Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Основные формы работы со старшими дошкольниками по развитию экологической культуры.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. В обществе значительно больше уделяется внимания экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.Детский сад является первой ступенью системы непрерывного экологического образовании дошкольников, поэтому задача воспитания экологически грамотного, бережно относящегося к богатствам природы ребенка, является одной из важнейших задач в деятельности воспитателя[1].
Экологическая грамотность детей - это умение воспринимать себя частью вселенной. Мы учим понимать, что человек и природа едины. Человек и природа не могут существовать отдельно друг от друга. Состояние природы зависит от того, как человек за ней ухаживает. Каждый ребенок должен научиться сохранять природу, знать ее, а также и хотеть заботиться о ней. У каждого ребенка мы стараемся сформировать самые простые навыки природоохранной деятельности. Мы учим их предвидеть результаты своих действий в природе[2].
В нашем дошкольном учреждении созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.
Работа по экологическому воспитанию осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, рассматриваний, целевых экскурсий, чтения художественных литературы, просмотра познавательных фильмов, игровой, трудовой и продуктивной деятельности, проведения экспериментов.
Занятия, беседы и обсуждения занимают первое место в обсуждении экологических проблем. У детей развивается экологическое мышление, и это поможет им не оставаться равнодушными к природе, учит их заботиться о ней, беречь и любить ее. Мы рассказываем о том, что часто люди загрязняют окружающую среду. Неправильные и необдуманные действия человека наносят непоправимый вред всей природе. Дети не должны оставаться равнодушными наблюдателями.
Уголок природы предоставляет возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время, приобрести навыки ухаживания за растениями на практическом уровне. При этом очень важно для ребенка, что он видит результат своей заботы.
Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме. Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.
В летний период воспитатели прививают детям любовь к труду.
Содержание трудовой деятельности в летний период:
1. Природоведческий труд- Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание).
- Уход за цветами.
- Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.
- Уборка урожая на огороде.
- Заготовка лекарственных трав.
- Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.
2. Хозяйственно-бытовой труд
- Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)
3. Природоохранный труд
- Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем их трав, луковой и чесночной шелухи.
- Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьев.
- Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).
4. Ручной труд
- Изготовление поделок из природного материала.
- Аппликация из природных материалов.
Общие рекомендации по работе с детьми детского сада:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Прогулки дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями в природе, с трудом взрослых. Детям напоминаем, что природа живая, что ее надо беречь. Лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения в природе, сбору ягод и грибов. У детей всегда много вопросов – это хорошее время для экологического обучения ребят.
Развитию экологической культуры способствует системная организация наблюдений за природой во время прогулок. Мы обращаем внимание ребят на то, что природа изменяется. Одно время года приходит на смену другому, это приводит к изменениям природы вокруг: весной она радует нас своей зеленью, а зимой она замирает. Мы учим бережно относиться к цветам, кустам, деревьям, растущим у нас на участке. Дети понимают, что выдергивать растения, ломать веточки нельзя, т.к. это приведет к гибели растения. Если не беречь и не ухаживать за растениями, то они могут быстро погибнуть. А ведь растения дают людям чистый воздух. И это должны понимать дети[3].
Зимой мы развешиваем кормушки для птиц на своем участке и дети следят, чтобы там все время был корм. Так дети учатся заботиться о птицах зимой.
Большую роль в развитии экологической культуры играют экологические выставки. Благодаря выставкам у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность и экологическая культура. Тематика таких выставок разнообразна и всегда учитывает интересы детей: «Разноцветные бабочки», «Игрушку елку сотворим и живую сохраним», «Первоцветы», «Разноцветная осень», «Дары осени». Они способствуют формированию бережного отношения к окружающей среде, ответственного понимания ценности жизни, бережного отношения к живым объектам охраны и защиты первоцветов.
Научить ребенка чувствовать мир природы, восхищаться его красотой - одна из главных задач дошкольного воспитания. От того, как мы научим ребенка чувствовать мир природы, беречь его и заботиться о нем, зависит то, какие поступки он будет совершать в будущем.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая сказка о круговороте воды в природе для детей 5-7 лет Занятие экологическое для детей подготовительной группы ДОУ Конспект беседы с детьми старшей группы. Тема: Энергосбережение Сценарий экологического праздника в детском саду. Старшая-подготовительная группаПохожие статьи:
Конспект комплексного занятия для детей 5-6 лете на тему «Берегите лес»
Экологические праздники и досуги в ДОУ. Сценарии
Экологический праздник «День земли» в ДОУ. Старшая группа
Занятия по экологии в старшей группе детского сада
Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе
← Сценарий осеннего праздника в детском саду «Осень в гости к нам пришла». Старшая группа | Новогодний утренник в подготовительной группе ДОУ. Сценарий →
Автор: Оксана Николаевна Параничева
Опубликовано: 2209 дней назад (5 ноября 2018)
Просмотров: 1412
Рубрика: Педагогические статьи
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|