Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект осенней экскурсии для школьников 5 класса

Осенняя экскурсия в Якутский ботанический сад для детей школьного возраста «Осень».
Автор: Сабарайкина Светлана Михайловна
Занятие будет полезно педагогам дополнительного образования в работе по биоразнообразию растений.

Цель экскурсии: Обобщить и систематизировать знания детей о происходящих изменениях в природе с приходом осени.
Задачи:
• Выявить изменения, происходящие с растениями в осенний период;
• Научить наблюдать за сезонными явлениями, описывать результаты наблюдений;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование: Карандаши, блокнот, линейки, фотоаппарат.
Место проведения экскурсии: дендрарий Якутского ботанического сада.
Время проведения: 20 сентября.
Возраст учащихся: 7-11 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
• Спланировать маршрут экскурсии
• Провести инструктаж по ТБ.
• Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде.
• Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
Подготовка учащихся к экскурсии:
• Найти материал о различных периодах осени (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире).
• Вспомнить какие деревья и кустарники, произрастают в ботаническом саду.
• Повторить правила правильного поведения в лесу.
Ход урока:
I. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в осенний лес, на территории Якутского ботанического сада. С нами во время экскурсии будут, научные сотрудники ботанического сада под руководством Николаевой О.А. Назовите, какие правила нужно соблюдать, приходя в лес.
Учащиеся:
• Находясь на территории, нельзя срывать, топтать и выдергивать растения. Ботанический сад уникальное место, где собрана большая коллекция растений, произрастающих не только в Якутии, но далеко и за ее пределами. Поэтому каждый экземпляр может быть единственным или растением из Красной книги.
• Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Многие вредители или болезни растений, проникают в ранки деревьев, поражают древесину, почки и могут погубить растение.
• Нельзя есть ягоды незнакомых растений. Они могут быть ядовитыми.
• Нельзя бросать мусор, выгуливать собак, разводить огонь. Ботанический сад охраняемая территория.
Учитель: Правильно, молодцы! Вы не только назвали правила поведения, но и сумели их объяснить. Итак, давайте начнем экскурсию!

II. Введение в тему урок - экскурсии
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…...
Листопад
Иван Бунин


Учитель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Учащиеся: Об осени.
Учитель: Когда в Якутии начинается осень?
Учащиеся: С конца августа.
Учитель: Как долго длится осень?
Учащиеся: Полтора месяца.

III. Основная часть
Сегодня на уроке мы с вами находимся в лесу на территории ботанического сада и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом осени.
Учитель: Какие признаки осени вы знаете?
Учащиеся: Дни становятся короче, ночи длиннее, солнце греет не так горячо как летом; частая и сплошная облачность, часто выпадают дожди, дни становятся прохладнее.
Учитель: Реагируют ли растения на происходящие изменения?
Учащиеся: Да
Учитель: Посмотрите внимательно вокруг. Какие деревья и кустарники здесь произрастают?
Учащиеся: Сосна, лиственница, береза, ель, шиповник.
Сотрудник ботанического сада: Еще здесь произрастают разные виды спиреи, ивы, акации, боярышника, смородины. Давайте посмотрим на эти растения.
Учитель: Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками осенью?
Учащиеся: Листья деревьев окрашиваются в разные цвета; созревают семена и ягоды, почки становятся крупнее, молодые побеги деревьев меняют цвет коры.

Учитель: Давайте пройдемся по территории и рассмотрим травы. Что происходит с травянистыми растениями осенью?
Учащиеся: Они желтеют, буреют, засыхают, образуют семена.
Учитель: Назовите травянистые растения, которые произрастают вокруг.
Учащиеся: Кровохлебка, пижма, иван-чай, колокольчик, пырей, мышиный горошек.
Сотрудник ботанического сада: Травянистая флора на территории сада очень разнообразна. Здесь встречаются клевер, астрагал, лапчатка, мятлик, вейник, ломкоколосник, дудник, ветреница, гетеропаппус, адонис, валерьяна и т.д.
Учитель: А теперь поговорим о причинах происходящих изменений.
Почему осенью дни становятся короче?
Учащиеся: Земля поворачивается от Солнца в другую сторону.
Сотрудник ботанического сада: Зимой угол наклона Земли относительно Солнца, не позволяет полноценно освещать часть поверхности, где находится наша страна. В это время солнце видно над горизонтом лишь на короткое время, а значит и освещает оно гораздо меньше часов и световой день длится гораздо меньше.
Учитель: Осенью сыро и влажно, а по вечерам становится прохладнее. Поэтому, например, после дождя охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман. Чем воздух влажнее, тем гуще туман.
Когда мы чаще всего наблюдаем туман?
Учащиеся: Начало сентября.

Учитель: Листопад – удивительно красивое, яркое и романтичное явление природы, оправданное с биологической точки зрения.
Сотрудник ботанического сада: С наступлением холодов вода в почве превращается в лёд, поэтому корни растения перестают проводить воду по стеблю наверх. В то же время на воздухе все еще тепло, днём светит солнце, поэтому растения испаряют много воды. Чтобы окончательно не высохнуть, растения сбрасывают листья. Опавшая листва сохраняет влажность почвы, дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют и испаряют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, снижая риск механических повреждений. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, погибающих в зимнее время года.
Учитель: Какие растения не сбрасывают листву?
Учащиеся: Ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта.
Учитель: Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября.
- Когда в Якутии наблюдается листопад и как долго?
Учащиеся: В конце августа начинается листопад, завершается в конце сентября.
Сотрудник ботанического сада: Иногда, у некоторых растений листопад не наблюдается. Это говорит о том, что растение не успело подготовиться к зиме и может вымерзнуть в зиму или иметь сильные подмерзания побегов, а также почек. Отсутствие листопада также наблюдается у растений инорайонной флоры.
Учитель: Посмотрите вокруг, у каких растений уже опали листья, а у каких еще висят?
Учащиеся: Сбросили береза, лиственница, черемуха, бузина, акация, тополь, осина; не сбросили яблоня, груша, сирень, барбарис, вяз, разные виды шиповников, крыжовник, смородина альпийская.
Учитель: В опавших листьях хлорофилл, создающий зелёную окраску, распадается и листья окрашиваются в жёлтый, красный, оранжевый цвета благодаря пигментам антоцианам и каротиноидам. Они содержат ценные для растений питательные вещества.
- Составьте список растений, у которых окрашенные листья (черемуха, яблоня, тополь, береза, сирень, спирея, смородина альпийская, кизильник блестящий, барбарис). Найдите растения, листья которых выпадают зелеными (разные виды акации, шиповника). Зарисуйте разные формы листьев.
Учитель: К концу сентября чаще отмечаются резкие перепады температур. Днём +20, ночью -2. В это время наблюдаются:
Иней.
За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе оседает на травы, листья деревьев и землю в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, становясь похожими на колючие снежинки, покрывая все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой кучево-дождевые облака. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом.
Учитель: Какие чувства у вас возникают с первым снегом?
Учащиеся: Радость, играем в снежки, лепим снеговика, сосульки, приближение зимы, сбор кедровых орешков, брусники.

Учитель: К началу октября температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход. Гололед на дорогах и тротуарах, затрудняет движение транспорта и пешехода, является причиной разрыва проводов света, интернета.
- Как часто осенью уходит свет? Происходят перебои с интернетом?
Учащиеся: Почти каждый день в сентябре, и два раза в неделю в октябре.

IV. Рефлексия
- Что нового мы с вами сегодня узнали?
- Что дал вам этот урок для повседневной жизни?
- Что вам захотелось после этого урока…?
V. Заключение
Ребята, вот и закончилась наша экскурсия. Мы узнали много нового о жизни деревьев и осенних явлениях природы. Давайте поблагодарим сотрудников сада за интересную экскурсию и скажем до свидания.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие на тему: Осень, 2 класс Квест - игра на тему: Осень для учащихся начальной школы Экскурсия на пришкольном участке, 2 класс. Осень Внеклассное мероприятие для школьников 8 класса на осеннюю тематику. Сценарий с презентацией

Похожие статьи:

Конкурсная осенняя программа для школьников, 8-9 класс

Участник №11 творческого конкурса «Прекрасная осень» с 1 сентября по 30 ноября 2019 года
Поделка из природного материала для детей 4-5 класса пошагово с фото
Опубликовано: 232 дня назад (18 октября 2019)
Просмотров: 807
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!