Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ – ПЛАТА ЗА СОЧУВСТВИЕ
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку для воспитателей на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ – ПЛАТА ЗА СОЧУВСТВИЕ». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, педагогам-психологам.
Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих воспитателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Тема: «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ – ПЛАТА ЗА СОЧУВСТВИЕ».
Актуальность:
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной.
Появление новых требований к оформлению документации, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые образовательные деятельности, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.
Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает детей, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, организовав педагогическое пространство, но и используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья учащихся невозможно без работы с педагогами в этом направлении.
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:
1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.
Проявляется в таких симптомах:
• переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
• недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
• «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
• тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.
Проявляется в таких симптомах:
• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
• Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
• Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
• Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
• Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
• Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
- усталость, истощение;
- недовольство собой, нежелание работать;
- усиление соматических болезней;
- нарушение сна;
- плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
- агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
- негативная самооценка;
- пренебрежение своими обязанностями;
- снижение энтузиазма;
- отсутствие удовлетворения от работы;
- негативное отношение к людям, частые конфликты;
- стремление к уединению;
- чувство вины;
- потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
- снижение аппетита или переедание.
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.
Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека.
Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания
В частности, основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность.
К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры:
• разнообразные физические упражнения,
• элементы спорта и спортивной подготовки,
• ходьба, бег и другие циклические упражнения, и виды спорта,
• работа на тренажерах,
• хоротерапия,
• трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).
Пассивные средства:
массаж, мануальная терапия, физиотерапия, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники.
Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это -
время рекреации (восстановления физических сил организма);
время релаксации (расслабления);
время катарсиса (чувственной разрядки, очищения),
способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
- Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?
Песочная терапия: лечим нервы
Традиционно используют песочницу стандартного размера голубого цвета, собственно, песок и мелкие фигурки или камешки. Почему песочница должна быть именно голубого цвета, а не красного или, например, оранжевого?
Причина в том, что голубой цвет – это цвет психического равновесия, связи с космосом и цвет исцеления. Его созерцание рекомендовано людям эмоционально неуравновешенным и страдающим хроническими заболеваниями.
В чём же особенность исцеления психики при помощи песочной терапии?
Песок очень пластичный материал, и само прикосновение к нему, рождает в душе желание творить и создавать некие формы и образы. В процессе «общения» с песком бессознательный процесс вывода напряжений и страхов в реальный мир постепенно становится сознательным. Чаще всего человек осознаёт, что скрытые тревоги гораздо хуже осознанных проблем и страхов: как при ярком свете мало теней, так и все трудности в свете осознания кажутся меньше и проще.
Это важный момент: некоторым людям просто необходимо для обретения уверенности в себе почувствовать, что от них в жизни многое зависит, что они творцы своей собственной вселенной.
Разрушая все свои постройки, человек освобождает место не только в песочнице, он расчищает площадку в своём внутреннем мире и подготавливает себя к грядущим переменам. Он учится видеть гармонию и красоту во всех явлениях жизни, включая и такие сложные как болезнь, смерть, утрата.
Истинная гармония и умиротворение, принятие себя и уверенность в себе – все это способна дать личности песочная терапия.
Вокальная психотерапия
Пропевание русских протяжных песен («Степь да степь кругом», «Ой, то не ветер ветку клонит» и т.д.).
Музыкальная психотерапия
Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:
• при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
• при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,
• при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
• при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
• расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
• тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.
Экспресс - приемы для снятия эмоционального напряжения:
Берите ноги в руки. Китайская медицина. Су-Джок
Для лиц, страдающих частыми головными болями и повышенной возбудимостью, в комплексе с массажем можно использовать массажное колечко – специальный инструмент - Су-Джок.
Запомните, что:
• при головной боли нужно массировать большой палец ноги;
• при заболевании глаз – два средних пальца ног;
• при болях в ушах – внешние пальцы стопы;
• при проблемах с позвоночником – внутреннюю сторону подошвы.
Упражнение «Мобилизующие силы»
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 2 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох.
Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
4(2)4, 5(2)4, 6(3)4, 7(3)4, 8(4)4,
8(4)4, 8(4)5, 8(4)6, 8(4)7, 8(4)8,
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки…
• А – воздействует на весь организм;
• Е – воздействует на щитовидную железу;
• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
• О – воздействует на сердце, легкие;
• У – на органы, расположенные в области живота;
• Я – на работу всего организма;
• М – на работу всего организма;
• Х – помогает очищению организма;
• ХА – помогает повысить настроение
Упражнение «Скорая помощь»
Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.
Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх.
Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д ...... Е Ж З И К ...... Л М Н О П ...... Р С Т У Ф ...... Х Ц Ч Ш Я
Л П П В Л ...... В Л П В Л ...... Л П Л Л П ...... В П Л П В ...... Л В В П Л
Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Мысленно представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь.
И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки.
(Повторить весь процесс для правой руки.) Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Следующая техника «Ластик»
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик.
Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию.
«Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку.
Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
ВЫВОД: в результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Упражнение «Самоанализ»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим (позволяющим оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по проф.выгоранию педагогов.
Притча о колодце
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но никто не обращал внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение.
Желаю дальнейших творческих успехов Вам и внутреннего равновесия! Здоровья! Радости!
И в подарок каждый участник тренинга получает буклет «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» Приложение № 1. Памятка 1. «КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ». Памятка 2. «ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ». Памятка 3. «Источниками стресса являются не события сами по себе, а то, как мы к ним относимся». Памятка 4. «АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ. 8 профилактических правил для всех и каждого». Памятка 5. Упражнение «Звуковая гимнастика». Памятка 6. «Методы снятия напряжения и управления сложными ситуациями».
Литература.
1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.
3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
4. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
5. Эффективный учитель/Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.
Рекомендуем посмотреть:
Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности Тренинг для педагогов ДОУ на тему: Эмоциональное выгорание педагогов Эмоциональное выгорание у педагогов дополнительного образования← Опыт работы воспитателя детского сада. Использование здоровьесберегающих технологий | Закаливающие процедуры в детском саду →
Автор: Ольга Олеговна Буханенкова
Опубликовано: 2645 дней назад (26 сентября 2017)
Просмотров: 9036
Рубрика: методические разработки
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|