Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Ах, лето...»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

О народных праздниках Татарстана для детей 5 класса

Народные праздники Татарстана. Сообщение
Открытый урок был проведен в 5 классе музыкальной школы в Год родных языков и народного единства 2021, для ознакомления детей с культурным наследием, проживающих народов республики. Материал может быть использован на концертах, фестивалях и утренниках в детских садах и школах.

Сабантуй (тат. «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
Впервые праздник был описан в 921 году арабским путешественником Ибн Фадланом, прибывшим в Булгар в качестве посла из Багдада.

Чтобы Всевышний дал погоду и урожай, мы сами должны что-то отдать, а так как речь идет о традиционной культуре, на первый план выходят коллективные практики. Поэтому еще одна важная часть Сабантуя — ритуал сбора подарков. О том, что Сабантуй изначально был очень древним спортивным праздником среди кочевых и полукочевых племен говорят и современные национальные татарские спортивные игры. Среди них так называемый куреш - национальная борьба на поясах. Конные соревнования на татарском празднике Сабантуй являются своего рода «гвоздем программы».

Каравон, отмечавшийся в XVI веке как престольный праздник – День святителя и чудотворца Николая, он постепенно превратился в массовое народное игрище, которое сохранилось только здесь, в Русском Никольском под Казанью, и, как утверждают местные фольклористы, имеет более чем трехсотлетние исторические корни. С 2003 года народный праздник Каравон проводится на общереспубликанском уровне.

В старину этот праздник отмечался в течение трех дней. Начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома крестьян, к семейным праздничным столам, а затем – на улицу, где устраивались гулянья и хоровод. Хоровод водили на всем протяжении праздника. Это было особое действо, на которое девушки и женщины в праздничной одежде собирались в специально назначенное место. Необычно и движение в Каравоне: по старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники идут особым «каравонным» шагом, когда хоровод то уменьшается, то увеличивается, медленно вращаясь «по солнцу». В это время часто играли свадьбы, которые справляли, как говорится, всем миром.

Корни праздника Уяв уходят в глубину веков. Слово Уяв буквально означает «соблюдение» (от уя «блюсти»)» Хороводные песни карта юрри выражали манифестацию высших сил природы. Вечерами под деревом жгли костры и вокруг них кружились несколько кругов. Парни и девушки, взявшись за руки, ходили вокруг костра в такт музыке. После каждого куплета песни направление движения менялось. Чем больше песен исполнялось на них и чем громче их пели, тем легче, по поверьям, будет сельчанам в страдную пору. Благодаря энтузиастам и фольклористам он стал одним из культурных брендов республики. Сегодня Уяв – значимое событие в жизни всего многонационального народа Татарстана. В Татарстане праздник «Уяв» на республиканском уровне проводится с 1993 года в разных районах республики.

Семык (от рус. Семик «седьмой четверг после Пасхи, накануне Троицы») — марийский традиционный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Название «Семык» можно перевести как праздник первого зеленого листочка. Основной идеей праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. В настоящее время праздник проводится в модернизированном виде, как фольклорный фестиваль. У марийского народа аналогом Сабантуя является – праздник марийской культуры Семык, также этот праздник аналогичен русской Троице. Он отмечается в пору, когда весна с завершенными уже полевыми работами передает эстафету зрелому лету.

Питрау-самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечался в день памяти апостолов Петра и Павла по завершении петровского поста. Петров день у татар-кряшен считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени. По другому его называют «Ночной сабантуй». Издавна в Петров день кряшены искали себе пару, есть даже такая поговорка: «На Питрау день невест выбирают, в Покров свадьбы справляют». Показать «товар лицом» можно тут же — молоденькие кряшенки участвуют в конкурсе красоты «Кряшен чибэре», парни соревнуются в состязаниях, как на Сабантуе. На Питрау кряшены наряжаются в народные костюмы, поют народные песни, но и современное — не чуждо. После того, как отдана дань предкам и соблюдены все традиции, можно возвращаться в XXI век.

Впервые возрождённый Питрау был проведен 12 июля 1999 г. на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района.

Яблочный спас — популярное в народе название важного церковного праздника, именуемого Преображением Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Всего в церковном календаре три Спаса. Самым главным из трех считается Второй Спас — Яблочный или Праздник первых плодов. После него разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты. Историки утверждают, что Второй спас пришел на смену дохристианскому празднику сбора яблок. В старинные времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Лишь после освящения у алтаря сочные фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье.

Традиционно площадкой для проведения музейно-фольклорного праздника "Яблочный Спас в селе Красновидово" стал Литературно-мемориальный музей А.М.Горького и прилежащая к нему территория. Будущий народный писатель, а тогда еще просто Алеша Пешков, приехал в село по приглашению старшего товарища революционера-народника М.Ромася в 1888 году. Праздник включает разнообразные мероприятия: выступление фольклорных коллективов, мастер-классы, детская площадка с разнообразными конкурсами,работал фотосалон, где можно было сфотографироваться в народных костюмах, экскурсии по Музею М. А. Горького, мемориальной лавке XIX века и по горьковским местам села. За оградой музея проходила "Ярмарка народных промыслов".

«Крутушка» впервые прошла в 2009 году. Фестиваль стал самым ожидаемым событием на исходе лета для истинных ценителей качественной этнической музыки и живого фольклорного наследия. Традиции, элементы народной культуры всегда передавались только посредством преемственности поколений. Дети набирались опыта в процессе повседневной жизни через непосредственное общение с родителями, бабушками, дедушками и всей остальной родней. Этнический - относящийся к происхождению какого-нибудь народа (народности, племени), исторически сложившейся общности людей. Традиционный семейный праздник проходит при поддержке Фонда президентских грантов и становится местом, где, по словам художественного руководителя этнофестиваля Алексея Батракова, через преемственность поколений передаются традиции и элементы народной культуры.

Рекомендуем посмотреть:

Международный день музеев. Рассказ для детей
Сценарий новогоднего праздника в музыкальной школе
Опубликовано: 38 дней назад (4 июля 2022)
Просмотров: 273
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!