Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери в школе
Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников на День Матери. Сценарий «Ты, чистейшей любви божество!»
Цели:1) под влиянием классических произведений, высказываний поэтов и писателей XIX и XX вв. о матери вызвать и сохранить у учащихся глубоко личностное восприятие, переживание прочитанного, услышанного;
2) показать учащимся нравственный идеал человека через повествование о материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, долготерпении, вере в победу добра;
3) пробудить интерес к лирическим произведениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, перед матерью.
Возраст обучающихся: 9-11 классы.
Оборудование: творческие работы учащихся: рисунки, сочинения; картины русских художников, записи с песнями, плакат с пословицами о матери, выставка книг русских писателей и поэтов «О мать, подвигнут я тобою!»
Стихи и высказывания писателей и поэтов читают учащиеся.
Ход мероприятия
На фоне музыки «А ее Мария».О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном.
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло.
О матери...
А. Шапхиев
Ведущий. Всего из нескольких букв сложено удивительно легкое в произношении, нежное по звучанию, глубокое по смыслу слово, согревающее душу каждого из нас. Мать - это начало всех начал, символ сохранения жизни на Земле, продолжения человеческого рода, достойная преклонения, любви и уважения.
1-й чтец. Что может быть на свете священнее имени матери!
Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый...
Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же (почерневшей) темной земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать...»
Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, посылает слабеющей рукой пулю врагу «За Родину- мать!»
Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
2-й чтец. Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни.
Случайно ли, что ребенок, еще не умеющий говорить, раньше других слов произносит: «Мама»? Если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтем, что слово «мама» образовано самими детьми еще на стадии лепета удвоением слога «ма». Это слово почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском.
Ведущий. Мы не можем помнить, как это было. Как, топоча на слабых еще ножках, мы тянули к маме руки и впервые сложили это трудное слово, первое слово на земле: «Мама!» Счастливая и гордая, мать прижимала к груди сына или дочь, целовала, давая самые нежные, самые ласковые имена.
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни, Любовь к малышу своему для нее также естественна; как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое так и любовь матери согревает жизнь ребенка.
3-й чтец. «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею» (В. Г. Белинский).
4-й чтец. Мать приобщает дитя к человечеству. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувств народа. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь вечные ценности. Не это ли держит мир?
У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все.
5-й чтец. «Все мы, ее дети... любили ее больше чем сыновней любовью: до последних дней она играла исключительную роль во всей нашей духовной жизни» (А. А. Фадеев).
6-й чтец. «Моя мать не давала поутихнуть во мне догоравшему светильнику жизни; едва он начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием собственной пищи, собственного дыхания» (С. Т. Аксаков).
«Вы одни теперь предмет моей привязанности; одни, которые можете утешить печального, успокоить горестного. Вам посвящаю жизнь свою». (Из письма Н. В. Гоголя матери.)
8-й чтец. «Горжусь... что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней» (И. А. Гончаров).
Ведущий. По отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку. В устном народном творчестве русского народа облик матери приобретает пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы обездоленных, оскорбленных, обиженных. Эти качества материнской души отражены и воспеты в русских народных сказках, песнях, былинах, пословицах.
Учащиеся читают пословицы и объясняют их.
При солнце тепло, а при матери добро.
Мать кормит детей, как земля людей.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Добрые дети - дому венец, злые дети - дому конец.
Ведущий. Мы обладаем нашей родной литературой, так много сказавшей миру о Матери. Никакая другая литература не подняла материнство на такую высоту. Никто не выразил роль матери в жизни общества и отдельной личности поэтически сильнее и задушевнее, чем русские писатели - Некрасов, Толстой, Блок, Есенин.
Женские образы матерей и жен прошлого являли собой нравственную опору семьи. В XVIII веке, например, существовал настоящий культ «матушки», о ней говорят с нежностью, к ее советам и наставлениям относятся с глубоким вниманием. А русские няньки, Арины Родионовны? Не случайно у А. С. Пушкина столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт называет нежно и бережно - «мамушкой».
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Ведущий. Михаил Юрьевич Лермонтов рано остался без матери. В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью, - помнили, как возилась она с болезненным сыном. И любовь, и горе выплакала она над его головой. Мария Михайловна была одарена музыкальною душою. Посадив ребенка своего себе на колени, она играла на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу. Мать передала ему необычайную нервность свою.
Память о матери глубоко запала в чуткую душу мальчика, как сквозь сон, грезилась она ему, слышался милый голос ее.
8-й чтец. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее впечатление. Ее певала мне покойная мать» (М. Ю. Лермонтов).
Ведущий. Глубоко подавленная смертью дочери Елизавета Алексеевна Арсеньева перенесла на внука всю свою любовь и приязнь. Она видела в нем средоточие всего, что было отнято судьбой в лице ее мужа и потом дочери. Этот внук носил имя своего деда; умирающая дочь поручила ей беречь его детство. Кроме Миши у ней никого не осталось на свете. Елизавета Алексеевна старалась не расставаться с внуком; он спал в ее комнате, она наблюдала за каждым его шагом, страшилась малейшего нездоровья.
Бабушке Арсеньевой долго не решались сообщить о смерти внука. Узнав о том, она, несмотря на все предосторожности и приготовления, вынесла апоплексический удар, от которого медленно оправилась. Веки глаз ее, впрочем, уже не поднимались. От слез они закрылись. Все вещи, все сочинения внука, тетради, платья, игрушки - все, что старушка берегла, - все она раздала, не будучи в состоянии терпеть около себя что-либо, до чего касался поэт. Слишком велика была боль.
Елизавета Алексеевна Арсеньева
Внука своего пережила...
И четыре черных года
Тень его
Душу ей страдальческую жгла.
Как она за Мишеньку молилась!
Чтоб здоров был
И преуспевал.
Только бог не оказал ей милость
И молитв ее не услыхал.
И она на бога возроптала.
Повелев убрать из комнат Спас,
А душа ее над Машуком витала:
«Господи, почто его не спас?»
Во гробу свинцовом, во тяжелом
Возвращался Лермонтов домой.
По российским побелевшим селам
Он катился черною слезой.
И откуда ей достало силы –
Выйти за порог его встречать...
Возле гроба бабы голосили.
«Господи, дай сил не закричать...»
Сколько лет он вдалеке томился,
Забывал между забот и дел.
А теперь навек к ней возвратился.
Напоследок бабку пожалел.
А. Дементьев
Ведущий. Мать Федора Михайловича Достоевского, Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из купеческой семьи. Она мало походила на своего сурового мужа, обладала жизнерадостным характером, была хорошо образованна, много читала, любила поэзию, хорошо играла на гитаре и пела. К матери своей Федор Михайлович относился с необычайной нежностью и любовью и всегда вспоминал о ней с чувством благоговения.
9-й чтец. «Когда вспоминаю о Вас, любезная маменька, то на меня нападает такая грусть, что я никак не могу ее прогнать, если б Вы знали, как мне хочется Вас увидеть, я не могу дождаться сей радостной минуты» (Ф. М. Достоевский).
Ведущий. Вспомним «Тараса Бульбу» Николая Васильевича Гоголя и трогательный, печальный образ жены Тараса, матери его взрослых сыновей, о том, как она провожала их на кровавую сечь.
10-й чтец. «Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она взрастила, взлелеяла их - и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?» - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо...
...Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда!..
...Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне».
На фоне музыки.
Ведущий. Светлым лучом в детской жизни Некрасова была мама - образованная, культурная, чуткая женщина. Может быть, ни один поэт не посвятил столько проникновенных строк своей матери, как Некрасов.
Во всем противоположная своему мужу, Елена Андреевна горячо любила своих детей и посвящала им все время. Часто она читала детям сказки, рассказывала о великих писателях - Данте, Шекспире, знакомила их с бессмертными образами мировой литературы. Всеми силами старалась она оберегать детей от деспотизма мужа и не давала проникнуть влиянию пороков в их восприимчивые сердца. Когда в барской столовой раздавались пьяные голоса хозяина и гостей, Елена Андреевна уводила детей в дальние комнаты. Многие часы проводили они вместе. Не раз случалось им, обнявшись, плакать где-нибудь украдкой.
К Елене Андреевне приходили искать защиты и помощи грешневские крестьяне, и она, как могла, помогала им. По свидетельству одного из старожилов Грешнева, однажды Алексей Сергеевич привязал жену в наказание за ее заступничество за крестьян к старой липе и категорически запретил кому-либо подходить к ней и облегчать ее страдания. Николай, несмотря на это запрещение, подходил к изнемогающей от летнего зноя матери и поил ее водой.
Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери. Она оказала огромное влияние на формирование взглядов Некрасова, на его духовное и нравственное развитие.
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других,
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты - грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?..
Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю.
Мою горькую песню спою.
О прости! То не песнь утешения,
Я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну - и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои!
Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою заложила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь...
Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво-безгласная –
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же явилась ты мне
При волшебно светящей луне.
Да! Я вижу тебя, бледнолицую,
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою:
Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения,
Ты, чистейшей любви божество!
Н. А. Некрасов. Рыцарь на час
Ведущий. Этому «существу, столь любившему его», поэт остается верен всю жизнь. Огромный поэтический мир Некрасова вбирает в себя множество тем и проблем, но все его творчество как бы сцементировано идеей материнства. Мать - ведущий, главный, центральный положительный герой поэзии Некрасова. Именно Некрасову принадлежит образ огромной обобщающей силы «Родина-мать». Истоки его - в народном сознании, в отечественной истории. Летопись доносит до нас слова князя Олега (Вещего), который сказал о Киеве: «Се буди мати градом русьским».
В Грузии при постройке дома устанавливают «мать-столб», на котором держится все: и основание, и пол, и крыша. Отождествление матери и родины мы встречаем и в фольклоре, и в произведениях многих писателей.
Но выражения «Родина-мать», «матушка-Русь» связаны прежде всего с именем Некрасова. Это он своей чистой сыновней любовью к родине, всей своей жизнью и творчеством навечно утвердил кровную связь двух великих слов.
Человек зовет мать и верит, что где бы она ни была, она слышит его, сострадает, спешит на помощь.
Очень часто так и бывает. Материнский инстинкт столь силен, что женщины почти всегда «знают» о грозящей детям опасности. Прозорливость материнского сердца давно вошла в легенды, а случаи удивительных предвидений и предчувствий и по сей день остаются загадкой для ученых.
Известно, например, каким глубоким взаимопониманием и любовью были отмечены отношения Александра Блока с его матерью. Люди же, близко знавшие семью поэта, поражались способности матери и сына на расстоянии чувствовать тревогу и волнение друг друга. Один из современников вспоминает, как однажды в апреле 1921 года, дожидаясь Александра Александровича у него дома, он беседовал с его матерью. Внезапно голос Александры Андреевны начал падать, она стала безучастной к разговору и вдруг, обратившись лицом к двери, воскликнула: «Сашенька! что случилось с тобой?» А через несколько минут входная дверь резко хлопнула, раскрылась дверь в комнату и вошел Александр Александрович, бледный и взволнованный.
Как выяснилось, он был очень расстроен тяжелыми впечатлениями дня. Его смятение передалось матери.
11-й чтец. «Детство мое прошло в семье матери... Здесь именно любили и понимали слово» (А. А. Блок).
12-й чтец. «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой», - предупреждал великий педагог В. А. Сухомлинский. Действительно, чуткость к матери непременно - и благотворно! - скажется на общем мировосприятии.
Сама идея материнства, если осмыслить ее широко, как идею жизнетворчества и защиты жизни, способна дать благородное направление нашим мыслям и делам, сформировать самые существенные черты духовного облика.
Может быть, наиболее наглядным примером здесь будет Сергей Есенин. В представлении читателей, мать - чуть ли не самое значительное лицо в его поэтическом мире.
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь...
Слушая горячую исповедь поэта, мы понимаем, что именно мать и заслуживает предельно искреннего душевного излияния, что она, как никто другой, побуждает человека к исповеди и очищению от всякой скверны.
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
Ведущий. Трепетно, священно для поэта чувство любви к матери. Он запечатлел ее в задушевных, сердечных строках.
Звучит романс на стихи Сергея Есенина «Письмо к матери».
Ведущий. Другой русский поэт Николай Рубцов рано остался сиротой. В 1942 году уходит на фронт отец, через месяц умирает мать - Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей....
Сохранились мемуарные записи, которые сделал Рубцов в последние годы жизни. «Шел первый год войны. Моя мать лежала в больнице. Старшая сестра поднималась задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередях за хлебом. Часто я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним всячески, как только умел».
Интересно, что история с аленьким цветком воплотилась у поэта в прекрасное стихотворение.
...Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, не кстати ли,
Вырастить все же смог...
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок.
Учащиеся читают стихи о матери.
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены.
Мне жаль не самого героя...
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет,
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Н. А. Некрасов
Ведущий. Как скупо и трагично это звучит, как просто и близко к нашему времени. И опять оживают багровые отсветы пожарищ, воют, грохочут снаряды, слышатся крики и стоны, переворачивает душу детский плач... И над этим растерзанным миром - в молчаливой скорби стоит Мать... И снова и снова вспоминаются матери, не побоявшиеся отдать на алтарь Отечества самое дорогое, что у них есть - своих детей.
БАЛЛАДА О МАТЕРИ
Постарела мать за двадцать лет.
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
...Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино - и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:
«Алексей! Алешенька! Сынок!»-
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась - вдруг он упадет.
Но сквозь годы мчался сын вперед.
«Алексей!» - кричали земляки.
«Алексей, - просили, - добеги...»
Кадр сменился, сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Дома все ей чудилось кино.
Все ждала - вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны.
Андрей Дементьев
Я ГЛЯЖУ НА ТЕБЯ, МОЯ МАМА
Я гляжу на тебя, моя мама,
С фотокарточки в нашем дому,
Что не раз ты со стенки снимала,
Прижимая к лицу своему.
Я не плачу в такие минуты –
Быть серьезным фотограф просил,
Но порой у меня почему-то
Не хватает для этого сил...
У кого их, родимая, хватит,
Если сорок непрожитых лет
Мы с тобою одни в этой хате,
Где ни внуков, ни правнуков нет.
Мама, мама, не мы в том виною,
Не бывает за теми вины,
Кто уходит сражаться с войною,
Чтобы не было больше войны.
Слышно мне, как теплы твои руки,
И слова у меня горячи:
Вся страна - твои дети и внуки,
Потому что я жизнь им вручил.
Пусть они не увидят ни грамма
Из того, что я видел в бою...
Пусть они берегут тебя, мама,
Как берег я Отчизну мою.
Вас от бед заслоняя стеною,
Пусть стоят они, правдой сильны,
И умеют сражаться с войною,
Чтобы не было больше войны...
Евгений Нефедов
* * *
Вот опять ты мне вспомнилась, мама,
И глаза твои, полные слез,
И знакомая с детства панама
На венке поредевших волос.
Оттеняет терпенье и ласку,
Потемневшая в битвах Москвы,
Материнского воинства каска –
Украшенье седой головы.
Все стволы, что по русским стреляли,
Все осколки чужих батарей,
Неизменно в тебя попадали,
Застревали в одежде твоей.
Ты заштопала их, моя мама,
Но они все равно мне видны,
Эти грубые длинные шрамы –
Беспощадные метки войны...
Дай же, милая, я поцелую,
От волненья дыша горячо,
Эту бедную прядку седую
И задетое пулей плечо.
В дни, когда из окошек вагонных
Мы глотали движения дым
И считали свои перегоны
По дорогам к окопам своим,
Как скульптуры из ветра и стали,
На откосах железных путей
Днем и ночью бессменно стояли
Батальоны седых матерей.
Я не знаю, отличья какие,
Не умею я вас разделять:
Ты одна у меня, как Россия,
Милосердная русская мать.
Это слово протяжно и кратко
Произносят на весях родных
И младенцы в некрепких кроватках,
И солдаты в могилах своих.
Больше нет и не надо разлуки,
И держу я в ладони своей
Эти милые трудные руки,
Словно руки России моей.
Ярослав Смеляков
1-й чтец (отрывок из романа А. Фадеева «Молодая гвардия»). «...Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили на пеленки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра на коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка.
Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные, заледеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье, когда мы жили одни, - казалось совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела - пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Я видел, как они месили глину с коровьим пометом, чтобы обмазать хату, и я видел руку твою, выглядывающую из шелка, с кольцом на пальце, когда ты подняла стакан с красным молдаванским вином.
...Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Ты проводила на войну сыновей, - если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождешься вовеки, а если эта чаша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же, как ты. Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на. теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - все это сделали руки матери моей - моей, и его, и его.
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.
Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости...»
Ведущий. Когда придет время размышлять что такое любовь, любим ли мы, любят ли нас, что в любви истинно, что благородно, что низко - вспомним Некрасова. Для всех родов и видов любви правдой, примером, мерилом окажется то, что он увидел в любви материнской. Самозабвение, то есть способность забыть себя ради любимого человека, и будет первым и истинным признаком любви.
Быть сыном или дочерью - это тоже высокое предназначение. Желание не к месту «проявить характер» подчас оборачивается непростительной жестокостью к окружающим и даже к самым близким... А скрывать, таить в себе то хорошее, что есть в сердце от самого близкого человека? Надо учиться извлекать из своей души сокровища нежности и доброты и щедро дарить их людям! Особенно матерям, дорогим нашим мамам. И прежде всего им!
Звучит песня «Богородица».
Ведущий. «Берегите матерей!» - провозгласил когда-то поэт Расул Гамзатов. Можно еще добавить: берегите матерей так, как они берегут нас! Этот призыв был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И все же... Благодарное стремление оградить ее от бед, дарить ей покой и радость ни на миг не должно покидать нас. При жизни их должны мы сказать матерям все доброе, что можно сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать!..
«Вся гордость мира, - сказал про мать Горький, - без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без матери нет ни поэта, ни героя!»
Не случайно эти слова о матери звучат как гимн самой жизни.
Многие писатели и поэты были нашими собеседниками и сказали слово о матери. Думается, что под влиянием произведений о матери ваше «обращение» с людьми и миром всегда будет отмечено печатью высокой духовности и благородства.
Ведущий.
Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «Мать готова отдать
Свою ласку, нежность и душу».
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки.
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет нестрого,
Только ей никогда вы не лгите
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участья,
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаров, И. Ф. Подвигнут я тобою. Слово о матери / оформл. И. Лужиной / И. Ф. Гончаров. - Л.: Детская литература, 1988.
2. Есенин, С. А. Собрание сочинений: в 2 т. / С. А. Есенин. - М.: Советская Россия: Современник, 1990
3. Классный руководитель: журн. - 2004. - № 3.
4. Некрасов, Н. А. Избранная лирика / Н. А. Некрасов. - М.: Детская литература, 1990.
5. Фадеев, А. Молодая гвардия / А. Фадеев. - М.: Просвещение, 1982.
Рекомендуем посмотреть:
Конкурсы ко Дню матери в 1 классе Устный журнал для школьников 5-8 класс. День матери. Сценарий Сценарий праздника на День Матери в 5 классе Классный час ко Дню Матери для студентов колледжаПохожие статьи:
← Классный час на тему «Здоровый образ жизни», 7 класс. Конспект | Внеклассное мероприятие по литературе, 8-9 класс. Сценарий →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 1733 дня назад (27 марта 2020)
Просмотров: 4209
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Сценарии школьных праздников
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!