Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 5-7 лет с ТНР
Конспект коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Леонтьева Ксения Николаевна, педагог – психолог МБДОУ детского сада № 128 г. ИркутскаОписание материала: конспект подготовлен для педагогов – психологов ДОУ, работающих с детьми с ТНР. В основу коррекционно – развивающих занятий конспекта положен метод замещающего онтогенеза.
Возрастная группа: 5-7 лет.
Цель: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста.
Задачи занятия:
- улучшения когнитивных функций: внимания, мышления, речи (поднимается успеваемость школьников, ускоряется умственное развитие дошкольников);
- нормализации жизненно важных процессов;
- повышения работоспособности;
- активизации выработки творческих способностей;
- повышения самоконтроля, что позволяет формировать социально-поведенческие навыки.
Форма одежды для занятий: спортивная.
Структура индивидуальных занятий
1. Разминка. Пальчиковая гимнастика. Положительный настрой на занятие, развитие мелкой моторики рук.2. Дыхательные упражнения. Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга.
3. Глазодвигательные упражнения. Формирование глазодвигательных функций, отработка плавности движения взгляда, стабильности удержания взгляда на предмете.
4. Растяжки. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.
5. Ползание. Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий.
6. Рисование двумя руками. Развитие межполушарных связей.
7. Самомассаж. Формирование саморегуляции.
Занятие
1. Разминка.Пальчиковая гимнастика.
«Пальчики здороваются». Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются с подушечками пальцев друг на друга: 1и 2, 1и 3, 1и 4, 1и 5, 1и 4, 1и 3, 1и 2. Сначала выполняется упражнение одной рукой, затем другой. Ребенок обязательно проговаривает «1, 2, 3,4».
Педагог-психолог помогает выполнять упражнение правильно, при необходимости выполняет его сам детскими пальчиками, поскольку не все дети могут его выполнить самостоятельно.
2. Дыхательные упражнения.
Ходьба по кругу. Ходьба с опущенными руками, медленно поднять руки, идти с поднятыми руками, медленно опустить руки.
Стоя в кругу на счет 3:
Поднимают обе руки вверх, стоят с поднятыми руками, опускают руки вниз, стоят с опущенными руками. Повторить 2- 3 раза.
3. Глазодвигательные упражнения.
Исходное положение – лежа на спине, голова фиксирована (лежит не подвижно). Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева – направо и в обратном направлении, вверх-вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3-4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Рот ребенка должен быть открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней губе.
«Глазки отдыхают». Сильно зажмурить глазки. Постоять несколько сек с закрытыми глазами. Открыть и быстро-быстро поморгать.
4. Растяжки.
«Качалочка». Исходное положение – дети сидят, обхватив согнутые ноги руками, затем откатываются назад, ложась на спину, и возвращаются в исходное положение. Во время выполнения упражнения ноги у детей согнуты, и они обхватывают их руками.
«Струночка». Лечь на живот руки вдоль тела. Полежать на животе, затем повернуться на правый бок. Полежать, далее лечь на живот и с этого положения повернуться на левый бок. Вернуться в исходное положение. Затем вытянуть руки за голову. Потянуться.
«Кобра». Ладони упираются в пол на уровне плеч. «Как кобра, медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот-вдох, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены и лежать на полу». Медленный возврат в исходное положение и расслабление-выдох.
5. Самомассаж.
«Массаж лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3–5 раз). Вдох. Надуть щеки.
Руками хлопнуть - выдох. Вдох. «Похлопать» губами выдыхаем со звуком «Апппа-па-па».
«Массаж шеи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, растирающие движения; затем одной правой и одной левой рукой.
«Массаж рук». Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Растирания рук.
«Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга одновременно.
«Потягушки». Подняли руки, потянулись всем телом вверх. Опустили руки, расслабились. Выполнить 3-5 раз.
При необходимости направлять ребёнка его руками.
6. Ползание.
Поползать на животе так, как это получится у детей. Затем походить на четвереньках (можно изобразить, как двигаются различные животные и какие звуки они издают (змея, собака, кошка, корова и т.д.).
При необходимости продемонстрировать ребёнку, как нужно правильно выполнять упражнение.
7. Рисование двумя руками. Дать ребёнку обводить симметричный рисунок двумя руками.
В случае необходимости водить руками ребёнка.
Рекомендуем посмотреть:
Коррекционно-развивающее занятие психолога с дошкольником Коррекционное игровое занятие для детей с ОВЗ Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы Конспект занятия по теме «Овощи» для детей с ОНР в старшей группе детского сада
Автор: Ксения Николаевна Леонтьева
Опубликовано: 1263 дня назад (10 июня 2021)
Просмотров: 3165
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!