Образовательный проект в детском саду. Лэпбук в ООД по музыкальной деятельности детей
Образовательный проект "Применение педагогической технологии "Лэпбук" в ООД по музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям и родителям для развития у детей дошкольного возраста чувства ритма, ритмического слуха и музыкально-ритмических способностей.Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов «От знаний к опыту, от опыта - к мастерству»
Секция: педагогика и методика ДОУ
Образовательный проект
«Применение педагогической технологии «Лэпбук» в ООД по музыкальной деятельности детей
дошкольного возраста»
Автор проекта: Юсупова Лилия Дамировна музыкальный руководитель
филиал № 2 МА ДОУ детский сад № 18 г. Туймазы
квалификационная категория: высшая
Туймазы, 2019
Оглавление
1. Введение …………………………………….…………………….… 3
2. Основная часть ……………………………………………………………… 6
2.1. Лэпбук – педагогическое пособие для развития
музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста ….… 6
2.2. Изготовление Лэпбука ……………………………………………..… 8
2.3. Эмпирическое изучение применения Лэпбука
"Гуси-лебеди" …………………….……………………………………… 8
2.4. Эффективность применения Лэпбука ………………………………… 13
3. Заключение …………………………………………………………… 14
4. Библиография ………………………………….………..………………. 15
5. Приложения
- Методическое пособие «Лэпбук» (презентация)
- Паспорт Лэпбука
1. Введение
Тема: «Применение педагогической технологии «Лэпбук» в ООД по музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Направление: «Музыкальная деятельность»
Тип проекта: образовательный.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный, начат 01.10.2018 г.
Актуальность.
Ускорение темпа жизни и многообразие жизненных ритмов, разработка все более совершенных компьютерных инструментов способствует гиподинамии, малоподвижному образу жизни, снижению музыкально-ритмического развития детей, что не позволяет развиваться ребенку всесторонне, полноценно. В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, нарушениями координации движения, нарушениями памяти.
Музыка играет огромную роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка, а основной элемент музыкальной выразительности – это ритм, один из элементов развития слуха, речи и движений. О значении ритма хорошо сказал швейцарский педагог, композитор, пианист Эмиль Жак – Далькроз «Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество».
В ООД по музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО постоянно ведется поиск обновленных, улучшенных педагогических форм работы. В целях повышения уровня музыкально – ритмического развития детей стало появление «Лэпбука.
Объект: диагностика уровня развития музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста с применением педагогической технологии «Лэпбук».
Предмет: анализ формирования музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста в ООД по музыкальному развитию с использованием педагогической технологии «Лэпбук».
Проблема: каким должно быть содержание Лэпбука для создания условий в ООД по музыкальному развитию для эффективного формирования чувства ритма у детей?
Гипотеза: в ООД по музыкальному развитию Лэпбук является эффективным средством формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Цель: создать условия для развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные:
Формировать у детей слуховое внимание, ритмический слух, чувство ритма, умение воспроизводить простые мелодии на ДМИ.
Развивающие:
Способствовать развитию творческих способностей, воображения,
мыслительных процессов, речи, познавательной активности.
Воспитательные: воспитывать умение активно взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми, получать удовольствие от занятий музыкой.
Методы и приемы:
- сбор информации;
- изучение методической литературы;
- подбор дидактического материала, определение их цели;
- составление плана;
- ознакомление детей с пособием «Лэпбук»;
- эмпирическое изучение;
- диагностика через наблюдение по методике Радыновой О.П.;
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Участники: дети, музыкальный руководитель, воспитатель.
Ожидаемые результаты проекта:
для ребенка:
– формирование чувства ритма, ритмического слуха и музыкально-ритмических способностей;
– активизация словаря детей и умения употреблять в речи музыкальные термины (такт, ритм, ритмичность).
для педагога:
– оснащение мини-кабинета методическим пособием;
– применение методического пособия «Лэпбук» в развитии музыкально-ритмических способностей.
для родителей:
– сотрудничество и взаимодействие с педагогом и ребенком.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
– сбор, изучение и анализ специальной методической литературы по темам «Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста» и «Применение педагогической технологии «Лэпбук»;
– поиск информации в интернет - источниках по анализу существующего педагогического опыта применения Лэпбука в ООД детей дошкольного возраста;
– обобщение полученной информации.
Основной этап:
– изготовить дидактическое пособие «Лэпбук» для развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста;
– подобрать и объединить интересный красочный материал, музыкально-дидактические игры, пособия, музыкальные инструменты, позволяющие осуществить принцип интеграции различных образовательных областей, принцип мобильности вложенных материалов для использования на музыкальных занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– разработать цикл музыкальных занятий с применением Лэпбука для детей 6 – 7 лет на тему «Этот удивительный ритм».
– провести эмпирическое изучение эффективности применения Лэпбука в музыкально - ритмическом развитии детей дошкольного возраста, проанализировать возможность использования Лэпбука для мониторинга музыкального развития детей.
Заключительный этап:
– обобщение результатов наблюдения;
– презентация.
2. Основная часть
2.1. Лэпбук – педагогическое пособие для развитиямузыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка играет особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. А основной элемент музыкальной выразительности – это ритм, т.е. чередование звуков и пауз в определённом темпе.
Теоретические основы изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки разработаны в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Б.М. Теплова. Исследователи: Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, В.И. Петрушин, К.В.Тарасова, В.Н. Шацкая, Л.В. Школяр освещают проблему развития музыкального ритма у детей дошкольного возраста, рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального и творческого развития детей.
В основе развития речи детей дошкольного возраста хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в дошкольном возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление слитной речи, она становится невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно, используя короткие и отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивает общение со сверстниками.
Исследователями доказана необходимость работы над развитием чувства ритма у детей с нарушениями речи (Г.А.Волкова, 1985, 1992; В.А. Гринер, 1958), зрения (В.А.Кручинин, 1972, 1992), слуха (Т.М.Власова, А.Н. Пфафенродт, 1989; Л.П. Носкова, 1994; Е.3.Яхнина, 1989) и интеллекта (Н.Г.Александрова, 1924; О.П. Гаврилушкина, 1989; Е.А. Медникова, 1995.
Главная особенность организованной образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Одной из таких форм стало появление Лэпбуков. «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга).
Лэпбук, или интерактивная папка, – это самодельная книжка – раскладушка, с кармашками, конвертами, дверками, окошками, подвижными, потайными деталями, перекидными блокнотами, музыкальными инструментами, дисками, карточками, картинками и т. д., где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое. Это универсальное пособие даёт ребёнку возможность самостоятельно или с участием педагога проводить ознакомление с наглядным материалом. Ребенок решает, как взаимодействовать с Лэпбуком, открывает, раскладывает и использует определённые предметы по своему желанию. Лэпбук также поможет закрепить изученный материал.
Лэпбук – это средство совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Мобильность Лэпбука позволяет использовать его для каждой тематической недели, для индивидуальных возрастных особенностей воспитанников. Для этого применяются кармашки, конверты в которых меняется дидактический материал в зависимости от поставленных задач занятия.
Лэпбук – это универсальное средство обучения детей дошкольного возраста, которое может применяться в любой деятельности, в том числе и
в музыкальной.
2.2. Изготовление Лэпбука
Для изготовления Лэпбука я использовала 5 пластиковых папок. Первые две папки я склеила между собой по длинной стороне формата А 4 и сложила каждую пополам - получилось подобие окна со ставнями. Таким образом, соединенные между собой стороны папок стали внутренней стенкой Лэпбука. Третью папку в развернутом состоянии длинной стороной закрепила на нижний край внутренней стенки, образовалось игровое поле. Четвертую и пятую папки вклеила в середину основы. Получилась книжка внутри папки, закрывающейся снизу игровым полем и боковыми ставнями, фиксируемая в сложенном состоянии резиновым шнуром.
Сюжетной основой Лэпбука я выбрала любимую русскую народную сказку многих детей «Гуси – лебеди», и все получившиеся страницы папки я оклеила картинками по мотивам этой сказки с последовательно развивающимся действием.
Дальше наклеила конверты разного цвета, в которые вложила детские музыкальные инструменты и музыкально-дидактические пособия для игр на развитие ритма у детей 6 – 7 лет.
Структуру и взаимосвязь вложенных в Лэпбук "Гуси – лебеди" заданий, дидактических игр, пособий я описала в Приложении к данному проекту. Однако, это приложение не является окончательным, так как в процессе использования Лэпбука будет расширяться дидактический материал в соответствии с потребностями ООД и возрастными особенностями детей.
2.3. Эмпирическое изучение применения Лэпбука «Гуси-лебеди»
Для эффективной работы в ООД по музыкальному развитию с применением Лэпбука «Гуси – лебеди» я разработала цикл занятий на формирование ритма у детей 6 – 7 лет.
На первом занятии в старшей группе «Ягодка» задалась целью вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, дала возможность детям рассмотреть Лэпбук «Гуси – лебеди», потрогать, поделиться впечатлениями. Яркость оформления, знакомый сюжет вызвал у детей огромный восторг и познавательный интерес. Я наблюдала, на что конкретно дети обращают больше внимания, к чему проявляют больший интерес, в чем они находят уже известный им материал и что для них новое.
Далее мы вместе с детьми вспомнили содержание сказки «Гуси – лебеди» и составили рассказ с последовательно развивающимся действием, используя набор картинок по сюжету сказки. (Рис. 3, 4).
Итогом первого занятия стал хоровод «Мы на луг ходили» муз. А. Филиппенко. Была поставлена задача – упражнять детей в умении владеть своим телом, выполнять движения в соответствии с текстом и ритмом мелодии. Перед исполнением хоровода прохлопали простые ритмические рисунки, применяя музыкально-дидактические игры «Веселые матрешки» и «Кто как идёт».
На втором занятии дети играли в игры, водили хороводы, а Ванечка подыгрывал им на дудочке в такт мелодии музыкально-дидактической игры «Веселые дудочки». Целью занятия было развитие темпа, ритма, слухового внимания, выполнения движений в точном соответствии со смыслом песни и музыкальным сопровождением.
На третьем занятии применила музыкально-дидактическую игру «Узнай песенку по ритму». Дети изобразили полёт лебедей, прохлопывая попевку «Небо синее» муз. Е. Тиличеевой с помощью карточек на которых изображен ритмический рисунок мелодии. Задача занятия – развитие певческих умений, речевого дыхания, артикуляционной моторики. Работала над правильным произношением слов, их окончаний в соответствии с ритмослогом.
Повторение звучащих жестов (хлопки, притопы) развивает слуховое внимание, слуховое восприятие, ритм, речевой слух. Во время выполнения звучащих жестов и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, развивается дыхание. Дыхание – источник образования звуков, голоса, обеспечивает четкое произношение звуков.
Так постепенно, на следующих занятиях мы переходили к следующим страничкам Лэпбука, соблюдая сюжет сказки, играли в музыкально-дидактические игры. Результатом стало самостоятельное воспроизведение детьми ритмического рисунка музыкально-дидактических игр и упражнений звучащими жестами и исполнением на детских музыкальных инструментах.
Заключительное занятие было направлено на повторение всего музыкально-дидактического материала на развитие ритма, размещенного в Лэпбуке «Гуси-лебеди», и проводилось так, чтобы дети, следуя подсказкам, могли самостоятельно выполнить любое задание. А счастливый конец русской народной сказки дети передали музыкой. По сюжету сказки распределили музыкальные инструменты: Ване – дудочку, Маше – металлофон, лебедям – палочки, речке – треугольник, печке – бубны и т.д. Перед драматизацией сказки каждый ребенок воспроизвел на музыкальном инструменте своё представление, о герое сказки, его переживаниях.
Далее, перелистывая страницы Лэпбука и рассказывая сказку «Гуси – лебеди», дети подыграли на музыкальных инструментах мелодии в соответствии с движением героев, проявляя творчество. Сказка заканчивается исполнением детьми знакомой пьесы «К нам гости пришли» муз Ан. Александровой в живом оркестре. (Рис. 5).
В процессе наших занятий я проводила эмпирическое изучение эффективности применения Лэпбука в музыкально - ритмическом развитии детей. Для оценки результатов этого исследования применила тестирование знаний и умений контрольной группы детей из десяти человек старшей группы «Ягодка», выбранной произвольно на музыкальных занятиях. Результаты оценки при тестировании знаний и навыков определяла критериями: низкий уровень – большинство компонентов совсем не развиты, средний уровень – уровень близкий к достаточному, отдельные компоненты недостаточно развиты, высокий уровень – достаточный уровень, соответствует возрасту.
Проведенный анализ результатов эмпирического изучения освоения образовательной программы по музыкально-ритмическому развитию группы детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях с применением педагогической технологии «Лэпбук» представлен в прилагаемых ниже таблицах, графиках и диаграммах (рис.1).
Проведенная в рамках проекта работа позволила организовать образовательный процесс с применением педагогической технологии «Лэпбук» для повышения уровня развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста, то есть цель проекта достигнута.
Решены задачи проекта: мной изготовлено универсальное дидактическое пособие для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в ООД по музыкальному развитию, проведенное мной эмпирическое изучение показало, какой материал дети запоминают легко, а на что и какому ребенку нужно уделить больше времени, кто активен в игре, а кто нет, чем мне нужно дополнить Лэпбук, чтобы вызвать ещё более активный познавательный интерес всех детей.
Также в результате проведенной работы я сделала вывод о возможности эффективного применения Лэпбука не только в ООД, но и в аналитической работе музыкального руководителя во время мониторинга музыкального развития детей в процессе ООД в ДОУ.
Рис. 1
Полученные результаты наблюдений, собранные в обобщенную гистограмму (рис.2), позволили мне подтвердить выдвинутую гипотезу об эффективности применения созданного мной педагогического пособия Лэпбука «Гуси-лебеди».
Рис. 2
Выводы эмпирического изучения.
В результате применения Лэпбука «Гуси – лебеди» в ООД на музыкальных занятиях с детьми старшей группы «Ягодка» мной получены положительные результаты:
1. Наблюдается повышение уровня развития музыкально-ритмических способностей у детей контрольной группы эмпирического изучения от низкого к среднему и высокому и от среднего к высокому.
2. У детей значительно повысился интерес к музыкальным занятиям, активизировалась познавательная активность.
3. Обеспечено сотрудничество и сотворчество детей в совместной деятельности, а также во взаимоотношении взрослого с детьми.
4. Мобильность Лэпбука позволила обеспечить интеграцию образовательных областей.
2.4. Эффективность применения Лэпбука
Использование Лэпбука «Гуси-лебеди» в ООД по музыкальной деятельности открывает новые возможности в развитии музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста.
Ребенок:
- получает ЗУН (знания, умения, навыки) в игровой форме, последовательно, от простого к сложному, с учетом уровня развития детей, развивает ритмические способности, творчество, самостоятельность;
- проявляет познавательную активность и индивидуальные способности.
Педагог:
- пополняет мини-кабинет инструментом для организации педагогического процесса в игровой форме;
- осуществляет принцип интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»;
- выявляет потребности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- воспитывает любознательность, побуждает детей к творчеству и совместной деятельности с педагогом и сверстниками, повышая уровень музыкально-ритмического развития;
- использует методическое пособие «Лэпбук» в качестве дидактического средства обучения в условиях инклюзивного подхода к работе с детьми с ОВЗ.
3. Заключение
Применение педагогической технологии «Лэпбук» в ООД на музыкальных занятиях позволяет развить у детей дошкольного возраста чувство ритма, ритмический слух и музыкально-ритмические способности.
Педагогическая технология «Лэпбук» способствует развитию творческих способностей, воображения, мыслительных процессов, речи, познавательной активности. Воспитывает у детей умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получать удовольствие от занятий музыкой.
Достоинства Лэпбука:
- мобильность;
- многофункциональность;
- интегративность;
- доступность.
Доказанная в процессе реализации данного проекта эффективность Лэпбука ставит передо мной новые задачи:
• Создать Лэпбуки по всем разделам музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, с учетом разных возрастных категорий, а также для инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
• Привлечение родителей и детей к совместному творчеству в процессе изготовления дидактических игр и материалов для Лэпбука, позволяющее приобрести ребенку навыки сбора и обобщения информации, заложить хорошую основу для школьного обучения (написание проектов, рефератов, сообщений и т.д.).
• Использовать Лэпбук для проведения мониторинга образовательного процесса.
4. Библиография
1. Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ №1155 от 17.10.2013 г.).
2. Афонина Н.Ю. Проблемы ритмического анализа. //Ритм и форма./ Ред. Афонина Н., Иванова Л. Спб.: Союз художников, 2002
3. Бублей С. Детский оркестр. «Музыка». Ленинград 1983.
4. Буренина А. И. Программа по ритмической пластике для детей. «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург ЛОИРО, 2000.
5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» М., 2014.
6. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Москва. «Просвещение» 1989.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1969
8. Жак – Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. М.: Классика, 2001
9. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских инструментах» Москва «Просвещение» 1990.
10. Конова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» М.: Просвещение, 1982.- 96с.
11. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» «Композитор - Санкт-Петербург» 2007.
12. Костина Э.П. «Музыкально – дидактические игры» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.
13. Тарасова К. В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном возрасте//Дошк. восп. 1984. №11.
14. Тютюнникова Т. «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.
15. Интернет источники.
5. Приложения
Методическое пособие Лэпбук «Гуси – лебеди» (презентация).
Паспорт Лэпбука «Гуси – лебеди».
Презентация
СЛ. 1. Заставка.
СЛ. 2. Тема моего проекта: «Применение педагогической технологии «Лэпбук» в ООД по музыкальному развитию детей дошкольного возраста».
Моя работа актуальна, потому что в последнее время наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, нарушениями координации движения, нарушениями памяти.
СЛ. 3. Исследования известных музыкантов и учёных Н.А. Ветлугиной, К.В.Тарасовой, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр, И.Л. Дзержинской доказали, что значительную роль в полноценном, всестороннем развитии ребенка огромную роль играет музыка, а основной элемент музыкальной выразительности – это ритм, основа развития слуха, речи и движений.
СЛ. 4. О значении ритма хорошо сказал швейцарский педагог,
композитор, пианист Эмиль Жак – Далькроз «Ритм формирует тело и дух
человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество».
СЛ. 5. Подобные проблемы в развитии у детей наблюдаются и в нашем детском саду. Поэтому у меня появилось желание в своей работе на музыкальных занятиях уделить больше времени развитию ритмических способностей детей.
СЛ. 6. За годы работы в ДОУ у меня собрался богатый дидактический материал на развитие ритма, и я задумалась, каким образом объединить весь имеющийся материал в единое целое, чтобы заинтересовать детей, чтобы постепенно, методично повышать у детей уровень развития музыкально-ритмических способностей и чтобы дети получали эмоциональное удовольствие от моих музыкальных занятий.
СЛ. 7. При этом, чтобы обучение носило характер игры, а дети были непосредственными участниками образовательного процесса. Так я задумалась об изготовлении «Лэпбука» – интерактивной самодельной папки, в которой я соберу весь материал для развития ритмических способностей детей в единое целое.
СЛ. 8. Таким образом Целью моей работы стало: создать в ДУ условия для развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста.
Я поставила перед собой задачу: проанализировать эффективность использования Лэпбука для развития музыкально-ритмических способностей детей.
Я выдвинула гипотезу: в ООД по музыкальному развитию Лэпбук является эффективным средством формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста.
СЛ. 9. Творческими продуктами моей работы будут: дидактическое пособие Лэпбук «Гуси – лебеди», в котором собран дидактический материал на развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста и цикл занятий с его применением.
СЛ. 10. Основная часть
Я начала свою работу с поиска информации в интернет – сети и изучении методической литературы, и убедилась, что Лэпбуков для развития музыкальных способностей детей много, но такого, в котором в единое целое собран дидактический материал, на развитие определенной музыкальной способности нет. Значит моя задумка и нова, и креативна. СЛ. 11. Для изготовления Лэпбука я использовала 5 пластиковых папок. Первые две я склеила между собой, третью папку в развернутом состоянии закрепила на нижний край, образовалось игровое поле. Четвертую и пятую папки вклеила в середину основы. Получилась книжка внутри папки, закрывающейся снизу игровым полем и боковыми ставнями, фиксируемая в сложенном состоянии резиновым шнуром.
Сюжетной основой Лэпбука я выбрала любимую русскую народную сказку многих детей «Гуси – лебеди», и все получившиеся страницы папки я оклеила картинками по мотивам этой сказки с последовательно развивающимся действием.
СЛ. 12. В кармашки я вложила детские музыкальные инструменты и музыкально-дидактические пособия для игр.
Таким образом, я облекла все упражнения и игры на развитие ритма в форму игры, а такая форма детям понятна и интересна.
СЛ. 13. Далее я разработала цикл занятий на формирование ритма у детей 6 – 7 лет.
СЛ. 14. В процессе наших занятий я проводила эмпирическое изучение эффективности применения Лэпбука в музыкально - ритмическом развитии детей. Для оценки результатов этого исследования применила тестирование знаний и умений (по методике Радыновой Ольги Петровны) контрольной группы детей из десяти человек. Детей я выбрала произвольно из старшей группы «Ягодка».
СЛ. 15. Результаты оценки при тестировании знаний и навыков определяла критериями: низкий уровень – большинство компонентов совсем не развиты, средний – отдельные компоненты недостаточно развиты, высокий уровень – достаточный уровень, соответствует возрасту.
СЛ. 16. Проведенный анализ исследования эффективности применения педагогической технологии Лэпбук «Гуси – лебеди» на музыкальных занятиях с детьми старшей группы «Ягодка» дал положительные результаты:
1. У детей значительно повысился интерес к музыкальным занятиям, активизировалась познавательная активность.
2. У детей контрольной группы эмпирического изучения наблюдается повышение уровня развития ритмических способностей от низкого к среднему и высокому, и от среднего к высокому.
3. Обеспечено сотрудничество и сотворчество детей в совместной деятельности, а также во взаимоотношении взрослого с детьми.
4. Мобильность Лэпбука позволила обеспечить интеграцию образовательных областей.
СЛ. 17. Заключение
Закончив проект, я могу сказать, что цель проекта достигнута: мной изготовлено универсальное дидактическое пособие для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в ООД по музыкальному развитию.
Решена задача проекта: проведенное мной эмпирическое изучение позволило сделать вывод об эффективности применения педагогического пособия Лэпбук «Гуси – лебеди» для повышения уровня развития ритмических способностей.
Ребенок:
- получает ЗУН (знания, умения, навыки) в игровой форме, последовательно, от простого к сложному, с учетом уровня развития детей, развивает ритмические способности, творчество, самостоятельность;
- проявляет познавательную активность и индивидуальные способности.
СЛ. 18. Педагог:
- пополняет мини-кабинет инструментом для организации педагогического процесса в игровой форме;
- осуществляет принцип интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»;
- выявляет потребности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- воспитывает любознательность, побуждает детей к творчеству и совместной деятельности с педагогом и сверстниками, повышая уровень музыкально-ритмического развития;
- использует методическое пособие «Лэпбук» в качестве дидактического средства обучения в условиях инклюзивного подхода к работе с детьми с ОВЗ.
Также в результате проведенной работы я сделала вывод о возможности эффективного применения Лэпбука не только в ООД, но и в аналитической работе музыкального руководителя при мониторинге музыкального развития детей в процессе ООД в ДОУ.
СЛ. 19. Перспектива
Доказанная в процессе реализации данного проекта эффективность использования Лэпбука для развития ритмических способностей детей ставит передо мной новую цель: создать Лэпбуки для развития музыкальных способностей детей по всем разделам музыкальной деятельности, для разных возрастных категорий, и в том числе для инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству в процессе изготовления дидактических игр и материалов для Лэпбука.
СЛ. 20. Данное педагогическое пособие будет полезно музыкальным руководителям и воспитателям в ООД и в повседневной жизни детского сада.
Структуру и взаимосвязь вложенных в Лэпбук "Гуси – лебеди" заданий, дидактических игр, пособий я описала в Приложении к данному проекту. Однако, это приложение не является окончательным, так как в процессе использования Лэпбука будет расширяться дидактический материал в соответствии с потребностями ООД и возрастными особенностями детей.
СЛ. 20. Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Применение педагогической технологии «Лэпбук» в ООД по музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Рекомендуем посмотреть:
Лэпбук для детей дошкольного возраста своими руками. Профессия повар Лэпбук своими руками для детей старшей группы детского сада. Мой Алтай Лэпбук по сенсорике для детей группы раннего возраста Лэпбук своими руками для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на тему: ПосудвУчастник №1 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2019 года
← Сценарий утренника для детей старшей группы к Дню 8 Марта "Краденное солнце" | Особенности организации образовательного пространства в ДОУ →
Автор: Лилия Дамировна Юсупова
Опубликовано: 2048 дней назад (16 апреля 2019)
Просмотров: 4835
Рубрика: Проекты
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (8)
|
Очень познавательно. Жаль нет изображения лэпбука. Спасибо. |
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Очень ярко, красиво и необычно. Но не совсем понятно ваше объяснение. Хорошо бы услышать и увидеть исполнение в записи. Сейчас это вполне возможно. А в целом очень творческий подход. Молодец! |
|
||
|
|
||
|
|
||
|