День славянской письменности и культуры. Мероприятие в библиотеке для детей 6-8 лет. Сценарий
Конспект познавательно - этнографического часа (НОД) «День славянской письменности и культуры» для детей 6-8 лет
Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующий филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик».Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп ДОУ, учителям начальных классов, библиотекарям.
Мероприятие для детей от 6 до 8 лет.
Направлено на ознакомление детей с историей возникновения письменности, появления славянской азбуки Кирилла и Мефодия, с русским фольклорным и этнографическим материалом. Может использоваться при подготовке к празднованию Дня славянской письменности или Дня России.
Конспект познавательно - этнографического часа (НОД) «День славянской письменности и культуры»
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».Цель: Заинтересовать участников этнографическими традициями русского народа, привлечь к чтению фольклорного материала, познакомить с историей появления письменности и славянской азбуки.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о разных видах фиксации, хранения и передачи информации, об истории появления славянской азбуки, о смысловом наполнении символов азбуки ее авторами – Кириллом Мефодием, с традициями русского народа, с разнообразием фольклорных форм, актуализировать ранее полученные знания о потешках, песенках, считалках, дразнилках, сказках.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей: кириллица, глаголица, иероглифы, потешка, дразнилка.
Воспитательные: воспитывать уважение и интерес к книге, гордость и уважение к достижениям предков.
Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие первобытных людей, неолитические рисунки в пещерах, иероглифы, изображения Кирилла и Мефодия, современная азбука.
Методические приемы: игровая ситуация, введение элементов соревнования, беседа-диалог, вопросы, анализ, демонстрация иллюстраций.
Ход:
Ведущий. Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы. Расскажу я вам сегодня про времена стародавние, когда не было книг написанных, а из уст в уста все рассказывалось.
Рассматривание иллюстраций с изображением первобытных людей. (Можно использовать иллюстрации из книги: Древний мир [Текст] : [для младшего школьного возраста] : [6+] / сост. О. Уласевич ; худож. С. Хушану. - Минск : Белфакс, [2007]. - [30], [картон] с. : цв.ил.)
Ведущий. Не поверите, но давным-давно жили люди не в домах, квартирах, а в пещерах да ямах, и мычали, рычали - общаяся. То в век каменный говорить еще только пытались, о добыче возможной рассказывать.
Рассматриваем иллюстрации с изображением наскальной живописи. (Пегов М. Почта: от наскального рисунка до электронного письма [Текст] : [для детей старше шести лет] / Михаил Пегов ; худож. Наталия Кондратова. - Москва : ИД "Фома", 2013. - 21, [3] с. : цв.ил. ; 27 см. - (Настя и Никита. Приложение к журналу "Фома" ; вып. 93). - 10000 экз.)
Ведущий. Но копили люди знания: как охотиться и детишек воспитывать, как растить урожаи богатые и решили, что рисунки сохранят эти знания. Рисовали, но не все же художники, и все проще рисунки случались, пока в символы не превратились, так иероглифы и появились.
Демонстрируем иллюстрацию с иероглифом.
Ведущий. А там, вместо слов, решили звук показывать, договорившись о символе. Его буквой назвали.
Демонстрируем букварь или азбуку (любое издание).
Ведущий. Тут история новая начинается. Кто же русским, славянским народам буквы придумал? Об этом поведаю.
Рассматриваем иллюстрацию с портретами Кирилла и Мефодия. (Скоробогатько, Н. В. Русские святые / Н.В. Скоробогатько. - Москва: Белый город, 2005. - 48 с.: ил. - (История России). - На обл.: Русские святые.)
Ведущий. А и были то два брата, священники. Кирилл и Мефодий - просветители. Жили в Греции в монастыре, да несли слово божие, библию в народы славянские, но славяне греческому, латыни и иудейскому языку не обучены и пришлось перевести на родные им языки книги церковные. Только в языках этих звуки были особые, и пришлось им символы придумывать, и назвали все эти буквы азбукой. АЗ и Буки первыми были в алфавите, Аз буки ведаю (Я знаю буквы,- так звучит первая фраза из букв сложившаяся.)
Ведущий. Но мудрость веками скопившаяся, да из уст в уста передававшаяся, в книги вписана на века. Все те книги, что хранят в себе знания, буквами Кириллицы написаны. А богатства в книгах несметные: то и пословицы с поговорками, малышам - потешки со сказками, все, что наши предки для нашей пользы сохранили.
Мы сегодня вспомним традиции, те, что много веков народ русский накапливал. А потом в книги записывал.
А традиций таких было множество, каждый возраст и вся жизнь шла по правилам.
Свою жизнь начинал малыш в бане, а не как сейчас в больнице специальной. И открывали в тот момент в доме все двери и шкафчики, а папа должен скрутить обереги-кувадки (тряпичных куколок). А когда родился малыш, выбирали имя ему обережное, а потом другое - крестильное, а после посвящения во взрослые третье имя могли дать.
Пока в люльке малыш покачивался, сколько мать ему пела песенок?
Проводим конкурс «Споем колыбельную».
Просим детей вспомнить, напеть колыбельные. Проводить можно индивидуально или разделив детей на команды. Побеждает тот ребенок (или команда), кто больше вспомнил.
Ведущий. А подрос ребеночек, так потешки и игры начинались. Какие вы помните? («Сорока-белобока», «Еду-еду»)
Играем с детьми в потешку «Дарики- дарики…». (Можно взять другую.)
Ведущий. А в какие игры наши предки играли, знаете? («Рюхи», «Чур», «Горелки».)
Чтобы в игры поиграть, нужно было считалкой воду выбрать? Знаете считалки?
Проводим конкурс «Кто припомнит больше считалок?»
Индивидуально или по командам дети рассказывают считалочки.
Можно сыграть в подвижную игру, например в «Горелки».
Ведущий. А потом посвящали «во взрослые» испытывали силы, знания, терпение, выдержку.
Испытывали, что умеет парень или девица по хозяйству (например, для парней — умение косить; для молодой жены — печь хлеб, убирать дом, носить воду).
Игровой конкурс «Накормим поросят».
Набиваем воздушными шариками мешки, сшитые в виде поросят. Или можно небольшие мешочки набивать бумажными комочками.Побеждает команда быстрее выполнившая задание.
Ведущий. Потом устраивали праздник, публичный обряд для тех, кому возраст подошел.
В какой сказке невесте пришлось такие испытания проходить: печь хлеб, вышивать ковер, шить рубашку, а потом на пиру себя показывать, танцевать? (Царевна-лягушка).
Давайте потанцуем под русскую плясовую.
Включаем музыку, дети танцуют в хороводе, можно свободный танец или по показу ведущего.
Ведущий. Испытывали физическую ловкость и умения (в тех же танцах), или устраивали состязания (залезание на столб, бег наперегонки), часто во время тех же публичных обрядов.
В каких сказках есть подобные испытания? (Не скажу, Сивка-бурка…)
Терпение и выдержку могли проверить поношениями, шутками-дразнилками, а то и физическим насилием (бой) со стороны старших.
Конкурс Дразнилок.
Можно проводить индивидуально или по командам. По очереди участники озвучивают по одной дразнилке.
Ведущий. После испытаний подросток устраивал угощение. А всем людям сообщалось о переходе подростка в старшую группу (переодевали, перезаплетали, чествовали).
У взрослых свои правила и традиции, их сейчас мы не будем касаться, лишь скажу, что часть из них свадебные, а часть похоронные. Вся жизнь людей в стародавние времена определялась четырьмя важнейшими вехами: рождение, посвящение, свадьба, смерть. И в современной нашей жизни такое встречается, например, для государства сейчас взрослым становится человек получивший паспорт.
Славянская культура очень богата, изучайте ее по народному творчеству: сказкам, мифам, былинам, песенкам, потешкам. Все это богатство сохранено для вас в книгах и записано буквами, придуманными Киррилом и Мефодием.
Подводим итоги конкурсов, награждаем участников. Прощаемся.
Рекомендуем посмотреть:
Осенний фольклорный праздник для старшей группы и родителей и педагогов. Кузьминки осенние День славянской письменности и культуры. Мероприятия в школе← Мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры в библиотеке | Мероприятие ко Дню Победы в библиотеке. Сценарий для школьников 7-9 классов →
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
|
||
|