). Предлагается схема. (- Ребята, в магазин завезли новые товары. Давайте поиграем. Для того чтобы купить товар надо рассказать о нем, не называя его, а перечислить все его признаки как звенья на цепочке.)
В игре «Как ты догадался?» закрепляется умение составлять рассказ- описание используя параллельную или лучевую связь (паралельная – предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются, лучевая связь – объект называется, а затем каждое качество или признак объекта, как лучик, присоединяется к его характеристике). Вариант 1: перед детьми находятся картинки, которые им предлагается назвать. Ведущий спрашивает: «Как ты догадался, что это зонт?» и предлагает описать предмет, называя его признаки, используя предложенные схемы. За каждый правильно названный признак игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
Вариант 2: в ходе игры ребёнок описывает предмет с картинки, не показывая её, и предлагает игрокам отгадать что это. За правильно отгаданный предмет игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
Описание – это словесное изображение какого-либо объекта или явления действительности путём перечесления его признаков. Для описания характерны яркие образные сравнения и обилие художественных определений (эпитетов), выраженных прилагательными и причасными оборотами. Составление описательных текстов, для которых в качестве объектов использую игрушки, предметные или сюжетные картинки, рисунки детей, явления природы, людей, литературных персонажей и животных, помогает формировать и закреплять у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов. («Угадай по описанию», «Придумай загадку», «Угадай сказочного героя», «Что вы видите вокруг?», «Догадайся кто мой друг», «Как ты догался?»).
В дидактической игре «Закончи сказку» развивается умение строить повествовательный рассказ, продолжая начатую сюжетную линию. Воспитатель вносит рисунок ёжика в звёздоку: «Посмотрите, какого ежа нарисовали дети соседней группы. И даже сочинили про него сказку…ой, здесь только начало сказки (читает). Интересно, что же было потом. А давайте мы сочиним продолжение сказки и запишем его».
В дидактической игре «Картинки растерялись» («Закончи сказку», «Составь рассказ по картинке (по серии картинок)», «Придумай сказку (об игрушках или по набору игрушек), «Расскажи, как отдыхал (играл с младшим братом, ходил в парк, музей или театр, мастерил кормушку с папой и т.д.)») развивается умение строить повествовательное высказывание – рассказ о событиях, развёртывающихся во времени и логической последовательности. Формируется и закрепляется представление о структуре повествования (начало-завязка, середина-кульминация, конец-развязка) и последовательности изложения событий. Воспитатель вносит конверт и высыпая из конверта серию картинок говорит: «Ой, все картинки растерялись, перепутались. Помогите их разложить по порядку. Получился рассказ в картинках. Давайте составим интересный рассказ: расскажите, что было в начале, что было, потом и как все закончилось. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделённый на три части – зелёную (начало), красную (середина) и синюю (конец).
В дидактической игре «Почемучка» («Как появился цветок (появилась птица, бабочка)?») развивается умение строить высказывание-рассуждение, то есть текст, включающий причинно - следственные конструкции, вопросы, оценку. Вариант 1: воспитатель рассказывает детям (1-4 игрока), последовательно показывая и раскладывая сюжетные картинки, как развиваются стрекозы, пчёлы, комары и кузнечики. Затем ребёнок сам выкладывает цепочку сюжетных картинок и составляет связный рассказ по выбранной теме. При затруднении воспитатель помогает дополнительными вопросами.
Вариант 2: воспитатель вносит коробку с игрой и говорит: «Интересно как появляются насекомые? Одинаково они развиваются или нет?» Каждому ребёнку выдаются перемешанные сюжетные картинки по одной теме. По сигналу ведущего дети раскладывают картинки в правильной последовательности – кто вперёд. После этого каждый игрок составляет рассказ по получившейся цепочке картинок. Побеждает тот, кто правильно и быстро выложит цепочку картинок и лучше составил связный рассказ по своей теме.
Этот вид монологического высказывания очень сложно даётся детям. Если дети начинают его использовать в самостоятельной игре – это большое достижение.
Прежде чем начать игру, мы вызывали у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключался в том, что обучая детей, мы сохраняли вместе с тем игру как деятельность, отмечая удачные решения, находки ребят, поддерживая шуткой, подбадривая застенчивых, вселяя в них уверенность в своих силах. Для развития самостоятельной игровой деятельности детей мы создаём предметно-развивающую среду. Самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Признаками самостоятельной деятельности являются то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятиях, в общении с педагогом в собственную новую деятельность, применяет для решения новых задач. Особенно это характерно для старшего дошкольного возраста, когда все больше времени ребенок проводит в самостоятельной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность возникает потому, что ребёнок получает удовольствие от самого процесса игры. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Можно сказать, что самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего общего со стихийным, хаотическим поведением. За ней всегда стоит руководящая роль и требования взрослого человека.
Педагогическая технология руководства дидактической игрой старшего дошкольника:
1. Педагог определяет:
• дидактическую задачу;
• игровые действия;
• правила игры;
• ожидаемый результат.
2. Готовит дидактический материал, если он необходим.
3. Руководит игрой. Приёмы руководства могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает участие взрослого в игре, речевой образец, указание, косвенное – ненавязчивое в форме совета, напоминания, подбадривания, подсказки. Все приёмы используются комплексно в зависимости от задач, игровых действий и правил игры, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Если есть затруднения в работе по составлению связных монологических рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда, и не часто, а очень часто.
5. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
6. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Список используемой литературы
1. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2004. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
2. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В.,Пыркова С.В. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. (Приложение к журналу Управление ДОУ»). (7)
3. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / авт.-сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: - Вентана-Граф, 2010. – 272с.
4. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л.М. Граб. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы. Моя малая Родина Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с презентацией. Бажов "Серебряное копытце"
Участник №61 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Консультация по экологии для родителей в детском саду | Из опыта работы воспитателя ДОУ. Пожарная безопасность для дошкольников
Опубликовано: 2934 дня назад (2 декабря 2016)
Просмотров: 13308
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!