Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия по шахматам в начальной школе

Конспект открытого занятия на тему: «Права и обязанности шахматистов»

Цель: дать представление о правах и обязанностях игроков.
Задачи:
1) уяснить правила проведения соревнований.
2) узнать права игроков
3) выучить обязанности игроков
Оборудование и материалы:
для учащихся – наборы шахмат, шахматные часы.
для педагога: демонстрационная доска, шахматные часы.

План занятия:
I.Вступительная часть.
Проверка готовности к занятию, эмоциональный настрой на работу, мотивация на общение.
II.Основной этап:
1) Правила проведения соревнований
2) Права игроков.
3) Обязанности шахматистов.
III.Подведение итогов.

I. Вступительная часть.
Добрый день друзья! Шахматы – удивительная игра. Их волшебство покорило разных великих людей всех времен и народов. В шахматы человечество играет уже более тысячи лет, а испытать все грани древней игры и достичь совершенства ещё никому не удалось. Шахматы необыкновенно эмоциональны, они помогают нам погрузиться в волшебный мир, который соединят в себе и спорт, и искусство, и научные идеи. Накал спортивных баталий порой превосходит даже контактные вида спорта. Творческая составляющая позволяет развивать разнообразные грани таланта. Логика и расчёт в комбинациях, спокойствие и усидчивость укрепляют память, развивают воображение, делают шахматиста более организованным и целеустремленным..Сегодня наша совместная работа даст нам возможность почувствовать себя мастерами шахматной игры, узнать права и обязанности игроков.

II. Основной этап
1. Правила проведения соревнований
- Как вы думаете, чему посвящено сегодняшнее занятие? Ответы детей.
- Как проводятся соревнования? Ответы детей.
- Сегодня мы своими узнаем правила, которых будем придерживаться в дальнейших ваших поединках.
У каждого турнира есть положение о проведение соревнования, оно включает в себя:
1.Цели и задачи.
Здесь определяется, для чего проводятся соревнования, они могут быть и тренировочными для закрепления знаний, так и чемпионаты или отборочные, определяющие более сильных для участия в более крупных соревнованиях, и турниры, посвященные каким-либо событиям.
2. Организаторы соревнований.
Определяется кто ответственный за организацию и проведение соревнований.
3. Место и сроки проведения соревнований.
4. Требования к участникам соревнований

Здесь могут быть определён как возрастной состав участников , так и другие требования по составу, размещению, страхованию и т.д.
5. Порядок проведения соревнований.
Определяется система проведения соревнований (круговая, олимпийская, швейцарская и др.)
6. Определение победителей.
Порядок выявления победителей и очерёдность применения дополнительных показаний при равенстве результатов.
Например, при одинаковом количестве очков победитель может быть определён по коэффициенту, по личной встрече, по наибольшему числу побед и т.д.
7. Награждение.
Определяется когда, где и чем будет награждены победители.
8. Финансирование
Определяется ответственный за приобретение призов и вручение победителям.

2. Права игроков.
1. Все шахматисты перед началом соревнований должны находиться в одинаковых условиях.
2. Каждый игрок может остановить часы:
а) для фиксирования результата партии:
- когда король, находящийся под шагом, не может защититься от него –
ему объявляется мат. Игроку, поставившему мат, присуждается победа. А игрок, получивший мат, считается проигравшим.
- Когда игрок отказывается от борьбы и сдаётся.
- Когда противник просрочил время.
- Если оба игрока согласились на ничью.
- Если шахматист, при своей
очереди хода, не может его сделать
ни одной из своих фигур,
при отсутствии шаха, то
такое положение называется «пат»
и партия считается завершившейся вничью.
Ход черных
- При троекратном повторении позиции любой игроков может потребовать зафиксировать ничью.
- Если за последние 50 ходов не было произведено ни одного взятия фигур и движения пешек игрок может потребовать зафиксировать ничью.
- Когда возникает ничейное соотношение сил:
Король против короля

Король и слон против короля

Король и конь против короля
Король и слон против короля
и слона того же цвета.
б) Когда необходимо подозвать судью:
- когда противник нарушает правила: делает невозможный ход, разговаривает, мешает думать и т.д.
- если при превращении пешки, нужна фигура.
Физминутка:
- Пришло время немного размяться:
Раз и два - ходят пешки в ряд (ходьба на месте)
Три вводим в бой слонов отряд
На 4 ход коней. (прыжки на месте)
5- рокируемся быстрей (вращение головой)
Повторим ещё разок:
Раз и два - ходят пешки в ряд (ходьба на месте)
Три вводим в бой слонов отряд
На 4 ход коней. (прыжки на месте)
5- рокируемся быстрей (вращение головой)
Мы расслабились чуть-чуть.
А теперь в спортивный путь. (садятся за столы)
3. Обязанности игроков
1.Общие правила поведения за доской:
- Перед началом партии пожмите друг другу руки.
- Играть нужно молча, не спеша.
- Нельзя мешать партнеру думать.
- Нельзя подсказывать игрокам.
- Если выиграл, то нельзя насмехаться над
партнером.
- Если проиграешь, не стоит огорчаться – даже лучшие
шахматисты мира потерпели много поражений.
- По окончании партии нужно обязательно пожать
партнеру руку.
- Все садятся и играют.

2. Правила при ходьбе фигурами:
- Главное правило - если тронул свою фигуру, то ходи ею. Поэтому так часто тренера повторяют: «Сначала подумай – потом ходи»
- Если сходил фигурой и оторвал руку, то ход считается сделанным и переходить нельзя.
- Если же руку не оторвал, то можно пойти на другое поле, но этой же фигурой.
-Если сделал невозможный ход, то другой ход ты должен сделать этой же фигурой. И только если это невозможно тогда другой.
Пример: на диаграмме чёрные сходили Фе1.Это невозможный ход, так как их король под шахом. Теперь чёрные обязаны ходить ферзём, то есть Фе5и проиграть партию.
- Если взялся за фигуру противника, то ты обязан её срубить. Если это невозможно, то сделать любой другой ход.
- В случае необходимости поправить положение какой-либо фигуры, игрок должен при своей очереди хода сказать «Поправляю» и после этого поправить положение фигуры.
- При рокировке сначала перемещается король, а затем перемещается ладья. Если игрок сначала взялся за ладью, он обязан сделать ею ход.
3.Правила при игре с часами:
- Игрок обязан сделать необходимое количество ходов за отведённое время, иначе ему будет засчитано поражение.
- В случае, если оба противника не уложатся в отведённое время, то им присуждается ничья.
- Если у вас просроченное время, но у противника не осталось фигур, кроме короля то партия считается закончившейся вничью.
Пример:
Чёрные просрочили время, но у белых нет фигур, кроме короля – значит исход партии ничья.
- Если у вас просроченное время, но противник не может поставить вам мат никаким известным способом, то результат партии ничья.
Пример:
Чёрные просрочили время, но белые не могут поставить мат без нарушения правил.

3.Подведение итогов занятия.
Сегодня мы познакомились с основными правами и обязанностями игроков, правилами поведения за шахматной доской. Узнали много нового о возможностях ничейных результатов в различных позициях. Всё это позволит вам избегать конфликтных ситуаций, а значит не отвлекаться от партий, находить больше красивых комбинаций и показывать хорошую игру. Спасибо за внимание.
Занятие закончено. До свидания.

Рекомендуем посмотреть:

Краткосрочный проект «Шашки – зарядка для ума» в детском саду в старшей группе Занятия шахматами для детей
Занятия шахматами для детей
Опубликовано: 2221 день назад (28 марта 2018)
Просмотров: 3995
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!