Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Основные направления деятельности социального педагога. Работа с неблагополучными семьями и детьми «группы риска»

Методические рекомендации для начинающих социальных педагогов.
Занятие 2: Основные направления деятельности социального педагога. Работа с неблагополучными семьями и детьми «группы риска».
Описание работы: предлагаю вам обобщение опыта работы социального педагога, представленного в четырёх занятиях постоянно действующего семинара «Школа начинающего социального педагога». В рамках второго занятия раскрывается специфика социально-педагогической деятельности с неблагополучными семьями и детьми «группы риска». Предложенный материал будет полезен начинающим специалистам.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть на нашем втором заседании школы начинающего социального педагога.
Сегодня наш разговор пойдёт на темы, очень важные в работе социального педагога, это, по сути, основные направления СПД.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье он воспитывается: благополучной или проблемной.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей, так как в поддержке со стороны педагогов нуждаются все без исключения семьи. В том числе и благополучные. Но у этой категории семьи высокий внутренний моральный, материальный, воспитательный потенциал. Они более успешно справляются со своими функциями. В случае возникновения проблемы, им достаточно разовой однократной помощи.
I. Поэтому первоочередная задача деятельности социального педагога с семьями состоит в работе с семьями группы риска, где первоочередная задача - разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях и в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи, т.к. в результате страдают не только родители и вступающий в жизнь человек, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема, а затем внутрисемейная трансформируется в проблему социальную. Поэтому данные семьи мы чаще всего называем семьи группы социального риска.
Обилие классификаций семей заставили нас определиться, какие семьи мы включаем в «группу риска».
I группа: это семьи, которые рискуют не справиться с задачей воспитания и делают это в данный момент с большим напряжением сил.
Среди семей потенциального риска выделяют следующие:
- неполные;
- имеющие инвалидов или детей-инвалидов;
- малообеспеченные полные и неполные;
- замещающие;
- многодетные;
- молодые.
Часто мы их называем семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
II группа: семьи, уже находящиеся в «зоне риска» (неблагополучные, асоциальные и т.д.), которые не справляются с возложенными на них функциями – это семьи с признаками социально опасного положения.
И если первым, иногда достаточно предложить своевременную помощь, то вторым, необходима длительная психолого-педагогическая поддержка, часто требующая межведомственного взаимодействия, и, к сожалению, не всегда приводящая к успеху.
Большинство семей, принадлежащих к группе риска, не видят и не понимают, что в их жизни могут обостриться, на первый взгляд, невидимые проблемы, которые в дальнейшем отрицательно отразятся на их детях, а многие не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. У таких семей, как правило, недостаточно, психологических, физических, социальных и экономических ресурсов. Главная задача - взаимодействие всех социальных служб в активизации этих ресурсов в ходе работы с ними. Здесь очень важным является своевременная работа, пока эти ресурсы еще есть.
Начиная работу с семьёй, необходимо обосновать своё вмешательство в жизнь семьи. Вмешательство общества в дела семьи, прежде всего, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности ребёнка. Происходит такое вмешательство, если в семье нарушаются естественные пра¬ва личности, в основе которых лежат универсальные представления о том, что всем детям должно быть гарантировано удовлетворение основных потребностей.
Особое внимание социальный педагог уделяет работе с неблагополучными семьями, с семьями, находящимися в социально опасном положении.
В настоящее время в обществе распространено такое тревожное явление, как «социально сиротство», когда дети становятся сиротами при живых родителях.
Профилактика социального сиротства, безнадзорности и беспризорности в первую очередь заключается в раннем выявлении неблагополучных, проблемных семей и дезадаптированных детей. Чем раньше выявлена неблагополучная семья, тем больше шансов её реабилитировать, сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок остался в семье с родителями.
Поэтому я хочу предложить вашему вниманию некую модель деятельности социального педагога с неблагополучными семьями.
I. Выявление ситуации неблагополучия в семье.
А). Источники информации о семье:
• КДН и ОДН;
• Управление опеки и попечительства;
• ГБУ «КЦСПСиД»;
• Детские поликлиники;
• Характеристика жилищно-коммунальных служб;
• Жильцы микрорайона и соседи;
• Родственники ребёнка;
Б). Выявление неблагополучных семей и несовершеннолетних «группы риска» при поступлении в образовательное учреждение:
• Взаимодействие школы и детского сада;
• Посещение классным руководителем семей обучающихся;
• Посещение социальным педагогом неблагополучных семей, выявленных классными руководителями.
В). Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем ребёнка.
II. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
На данном этапе необходимо определить обоснованность вмешательства в жизнь семьи. Для определения типа вмешательства выделяются три категории семей:
1. Семьи с вероятностью нормального функционирования, стабильности и способности защитить своих детей;
2. Семьи, которые склонны оставаться такими, какие они есть, но способны предоставить защиту ребёнку или позволяют это делать другим (стабильность в таких семьях вероятна);
3. Семьи, не склонные к изменениям, не обладающие способностью обеспечить защиту детей (стабильность в такой семье маловероятна, очевидна перспектива лишения родительских прав).
Средства:
• Беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);
• Посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.
III. Изучение семьи.
1) Диагностика благополучия или неблагополучия ребёнка в семье:
Перечень основных аспектов в жизни ребёнка, подлежащих диагностике:

• Структура и демографические характеристики семьи;
• Основные события или кризисы в истории семьи;
• Культурный и социально-экономический статус семьи;
• Семейное функционирование и механизмы решения проблем;
• Важные события, происходившие в период рождения ребёнка, основные вехи в его развитии;
• Проблемы ребёнка, связанные со здоровьем (н-р, госпитализация);
• Особенности обучения ребёнка, образовательная среда ребёнка;
• Адаптивное поведение ребёнка, его социальные контакты и взаимодействие.

Этапы диагностической работы с детьми:
I этап: определяет комплекс первоочередных мер по оказанию помощи ребёнку (какие права и интересы ребёнка нуждаются в защите, представляет ли ситуация угрозу жизни и здоровью ребёнка).
II этап:определяется результатами предыдущего этапа и направлен на формирование индивидуальной программы реабилитации ребёнка, находящегося в условиях неблагополучия.
2). Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи.
Важный вопрос диагностики – оценка способности семьи к переменам, ведь, как правило, для всех проблемных семей характерна заниженная самооценка, внутренние конфликты, отрицание и.т.д.
Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
3).Диагностика причин семейного неблагополучия.
Средства:
• посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
• использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).
Основные параметры комплексной диагностики ребёнка и семьи:
• потребности развития ребёнка;
• возможности родителей (лиц, их замещающих) удовлетворять потребности детей надлежащим образом;
• влияние родственников и факторов окружения на способности родителей воспитывать ребёнка.

IV. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
V. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.
1). Семья, где родители злоупотребляют алкоголем.
А). Хронический алкоголизм. Семья, неподдающаяся психолого–педагогическому воздействию.
• Изоляция ребёнка из семьи;
• Координация действий всех служб и ведомств по защите прав и интересов несовершеннолетних.
Б). Семья, поддающаяся психолого-педагогической коррекции образа жизни и внутрисемейных отношений:
• Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.
• Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями.
• Малообеспеченная семья.
• Неполная семья
• Воспитание детей ближайшими родственниками.

Формы и методы работы с данными категориями семей:

- Социально-медицинская реабилитация семьи - содействие в направлении в стационарные медицинские, наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей, например, ребёнок из неблагополучной семьи по путёвке, предоставляемой ГУ «КЦСПСиД», направляется в санаторий или оздоровительный лагерь, где он проходит курс лечебных и оздоровительных мероприятий или родители, злоупотребляющие алкоголем, по направлению КДН также проходят курс лечения в лечебных или реабилитационных учреждениях; диспансеризация детей; мероприятия, ориентированные на здоровый образ жизни детей и родителей – беседы, лекции специалистов Центра медицинского просвещения,родительские собрания, круглые столы, конференции и т.д.;
- Социально-психологическая реабилитация направлена на повышение уровня психического здоровья. По результатам психологической диагностики составляется план занятий по коррекции: эмоционально-волевой сферы ребёнка, познавательных процессов, поведения, взаимоотношений в детском коллективе и взрослыми людьми, личностных особенностей и т.д. Социально-психологическая коррекция осуществляется педагогом-психологом и социальным педагогом.
- Социально-педагогическая реабилитация заключается в обучении тому, как строить отношения с окружающими людьми, определять свою социальную позицию и статус в обществе. Данная реабилитация включает организацию досуга и педагогической помощи родителям и детям в различных вопросах воспитания, обучения, взаимоотношений, организацию различных видов деятельности детей и подростков, а также их родителей:
• Социальный патронаж;
• Консультации, беседы;
• Групповые методы – тренинги, метод групповых дискуссий, метод игры, метод совместных действий, метод обсуждения, анализа поступков детей и родителей, метод анализа ситуаций и др.;
• педагогические поручения: семейный праздник, семейное хобби, семейное чтение, письмо моему ребёнку, знакомство с друзьями моего ребёнка и т.д.;
• организация посещений родителями занятий ребёнка в школе с целью ознакомления с программой обучения и единства требований со стороны школы и семьи;
• участие родителей в школьных праздниках, занятиях, кружках;
• проведение родительской конференции.
- Социально-бытовая реабилитация формирует умение организовать быт, отдых, досуг на принципах здорового образа жизни. Возможны мероприятия по содействию организации бесплатного питания в школьной столовой; содействие в трудоустройстве родителей (в том числе временном), постановке на учёт в Центр занятости, получении профессии (специальности); обеспечению детей причитающимися им пенсиями, пособиями, алиментами и др.; содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости; содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; вовлечение ребёнка в дополнительное образование и т.д.

VI. Наблюдение за семьей. Составление программы или маршрута индивидуального сопровождения семьи:
a) Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений.
b) Изучение психологического микроклимата в семье.
c) Внутришкольная профилактическая работа:
• беседа с родителями;
• беседа ребёнком;
• посещение семьи (плановые, контрольные);
• работа по оздоровлению, отдыху и летнему трудоустройству детей;
• вовлечение детей в досуговую деятельность;
• вовлечение семьи, детей в общественно полезную трудовую деятельность;
• работа с окружением ребёнка (оздоровление социальной обстановки);
• работа по профориентации, обучению ребёнка, родителей;
• консультации семьи и детей по различным вопросам;
• содействие в организации материальной поддержки;
• организация «родительских школ», работа с педагогическим коллективом по изменению отношения к семье, ребёнку;
• приглашения на заседание Совета профилактики.
d) Профилактическая работа с проблемными семьями совместно с ПДН (если внутришкольная работа не принесла положительных результатов): совместные посещения семей, приглашения на беседу в отдел полиции,
e) Составление протокола по статье 5.35 КоАП РФ, обращение в КДН и ЗП.

VII. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
При благоприятном прогнозе семья переводится на контрольный патронаж. При крайне неблагоприятном социальном прогнозе решается вопрос об изоляции детей из семьи.
Критерии эффективности работы с неблагополучными семьями:
• сформированность положительного отношения к школе ребенка и родителей;
• доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);
• участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;
• понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
• выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);
• отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);
• успешность ребенка в учебе (отсутствие второгодничества).
Формы помощи семье в различных семейных ситуациях
(общие для всех типов семей).

1. Оказание содействия в трудоустройстве, как несовершеннолетнего, так и его родителей через службу занятости города, через предприятия различных форм собственности.
2. Помощь родителям в сборе документов на оформление пособий на детей, пособий по безработице и т.д.
3. Оказание содействия в постановке на учёт в ГУ «КЦСПСиД», оказание материальной поддержки аз счёт фонда социальной поддержки населения или предприятий города.
4. Помощь в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством.
5. Помощь семьям в устройстве в детские оздоровительные учреждения.
6. Совместно с классным руководителем, инспектором ОДН возвращение несовершеннолетних в учреждения образования.
7. Привлечение социально благополучных семей для работы с семьями «группы риска».
8. Содействие в получении бесплатного питания обучающимися в школьной столовой.
9. Организация отдыха детей в загородных лагерях в летний период.
10. Привлечения детей в работу летних трудовых бригад, отрядов мэра.
11. Моральная поддержка семьи.

II. Следующим направлением деятельности социального педагога является работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации:
«трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети-жертвы насилия;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Цель деятельности:
Оказать всестороннюю социальную помощь и поддержку детям и семьям по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности.
В нашем ОУ не разработана программа деятельности с данной категорией семьи, но данная работа спланирована, вы можете ознакомиться с планом работы с семьями, нуждающимися в социальной поддержке (семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации).

III. Самостоятельным направлением деятельности социального педагога выступает защита прав ребёнка – это деятельность СП с замещающими семьями. Особенность социально - педагогической деятельности в данном случае состоит в наличии законодательно регламентированных технологий, в осуществлении которых социальный педагог выполняет лишь отдельные операции.
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, педагога - психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.
Я не буду подробно останавливаться на данном направлении деятельности, вы можете ознакомиться с разработанной в нашем ОУ Программой деятельности СП с замещающими семьями и детьми из этих семей. Скажу лишь об основных направлениях реализации программы:
Основные направления реализации программы:[/i]
• Мониторинг состояния и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
• Просветительско - профилактическая работа.
• Диагностическая работа.
• Консультативная работа.
• Коррекционная работа.
Мониторинг состояния и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях – владение информацией о положении дел в замещающих семьях, проблемах в воспитании детей и внутрисемейных отношениях, потребностях в помощи и поддержке. Систематическое посещение приемных семей по месту жительства;
Профилактическая работа направлена на оказание психологической помощи и поддержки родителей, находящихся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, возникших в результате воспитания и обучения приемных детей.
Диагностическая работа
направлена на выявление причин возникновения проблем в воспитании приемных детей; изучение внутрисемейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье.
Консультативная работа направлена на освещение вопросов, связанных с проблемами обучения, развития, жизненного самоопределения приемных детей.
Коррекционная работа направлена на оказание психологической помощи и поддержки замещающим родителям в решении личностных проблем приемных детей (по результатам диагностического обследования).
Просветительская работа направлена на повышение психологической компетентности замещающих родителей, на популяризацию психолого-педагогических знаний среди замещающих семей.

IV. Следующим важным направлением деятельности СП является: Деятельность социального педагога с детьми «группы риска».
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Три категории детей (дети-инвалиды, дети–сироты, дети-правонарушители) характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них.
Однако есть еще одна категория детей - это дети «группы риска», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д. Эта категория детей является «неофициальной», но внимание к ней значительно возросло.
Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
• дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
• дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
• дети из неблагополучных, асоциальных семей;
• дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
• дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов. Вследствие этого, данной категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития.
Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Работа с различными группами обучающихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско-родительскими отношениями позволили выделить следующие факторы «риска»:
• Отчуждённость детей от семьи, школы и общества;
• Частые случаи раннего асоциального поведения;
• Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребёнке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребёнком);
• Экономическая и социальная обделённость (низкий материальный статус, безработица, отсутствие собственного жилья, отсутствие регистрации);
• Педагогическая запущенность ребёнка (плохая успеваемость, отсутствие мотивации к обучению);
• Влияние дурной компании, окружения, социума.
Поэтому одним из важных направлений работы социального педагога в частности и школы в целом является – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде.
Система деятельности по педагогической поддержке обучающихся включает в себя следующие основные направления работы школы с детьми девиантного поведения:
• изучение детей группы риска;
• перевод социальной ситуации в педагогическую, объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка;
• воспитание нравственно-правовой убежденности;
• формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
• развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
• включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребёнком виде деятельности;
• организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
• предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и др.)
• обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
• способствованию заполнения пробелов в знаниях;
• составление индивидуального плана работы с этими детьми.
В начале учебного года классные руководители представляют данные о подростке «группы риска» по определённым позициям. Далее все сведения приводятся в систему, для этого разработаны и ведутся Индивидуальные карты психолого-медико- педагогического сопровождения детей, нуждающихся в контроле, где отражены основные моменты работы с этими учащимися:
1. Социальная характеристика семьи ребёнка, работа с ней социального педагога и школьного инспектора. Оказание социально-педагогической и правовой помощи.
2. Работа с родителями этих детей.
3. Работа с медицинскими картами учащихся, привлечение к работе медицинского работника школы.
4. Отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся. Работа с классными руководителями и педагогами-предметниками.
5. Психологические особенности развития ребёнка, работа с ним педагога-психолога или специалистов ПМПК. Оказание психолого-педагогической помощи.
Разработана Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся школы и индивидуальные планы психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Изучение проблемных детей.
Прежде всего, с помощью классных руководителей, педагога-психолога необходимо выявить всех проблемных детей и завести на них и их семьи карту медико-социально-педагогического сопровождения. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
• определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путём систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
• установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
• изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную деятельность (кружковую, спортивную, общественно-полезную);
• установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
• ознакомиться с положением ребёнка в семье;
• изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;
• выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
В работе с детьми группы риска необходимо учитывать возрастные особенности и реализовывать личностный подход.
Я предлагаю вашему вниманию:
Алгоритм работы с детьми девиантного поведения.
1. Работа с ребёнком на уровне классного коллектива.
1. Составление диагностической карты на учащихся с отклонениями в поведении;
2. Посещение семьи учащегося с целью изучения воспитательной роли родителей:
• индивидуальные беседы с родителями и ребёнком;
• различные формы диагностирования детей и взрослых.
3. Определение отклонений в поведении и нравственном развитии, индивидуальных особенностей ребёнка:
• наблюдения;
• индивидуальные беседы с родителями, детьми, классными руководителями;
• тестирование психологом уровня школьной тревожности и др.
4. Составление индивидуального плана работы с ребёнком:
• контроль за посещаемость занятий, успеваемостью, поведением, внешним видом, состоянием здоровья;
• проведение коррекционных занятий психологом;
• беседы с ребёнком с целью воспитания самоуважения, повышения самооценки через использование метода «концентраций на положительном» и формирования позитивного отношения к окружающим;
• вовлечение в творческую и общественную деятельность (занятия в кружке, спортивной секции, участие в классных и общешкольных коллективных творческих делах);
• беседы с учащимися класса с целью изменения характера личных отношений со сверстниками;
• профориентационная работа.
5. Составление индивидуального плана работы с семьёй:
• знакомство родителей с основами педагогических и психологических знаний;
• индивидуальная работа с родителями.
6. Анализ результативности педагогического воздействия (наблюдения, ведение дневника наблюдений, тестирование).

2. Работа с ребёнком в школьном коллективе школьного коллектива.

1. Разработка воспитательных мер в целях профилактики правонарушений;
2. Воздействие на родителей через педсовет, малый педсовет по персональным вопросам, ПМПК, заседание Совета профилактики с целью привлечения их к нравственному воспитанию детей;
3. Анализ правонарушений и результативности педагогического воздействия.

3.Работа с ребёнком на уровне административных, правоохранительных органов.

1. Работа с ребёнком и семьёй на КДН и ПДН:
• Обращение в органы с целью воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
• Ограждение детей от негативного воздействия семьи.

Алгоритм действия педагога при возникновении конфликтной ситуации между детьми.

1. Разрешение конфликта на индивидуальном уровне между детьми, если конфликт не удалось погасить.
2. Индивидуальная работа с каждым из конфликтующих, если конфликт не удалось погасить.
3. Индивидуальная работа психолога и социального педагога с детьми.
4. Разбор ситуаций на классном собрании, моделирование поведения, препятствующего возникновению конфликта.

Согласно Закону РФ № 120, целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, девиантного поведения обучающихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб и ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработан план мероприятий по реализации Федерального Закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и проведены следующие мероприятия:
• Участие в рейдах «Всеобуч», помогающих в контроле над выполнением ФЗ «Об образовании»;
• Участие в межведомственной профилактической операции «Подросток-2016»;
• Дни профилактики, во время которых проводится индивидуальная и коллективная профилактическая работа школьного инспектора ПДН: беседы, консультации родителей, работа с документацией, собеседования с классными руководителями учащихся, состоящих на различного вида учётах, посещение семей совместно с социальным педагогом и классными руководителями;
• Рейды по микрорайону;
• Классные часы и беседы совместно с инспектором ПДН на темы:
o Устав школы, правила поведения обучающихся в школе;
o Сохранность школьного и личного имущества;
o Сохранность сотовых телефонов, правила пользования сотовыми телефонами в школе;
o Поведение детей в экстремальных ситуациях;
o Правила поведения на дороге;
o Административная и уголовная ответственность;
o Ограничение нахождения обучающихся на улице в вечернее время;
o Как не стать жертвой преступления.
o Административная ответственность за распитие спиртных напитков.
o Профилактика экстремизма и др.
• Посещения по месту жительства обучающихся с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам;
• Совместная деятельность с педагогом-психологом - изучение особенностей личности подростков, коррекция их поведения, обучение навыкам общения;
• Посещение уроков с целью выяснения причин уровня подготовки обучающихся к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;
• Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению подростков;
• Индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
• Вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность, занятость их в объединениях дополнительного образования;
• Заседания Совета профилактики;
• Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, который обеспечивает сопровождение ребёнка на трудном этапе его школьной жизни через тесное сотрудничество заместителя директора по ВР, социального педагога, педагога-психолога с классными руководителями, родителями и учителями-предметниками, ученическими коллективами;
• Заседания Комиссии по социальной поддержке обучающихся из малообеспеченных и нуждающихся семей;
• Выступление на общешкольном родительском комитете по вопросам правового просвещения родителей, состоянием профилактической работы с обучающимися группы «риска» в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей у детей "группы риска" в школе Особенности деятельности педагогов с детьми "группы риска" Нормативно - правовое обеспечение деятельности социального педагога
Нормативно - правовое обеспечение деятельности социального педагога
Опубликовано: 2779 дней назад (25 марта 2017)
Просмотров: 8090
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!