Организация внеурочной деятельности по правовому воспитанию в начальной школе
Особенности организации внеурочной деятельности по формированию правовой культуры обучающихся с ОВЗ.
Данный материал будет интересен и полезен педагогам, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями. В материале представлены методические рекомендации, которые можно использовать на практике педагогам, начинающим свою деятельность в данной сфере.Правовое воспитание – достаточно молодое направление педагогической работы. Практика показывает, что у определенной части несовершеннолетних, а именно, у несовершеннолетних с интеллектуальной недостаточностью, наблюдаются правовая безответственность, отрицание роли права в общественной жизни и стремление использовать простейшие знания правовых норм для того, чтобы избежать наказания. Одной из существенных причин правонарушений обучающихся с ОВЗ является неуважительное отношение к Закону, нормам общежития. Оставляет желать лучшего их интерес к праву.
Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются еще в детстве. В младшем школьном возрасте наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
Начинать работу по формированию правовой грамотности детей с интеллектуальной недостаточностью во внеурочное время следует с систематического изучения методической литературы, способствующей помочь организовать методически грамотную работу по данному направлению. Далее, с целью выявления типичных для данной категории обучающихся отклонений в развитии их личности и индивидуальных для каждого ребенка особенностей, периодически проводятся мониторинги и диагностические обследования, выявляя и контролируя динамику показателей эффективности воспитательной работы, проводимой с воспитанниками:
- диагностика выявления психологического комфорта в ГПД;
- диагностика динамики уровня основных показателей профилактики, развития и сохранения здоровья;
- диагностика поведения;
- диагностика динамики развития коммуникативных умений и навыков;
- диагностика развития навыков самообслуживания;
- диагностика динамики развития уровня самостоятельности;
- диагностика динамики уровня воспитанности;
- диагностика динамики охвата мероприятиями различного уровня.
Внеурочная работа, основанная на группе продлённого дня, составляет органическую часть всей коррекционно-воспитательной работы школы по правовому воспитанию. Отличительной особенностью этой работы является то, что она не связана жестко регламентированной системой учебных программ, и поэтому способна быстро реагировать на все новое в повседневной жизни. Формы внеклассной работы - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.
В начальных классах воспитательные занятия по культуре правового воспитания должны строиться на основе представлений «Что такое хорошо и что такое плохо» через положительные и отрицательные примеры сказочных героев, применяя только игровые методы. Далее, начиная основное правовое воспитание школьников, следует формировать систему терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, постепенно и планомерно сформирует понятие ответственности. Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы. Подростковый период - наиболее благодатное время для формирования правовой культуры - именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности.
Своеобразие развития детей с интеллектуальными нарушениями затрудняет процесс воспитания у них правосознания, норм коллективной жизни, процесс формирования у воспитанников чувства долга. Однако, применяя своё мастерство, педагогам ГПД необходимо добиваться понимания обучающимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм, расширяя применение способов, методов и форм проведения воспитательных занятий. Особенностью работы в данном направлении является дозировка информации с учётом возрастных особенностей детей. Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьников со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер их сотрудничества с коллективом и педагогами. Поэтапное усложнение материала позволяет вооружить детей с ОВЗ необходимым минимумом юридических знаний, которые в дальнейшем помогут более успешной социализации. Использование методов практической работы способствует актуализации имеющихся знаний и житейского опыта, формированию общественных и личностно значимых новых представлений, отработке личной стратегии поведения, рефлексии полученного опыта. Организация практической деятельности воспитанников во внеурочное время предусматривает использование различных форм и методов с учётом ведущих видов деятельности. Такой подход к освоению основ правовых знаний способствует осознанному восприятию информации, её длительному запоминанию.
Систематическая работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твёрдые моральные принципы, понимание и принятие норм общества. В итоге, воспитанники должны научиться не «обходить» закон, а строго выполнять его предписания, понимая, что в обратном случае, он будет подвергнут внешнему принуждению в виде санкции, наказания.
Важное место в системе правового воспитания должны занять родители. Необходимо создать в школе, и в ГПД в частности, систему работы с родителями, позволяющую превратить родителей как активных субъектов правового воспитания школьников, повысить уровень правовых знаний родителей, сориентировав их на обеспечение защиты прав своих детей и обеспечение их безопасности, сделать родителей активными союзниками воспитателей и школы в целом. Особое внимание следует уделить работе с родителями, дети которых, помимо интеллектуальных нарушений, имеют отклонения в поведении, а также с родителями детей с размытыми нравственными ориентирами и родителями, уклоняющимися от воспитания детей. В разобщенности влияний, в несогласованности методов заключена главная причина многих неудач в воспитании детей и подростков. Оказание консультативной помощи родителям в воспитании детей с отклонениями в поведении - это один из основных путей профилактики правонарушений несовершеннолетних на практике.
Направляя работу, как воспитателя, на коррекцию и компенсацию аномального развития, а также, акцентируя внимание на правовом воспитании, следует в начале учебного года разработать тематические планы воспитательной работы, по которым ежедневно проводить воспитательные мероприятия. Основной акцент при постановке воспитательных целей и задач в определённые дни недели в планах сделать на формирование правовой грамотности обучающихся класса.
Направление культуры правого воспитания чётко отражается в программах внеурочной деятельности, на основе занятий которых, регулярно проводятся мероприятия по привитию положительных навыков и формирование негативного отношения к вредным привычкам, что напрямую связано с воспитанием законопослушного поведения воспитанников. Например, «Права сказочных героев», «Я обязан!», «Правила поведения», «Закон и порядок», «Что должен сделать каждый, если…?». Формирование у воспитанников с ОВЗ правовых знаний – сложный и длительный процесс, конечным результатом которого, по окончании работы по программам, будет опыт и знания, которые станут опорой в их дальнейшей социализации. Они откроют широкие возможности для реализации обучающимися приобретенных коммуникативных умений и навыков, а также определят уровень их воспитанности в дальнейшей самостоятельной жизни.
Благодаря навыкам, приобретенным на воспитательных занятиях и при планомерной и систематической работе по программам, дети становятся активными участниками школьных мероприятий, направленных на формирование правовых знаний. Например:
- «Моя семья», мероприятие;
- «Семейный калейдоскоп», общешкольная фотовыставка;
- «Азбука права», викторина;
- «Истории пешеходов», мероприятие;
- «Дружба – это я и ты!», мероприятие;
- «Здоровые напевы», конкурс песен о здоровье;
- «Мы должны беречь природу!», мероприятие;
- «Здоровые подвижные игры», игры на воздухе.
Сохранением возможностей воспитанников и проявлением творческих способностей, а также, как результат работы по программам дополнительного образования, является их успешное участие в мероприятиях, организованных не только на базе школы, но и в конкурсах различного уровня, где ребята занимают призовые места.
Таким образом, в хорошо направленной и отлаженной коррекционной работе правовое воспитание приобретает важную роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе. Знание первичных основ культуры правового воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста непосредственно определяется качеством моей воспитательной работы в рамках школы, а, следовательно, работа по данному направлению будет продолжена.
Список литературы:
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право .2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека
5. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология)
6. Права ребенка: Нормативные правовые документы
7. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель 8. Яковлев Ю. Ваши права, дети
9. Специальная психология. Под. ред. В.И. Лубовского
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикета Формирование познавательной активности младших школьников Как научить бегло читать детей 1-3 класса Системно - деятельностный подход в обучении младших школьников
Автор: Лейсан Радимовна Шалахова
Опубликовано: 1222 дня назад (19 августа 2021)
Просмотров: 1387
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|