Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: «Обмен и деньги»
Конспект занятия по экономическому воспитанию детей 6-7 лет
Помните такую считалочку?Мена-бена, перемена
Без обратного обмена!
Так обыкновенно приговаривают ребятишки, когда хотят чем-нибудь поменяться: игрушками, книжками, картинками.
Помню, в детстве мы покупали в газетном киоске нарядные открытки и обменивались ими. Кто-то менялся марками или машинками.
Послушайте стихотворение.
Я люблю меняться
Не люблю шалить и драться,
Но зато люблю меняться.
Яркими картинками,
Книжками, машинками
Поменяюсь на денек,
Поменяюсь на другой,
А потом верну игрушку —
Пусть идет к себе домой.
Когда еще не изобрели деньги, люди обменивались друг с другом разными товарами. Чаще всего для этого устраивались ярмарки. Выбиралось удобное место, и туда люди со многих поселений и городов приносили или привозили (чаще всего по рекам, на лодках и плотах) свои товары.
Чего только не было на ярмарках! Осенью — горы овощей и фруктов, мешки с зерном ржи и пшеницы, гречки и проса, пастухи пригоняли сюда стада овец, коз, коров, лошадей, привозили домашнюю птицу: кур, уток, гусей. Охотники северных густых лесов приносили шкуры диких животных: песцов, лис, зайцев, росомах. Мастера выставляли свои товары — глиняную и деревянную посуду, кузнецы — изделия из металла. Здесь одни вещи обменивались на другие. Теперь такой обмен товарами называется бартером.
• Что такое бартер?
«Бартер — товарообмен, обмен одной вещи на другую без денежной оплаты по схеме товар-товар» — говорится в Детском экономическом словаре.
Например, охотники меняли шкуры пушных зверей на оружие, порох, соль и на металлические изделия, украшения для одежды. Пастухи меняли несколько овец на корову или лошадь.
Но проходили годы, и вот, наконец, появились деньги. В Китае деньги представляли собой бронзовые колокольчики, в Океании — ракушки, на Каролинских островах — черные каменные диски. Но самыми удобными оказались деньги из металлов. В России в ходу были гривенники, от слова «грива», что означает «серебро». Рубль — это та часть, что отрубалась от целого слитка металла.
Чем же хороши металлические деньги? Во-первых, их удобно отмерять и делить в равном объеме. Во-вторых, легко хранить, они не стареют, занимают немного места.
Впоследствии деньги стали делать из драгоценных металлов, например, золота. Оно не ржавеет и лучше сохраняется.
Теперь на ярмарках, в магазинах люди уже не обменивались товарами, а платили за нужную вещь определенную цену.
• Что же такое цена?
Цена — это количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.
Давайте вместе подумаем, из чего складывается цена товара. Во-первых, от спроса. Чем чаще спрашивают товар, тем выше его цена. Во-вторых, от качества товара. В-третьих, от того, сколько и какого материала пошло на изготовление товара.
Если человек покупает не одну книгу, а сразу две сотни одинаковых книг, то такая покупка называется оптовой. Оптовая цена ниже, чем розничная. Розничной ценой называют цену одной-двух единиц товара.
Ребята! Поговорим о деньгах, которыми мы пользуемся сейчас. Из чего они сделаны? Как выглядят? (Дети отвечают.)
В наши дни в ходу деньги металлические (мелочь) и бумажные. Металлические изготавливают из особых сплавов, на них наносят рисунок. Какие это деньги?
1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей.
Бумажные деньги печатают на станках, и бумага для них используется не простая, а с водяными знаками, с особенными буквами, цифрами, рисунками, чтобы их нельзя было подделать. Итак, что же такое деньги? Говоря языком науки, деньги — эквивалент всего, что продается. На деньги можно купить все — от булки до компьютера, от коробка спичек до квартиры.

Электронные деньги имеют такую же ценность, как и настоящие. Они особенно удобны для небольших платежей: оплаты коммунальных услуг, проезда в транспорте и т.д. Платеж осуществляется быстро и без очереди.
Электронные деньги хранятся на специальной платежной пластиковой карте.
Теперь, когда мы идем в магазин, можно не брать кошелек, достаточно положить в карман пластиковую карту.
Что такое пластиковая карта? Это небольшая пластина, изготовленная из специальной пластмассы.
Откуда появляются деньги на вашей пластиковой карте? На нее можно положить деньги в банке, получить перевод — заработную плату, пенсию, стипендию и т.д.
С этой карты можно перевести электронные деньги в наличные (бумажные). Это делается с помощью банкоматов, терминалов и в офисах банков.
Существуют виртуальные магазины, в которых также можно расплачиваться электронными деньгами. Они называются интернет-магазинами.
Что же можно купить в интернет-магазине? Продукты питания, одежду, обувь, товары для спорта, игрушки, книги, а также мебель, бытовую технику и многое другое. Удобство таких покупок состоит в том, что товары доставляют вам на дом. Оплатить их вы можете через компьютер, мобильный телефон или планшет, если они подключены к мобильному банку.
Банковской картой можно расплачиваться за товары и услуги в любой торговой точке, оборудованной специальным платежным терминалом. Платежи банковскими картами распространены по всему миру.
Итак, пластиковая карта — платежное средство. Оно очень удобно тем, что покупки можно делать на расстоянии, не посещая для этого магазин. Словом, пластиковые карты экономят наше время.
Ответьте на вопросы
1. Что такое обмен?
2. Что такое товарообмен?
3. Как люди получали нужный товар, когда еще не было денег?
4. Как в наше время называют обмен?
5. Какими были деньги в разных странах?
6. Какими деньгами мы пользуемся сейчас?
7. Что такое деньги?
8. Все ли можно купить за деньги?
9. Чего не купишь ни за какие деньги?
10. Что такое пластиковая карта?
11. Какие деньги лежат на пластиковой карте?
12. Для чего были созданы электронные деньги?
13. Когда особенно удобно пользоваться электронными деньгами?
14. Как называются виртуальные магазины, где товары и услуги оплачиваются с помощью пластиковой карты?
15. В чем удобство интернет-магазинов?
Отгадайте загадки
Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек. (Деньги.)
На них я подарок подруге куплю,
Потому их каждый день я коплю. (Деньги.)
У меня игрушка есть,
И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка,
Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду.
Что же это за игрушка? (Копилка.)

Так удобней и быстрей. (Пластиковая карта.)
Поиграйте в игру «Все ли можно купить?»
На столе воспитатель раскладывает карточки с рисунками и словами. Дети должны выбрать: что можно купить — отложить в одну сторону, а что нельзя — в другую.
Словарь: телевизор, кофейник, кукла, мяч, солнце, паровозик-игрушка, книжка, доброта, туфли, ветер, коньки, дружба, квартира, здоровье, дача, совесть, платье, красота, машина, дом.
Рекомендуем посмотреть:




← Конспект занятия по экономическому воспитанию в подготовительной группе | Как ухаживать за комнатными растениями в домашних условиях →
![]() |
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 62 дня назад (12 февраля 2025)
Просмотров: 283
Рубрика: Воспитателю детского сада
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!