Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Праздник Троицы. История и традиции праздника

Троица, что это за праздник?
День Святой Троицы называется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения новозаветной церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

В этот день церковь призывает верующих поклониться Триединому Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом. Вот почему и праздник этот называется Троицей.
В православной церкви существует обычай украшать в праздник Пятидесятницы храмы Божии и жилища древесными зелеными ветвями, травами и цветами. Это произошло из церкви ветхозаветной: иудеи в праздник Пятидесятницы украшали синагоги и дома древесными ветвями, травою и цветами в память того, что Закон дан был им в то время, когда близ горы все зеленело и цвело, и притом во время странствования их по пустыне, когда и сами они должны были жить в кущах из древесных ветвей.
Кроме того, в ветхозаветной церкви был также священный обычай приносить в праздник Пятидесятницы первые плоды жатвы, которая в Палестине оканчивалась к этому времени. И в праздник христианской Пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу от весны, обновляющейся силою Духа Зиждителя. В мистическом плане они указывают также на духовное плодоносие Церкви Христовой.
Ниспослание Духа Святого на землю есть дар столь великий, что в нем заключается для христианина все. Без просвещения от Духа Святого мы не получили бы и ясного дознания о действиях Самого Сына Божия на земле. Без содействия Духа Святого проповедь евангельская не распространилась бы так быстро в мире. Дух Святой, однажды излившись, неотлучно пребывает в Церкви Иисуса Христа.
Вся Пятидесятница, как учит святой Василий Великий, есть «напоминание воскресения, ожидаемого в будущем веке».
Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или Семицкою неделею, было связано столько самобытных проявлений народного суеверия, как ни с одним другим праздником (кроме Святок). Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна отмечалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, на которые приходится Троицын день, особенно подходят к чествованию весеннего возрождения земли, покрывающейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.
В старину же этому обычаю придавалось особое значение — как связи двух миров: языческого и христианского.
В народном календаре этот праздник тесно связан с культом поминовения, почитания предков и прославления расцветающей природы. Символом этого расцвета России была молодая березка.
Этот благочестивый обычай получил у нас особенную силу. Еще в дохристианской Руси, как и у других народов древности, древесные ветви и цветы служили украшением храмов в праздничные дни во время торжественных жертвоприношений; древесными ветвями также сопровождались важнейшие церемонии. В древние времена были общеизвестны символы: масличная ветвь — мира, лавровая — победы и славы, дубовая — мужества. Береза, которая получила у нас на праздник Святой Троицы преимущественное значение, была символом весны.
Седьмая неделя после Пасхи носит название Семицкой, или еще русальной, зеленой.
Особые ритуальные действия с березой, цветами, венками начинались заранее, кое-где — даже со дня Вознесения. Чаще же — с седьмого четверга после Пасхи, с Семика.
В день Семика девушки шли в лес и тайно завивали венки: сплетали между собой вершины молодых березок, скручивали ветки вроде венка, заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами... И при этом загадывали о своей судьбе. Завивать венки и березу можно было не только на себя, но и на членов своей семьи, на знакомых, на любимых.
Одну березку срубали, приносили в село, украшали татками, лентами, бусами. Когда березку полностью одевали, девушка пошустрее подлезала ей под юбку, бралась за ствол и двигалась впереди хоровода: создавалось впечатление, что березка идет и пляшет сама. Так обходили все село, а потом березка начинала «ходить» в гости к девушкам, к каждой по очереди. Березку ставили в передний угол перед накрытым столом, и девушка-хозяйка приглашала «попить-поесть, что Бог послал».
А еще в Семик наряжали Семика и Семичиху. На них надевали всякое старое тряпье, Семику делали горб, тому и другому в руки давали худое ведро, палку, помело. Семик и Семичиха, возглавляя ватагу ребятишек, шли по селу, били палкой в ведро, разгоняли помелом любопытных, останавливались под окнами домов и выпрашивали муку, крупу, масло, яйца, сметану для приготовления праздничных троицких кушаний.
Кто такие Семик и Семичиха? Какие-то родственные друг другу существа, пришедшие из глубокой древности, они — тоже знак праздника, как и березка. Народные лубочные картинки изображают вместе веселую пару — Масленицу и Семика, два важнейших праздника народного календаря.
Суббота перед Троицей звалась Родительской и была днем поминовения предков — всех ушедших родных и близких. К Родительской субботе красили яйца в желтый цвет, готовили постную кутью, блины, кисель, драчены, медовые пряники и печенье. С этими ритуальными кушаньями было принято приходить на кладбище и совершать поминки о душах умерших предков.
Суббота перед Троицей звалась еще в народе клепальной и связывалась с представлениями о русалках. Существует поверье, что славянские нимфы и наяды — русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малоросскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. «Бух! Бух! Соломенный дух! — будто бы кричат они. — Мене мати породила, некрещену положила!»
Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водою иву или плакучую березку, где и живут. Ночью, при луне, которая светит для них ярче обычного, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее. Тем не менее от русалок не столько пользы, сколько вреда: не забывают они спутывать у рыбаков сети, у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град, могут похитить у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для отбеливания.
Русалки, по народному представлению, — тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с Зеленых Святок до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых могут защекотать до смерти. Семик слывет здесь «Великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря».
На зеленой, русальной неделе на Руси никто не купается — из опасения попасть к ним в руки. Может быть, потому, что русалки покидали в это время реки, пруды, озера, в Троицкую субботу к воде относились особенно бережно: нельзя было ни полы мыть, ни стирать, ни баню топить.
За субботой — воскресенье, сам праздник Троицы. В этот день лес нельзя ни ломать, ни рубить. На Троицу осматривали венки, те, что завивали на березах в Семик, гадали по ним. И обязательно развивали. Если не развивать — дерево обидится. По старинному обычаю, это было только девичье дело.
Женщины и девушки, приготовляясь к праздникам, одевались в лучшие наряды. Из мирской складчины покупали хороводнице красивый платок и новую обувь. Хороводница, с караваем в руках, выходила на улицу и запевала зазывную песню. Со всех сторон к ней стекался народ и под ее водительством отправлялся в рощу. На широкой поляне расстилали скатерть, и каравай, убранный цветными венками, после пения троицких песен, ложился в центр. Народ рассыпался семейными кружками полдневать.
С волшебными венками на голове начинали разыгрывать хороводы. Сначала — отдельными кругами, где участвовали родные и близкие. А потом в мирском круге — круг на весь белый свет — соединялись все. Говорят, что такой хоровод мог протянуться от села до села. Живая цепочка всеобщей радости и ликования!
С окончанием хоровода начиналась игра в горелки. А вечером возвращались из рощи прямо к реке и бросали свои венки в воду.
Если венок поплывет — будет неизменное счастье. Если завертится на одном месте или потонет — жди семейных ссор, не рассчитывай, что выйдешь замуж или женишься в этом году.
Ну что ж! Пройдет время, опять придет Семик да Троица, загадаем о своем счастье еще раз!
Поздравления к Троицыну дню
Ах, Троица, ах, Троица,
Зеленая пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!
* * *
Лишь только солнце двинется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.
* * *
Лежит пучками полными
Во всех углах полынь,
И голубыми волнами
Плывет землей теплынь.
* * *
И сердце очищается
Любовью ко всему,
И так легко прощается,
Когда идешь к Нему.
* * *
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
* * *
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы,
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
О, весенние зори и теплые майские росы!
О, далекая юность моя!
* * *
Утром на Троицу
Роща юная,
Белоствольная
На заре
Росою умоется,
Звоны слышатся колокольные —
Воскресенье святое, Троица!
Звоны чистые Колокольные
Разливаются в поднебесье.
Славят Троицу нивы привольные,
Славят птицы звонкою песнею.
И любое Божье творение
Повторяя молитву вслух,
Славит вечное единение —
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух!

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для начальной школы: Троичные обряды Праздник каши для школьников. Сценарий Про праздник «Троицу» для детей кратко Праздник «Красная горка», что означает и как празднуют

Похожие статьи:

Детям о празднике Святой Троицы

Праздник «Красная горка», что означает и как празднуют | Праздник Ивана Купалы на Руси. История праздника и обычаи для детей школьников
Опубликовано: 150 дней назад (5 июня 2024)
Просмотров: 418
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!