Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Занятие в подготовительной группе «Часы и время»

Конспект занятия - беседы для детей старшего дошкольного возраста на тему: «По часовой стрелке и против часовой стрелки»
Дорогие ребята! Конечно, все вы видели часы: настенные или напольные, наручные или часы-будильники. Перед вами на рисунке большие красивые часы. Давайте их вместе внимательно рассмотрим.
Но прежде скажите мне, пожалуйста, зачем нужны часы? (Дети отвечают.) Правильно! Часы — это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим узнать, который час.
Круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит ровно один час. Эта стрелка называется часовой.

Послушайте стихотворение «Часовая стрелка».
Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.
• В каком же направлении движется часовая стрелка?
Приглядитесь к ее движению на часах, посмотрите на рисунок. Движение в указанном направлении называется движением по часовой стрелке.

У часов есть еще одна стрелка. Она длиннее, тоньше часовой и движется в 60 раз быстрее. Пока часовая стрелка пройдет один полный круг по циферблату, минутная пробежит 60 кругов. Ведь в одном часе ровно 60 минут!
Послушайте стихотворение о минутной стрелке.
Минутная стрелка —
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка —
Длинна ты и быстра!
Отсчитывать минутки —
Это ведь не шутки!
Посмотрите-ка, ребята, на часы! В каком направлении двигается минутная стрелка? (Дети отвечают.) Верно заметили! В том же, что и часовая. Движение минутной стрелки совпадает с направлением движения часовой стрелки.
Звучит медленная музыка. Дети и воспитатель берутся за руки, медленно идут по кругу по часовой стрелке и декламируют хором.
Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдем с тобой.
Тик-так, тик-так —
Мы идем за шагом шаг!
Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!

Музыка звучит быстрее.
Давайте, ребятки, ускорим шаг, побежим за стрелкой минутной.
Дети дружно бегут по кругу и декламируют.
За стрелкой минутной
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Минутную стрелку
Хотим мы догнать.
Минутка, минутка,
Минутка опять!
Музыка смолкает. Дети останавливаются.
А теперь вместе махните правой рукой по часовой стрелке.
Дети кругообразно машут правой рукой в направлении движения часовой стрелки и декламируют.
Дружно махнем
Правой рукой
Мы по стрелке
Часовой!
Ребята, а как вы думаете, какое движение называется движением против часовой стрелки? (Дети отвечают.) Верно! Это движение в противоположном направлении. Посмотрите на рисунок.

Давайте снова встанем в круг и не спеша пойдем против часовой стрелки.
Звучит музыка и дети хором декламируют.
Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье,
Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!
Дети, пританцовывая, бегут против часовой стрелки.
А теперь возьмите в левую руку разноцветные флажки и махните ими против часовой стрелки. Вот так!
Дети кругообразным движением машут флажками против часовой стрелки.
Послушайте стихотворение «Балерина».

Кружится и кружится
По сцене балерина.
Юбочка из кружева,
Из шелка — пелерина.

Как она порхает —
Воздушна и легка!
Порой напоминает
Большого мотылька.

Балерина кружится
Под напев живой.
Балерина кружится
По стрелке часовой!
Ребята, я думаю, вы заметили и поняли, что направление движения по часовой стрелке — это движение направо, а против часовой стрелки — налево.
Послушайте сказку.
Как мышка Хитрушка мышат времени научила
Жила-была девочка Таня. Совсем большая, умница, все знает, а вот время сама по часам определять не умеет. А ведь скоро школьницей станет.
Как же так? Помнит Таня, что ровно в три часа дня ее любимый мультфильм показывать будут. Да не просто мультфильм, а длинный, очень интересный мультсериал. Каждый день по одной серии.
После обеда Таня начинает к бабушке приставать:
— Бабуля, скажи, сколько сейчас времени?
Бабушка наденет очки, посмотрит на ходики, которые висят на стене на кухне, и ответит внучке:
— Сейчас четверть третьего.
— А через сколько минут будет три часа? — допрашивает Таня.
— Через сорок пять минут, — отвечает бабушка.
— Бабуленька, миленькая, — ласковым голоском подлизывается к бабушке Таня, — включи мне, пожалуйста, телевизор без пяти минут три. Я боюсь пропустить мультик про ворону- говоруху — вредную старуху.
— Ладно! Включу, если не забуду, — соглашается бабушка.
— А я тебе напоминать стану, вот ты и не забудешь! — радостно отвечает Таня.
— Эх, Таня, Таня! — замечает бабушка с упреком. — Ты ведь большая девочка, а времени по часам определять не умеешь. Не дело это!
Попрошу твоего папу, чтобы в выходные он занялся с тобой и научил тебя часам.
— Хорошо! — обрадовалась Таня. — Я и сама хочу научиться по часам определять. Тогда ни к кому приставать не буду. Сама посмотрю на часы и узнаю, который час.
— Вот и молодец! Я уверена, у тебя все получится, ведь цифры ты давно выучила, — похвалила бабушка внучку.
Между прочим, в Таниной квартире в каждой комнате есть часы. И везде разные. На кухне висят старинные ходики с маятником и кукушкой. Деревянная кукушка живет в уютном домике. Каждые полчаса она выглядывает из оконца и кукует звонко и весело: «Ку-ку», напоминая, что прошло полчаса. У папы в кабинете на письменном столе стоят массивные бронзовые часы. Папа привез их из Испании, когда ездил в эту страну в командировку. У них не громкий, мелодичный бой. У дедушки есть маленький и пластмассовый будильник, дедушка всегда заводит его, когда нужно рано вставать и ехать с друзьями на рыбалку.
В спальне тоже стоят часы, они бело-розовые, фарфоровые, украшенные ангелочками, и помещаются на столике у кровати. Есть часы и в детской комнате, на них разные зверюшки нарисованы. Да что толку в том, что часов в доме много! Определять-то время Танюша пока по ним не умеет.
Но вот в воскресенье, когда у папы выходной, он позвал дочку:
— Танечка, будем с тобой часы изучать. Принеси свои карандаши и фломастеры.
— Хорошо! — согласилась девочка.
Папа тем временем разложил на письменном столе большой лист картона и принес с кухни обычный стакан. Еще достал из ящика письменного стола ножницы и линейку!
— Принесла карандаши и фломастеры? — спросил он Таню.
— Принесла! — ответила та.
— Ну и замечательно! — похвалил Таню папа. Он взял стакан, поставил его вверх дном и очень аккуратно обвел простым карандашом. — Видишь, у нас получился ровный круг — это циферблат. Попробуй и сама нарисовать такой же круг.
Таня попробовала, и у нее получилось. А надо вам сказать, что мышка Хитрушка, которая обычно пряталась в норке, высунула своей черный любопытный носик, потом вылезла из-под ковра и стала наблюдать за папой и дочкой. Вы можете удивиться и спросить, зачем ей это было нужно?
Дело в том, что Хитрушка давно мечтала научить своих малышей определять время по часам. Ведь это очень удобно! Вот, например, бабушка ложится отдохнуть после обеда всегда в одно и то же время. Можно выглянуть из норки и узнать, сколько времени. Значит, сейчас на кухне никого нет! А в буфете много вкусных вещей: печенья, сушек, сухариков. Под столом можно найти кусочек сахара и даже сосиски. Бабушка отдыхает целых два часа. Значит, посмотрев на часы, можно узнать, когда пора прятаться в норку.
— Итак, — начал папа свою лекцию. — Давай, Танюша, возьмем ножницы и аккуратно вырежем оба кружочка-циферблата. Сначала я, а теперь ты.
Когда кружочки были вырезаны, папа с помощью линейки и карандаша разделил их ровно на четыре части. Он провел горизонтальную и вертикальную линии. Написал черным фломастером на самом верху вертикальной линии цифру 12, а в самом низу цифру 6.
Слева на горизонтальной линии он написал цифру 9, а справа 3.
Таня сделала все в точности, как папа.
Потом папа расставил все остальные цифры, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот, что получилось у папы и дочки.
Хитрушка внимательно наблюдала за ними и старалась получше все запомнить.
Потом папа нарисовал две стрелки. Одну короткую потолще, другую длинную и тонкую. И вырезал их.
— Короткая стрелка — часовая. Она показывает часы, а длинная — минутная. С ее помощью мы узнаем минуты.
Таня тоже сделала две стрелки и раскрасила их в синий цвет. У Танюши цифры на циферблате и стрелки были темно-синие, а у папы — черные.
Наконец папа взял иголочку и прикрепил стрелки к самому центру циферблата — Таня не отставала от папы.
— Вот у нас почти готов макет часов, — довольным голосом заметил папа.
Он научил дочку, как обозначить минутки, и объяснил, что пока короткая часовая стрелка двигается медленно, проходит один час, быстрая минутная стрелка успевает обежать циферблат 60 раз, ведь в одном часу ровно 60 минут.
«Ага! — смекнула Хитрушка. — Я и не знала, что в одном часе ровно 60 минут. Это надо запомнить».
Потом папа объяснил дочке, как определять время:
— Вот представь себе, что короткая стрелка стоит ровно на цифре 9, а длинная на 12. Значит часы показывают 9 часов. А теперь поставь короткую стрелку на циферку 4, а длинную на 12. Сколько времени показывают часы?
— Четыре часа, — бойко ответила девочка.
— Умница! — похвалил ее папа. — Ну на сегодня, я думаю, достаточно, — заметил он. — Завтра мы продолжим наши занятия с часами.
Бабушка позвала всех на кухню ужинать.
Когда папа и Таня ушли из комнаты, Хитрушка стянула со стола лист бумаги, на котором девочка тренировалась расставлять часы, и утащила его в норку. Позвала мышат: Резвушку, Храбрика, Малышку, Смысленыша и стала объяснять им все, что запомнила сама. Сообразительные мышатки-детки скоро все поняли.
На следующий день папа продолжил занятия с девочкой, и скоро она бойко и правильно отвечала на его вопросы.
А Хитрушка тоже внимательно слушала папины уроки, чтобы потом научить времени и своих ребятишек-мышек.
— Ура! — радостно закричала в конце урока Таня. — Я теперь знаю, сколько времени. Вот сейчас десять минут восьмого! Правильно, папочка?
— Правильно! Молодец! — похвалил дочку папа.
— Теперь я не буду больше приставать ни к маме, ни к тебе, ни к бабушке с дедушкой. Не буду надоедать им вопросом: «Сколько времени?» Сама посмотрю на часы и узнаю, который час.
Кстати, и умная Хитрушка научила мышат узнавать время по часам.
Мышонок выглянет из норки, посмотрит на ходики и сразу узнает, когда бабушка уйдет из кухни отдыхать, а Таня смотреть свой любимый мультфильм.
Вот такая история.
Послушайте стихотворение.
Время по часам
Я уже большой, я сам
Узнаю время по часам.

Посмотрю на циферблат
И отправлюсь в детский сад.

Спрашивать не стану деда,
Долго ль ждать еще обеда?

Научить могу и вас
Узнавать, который час!
Ито занятия. Вопросы и задания для закрепления
1. Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение по часовой стрелке. Стрелку раскрасьте красным фломастером, круг — желтым.
2. Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение против часовой стрелки. Стрелку раскрасьте синим фломастером, кружок — красным.
3. Раскрасьте цветик-семицветик. Первый лепесток — красный и дальше по часовой стрелке: оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Рекомендуем посмотреть:

Беседа в детьми подготовительной группы. Дикие животные зимой Беседа для детей старшего дошкольного возраста: Джанни Родари Беседа для детей 5-9 лет: "Лев Николаевич Толстой" с презентацией Беседа для детей 5-9 лет: В гостях у Маугли

Похожие статьи:

Беседа о смелости со старшими дошкольниками

Беседа о трудолюбии в подготовительной группе

Беседа о зависти с дошкольниками подготовительной группы

Беседа «Большая и малая Родина» в подготовительной группе

Важнейшие события в истории России для детей 5-8 лет

Праздник Ивана Купалы на Руси. История праздника и обычаи для детей школьников | Конспект занятия «Дорога к дому» в подготовительной группе
Опубликовано: 131 день назад (24 июня 2024)
Просмотров: 297
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!