Познавательная игра по праву для школьников 6 класса
Познавательная игра: «Мои права» для детей 12-13 лет
ВведениеПраво — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.
Проблема данной тематики заключается в том, что по результатам социологических исследований граждане России не знают свои права и обязанности, поскольку, более глубокое изучение не входит в школьную программу и как следствие люди не могут грамотно (правильно) применить их в жизненных ситуациях. Поэтому знакомство с основным законом государства, нужно начинать уже со среднего звена.
Конституция РФ – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан. Поэтому знакомство детей с правами и обязанностями нужно начинать именно с нее.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова ее цель. На пути к этой цели мы должны привить учащимся, что они имеют право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.
С помощью введения уголовного кодекса РФ в обучение можно упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, а так же воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Семейный кодекс дает понятие о семье, при знакомстве с некоторыми статьями у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, учащиеся учатся анализировать и решать проблемы, возникающие в семьях, а так же, воспитывается чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга, перед будущей семьей.
При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Для достижения развития у детей устойчивого интереса к изучению своих прав и обязанностей, разнообразия форм проведения факультативных занятий, как вариант, можно использовать игру. Игра – понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.
Что даёт такая методическая разработка:
1.Снижается уровень тревожности у детей.
2.Резко повышается активность всех обучающихся.
3.Смена деятельности, новизна, необычность повышают интерес.
4.Углубление, расширение знаний за счет привлечения дополнительных сведений.
5.Нетрадиционная форма дает возможность творчески подходить к работе.
Актуальность данной работы заключается в том, что именно в процессе игры дети приобретают основные азы правовых знаний, определяют свои основные права, учатся логически мыслить, развивать наглядно-образное мышление и воображение.
Новшество разработки:
• Ввести учащихся в мир понимания прав ребенка;
• Научить применять свои права и обязанности на практике с помощью игры
Цель методической разработки: развитие правовых компетентностей у учащихся.
Задачи игры:
Воспитательные
• воспитать чувство ответственности за свое поведение, личную безопасность
• уметь принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях
Образовательные
• помочь учащимся разобраться во всем многообразии социальных отношений, которые регулируются правовыми нормами
• привить учащимся начальные знания прав и обязанностей в конкретных ситуациях сформировать навыки самозащиты в рамках закона.
Развивающие
• расширить кругозор в области права
• стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей.
УУД
Коммуникативные:
• Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• Участие в коллективном обсуждении проблемы;
• Интегрирование в группу сверстников, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Личностные:
• Обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся ( соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)
Познавательные
• Подведения под понятия, выведение следствий;
• Установление причинно-следственных связей;
• Построение логической цепи рассуждений;
• Доказательство
Ход игры:
Участники игры:1. Конкурсанты 2 команды по 7-10 человек.
2. Эксперты, жюри (педагоги или родители) 3 человека.
3. Группа обеспечения игры: ведущий и его помощник.
Игра включает в себя 4 этапа: представление команд, конкурс, подведение итогов.
Презентация (приложение 1)
Слайд 1
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Поэтому, занятие сегодня, мы посвятим знакомству с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Итак, начнем с разминки:
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Ответ детей: Конституция РФ
Слайд 2
Законы записаны в Конституции – основном законе государства.
Педагог: Кроме Конституции, какие еще нормативные документы существуют?
Ответ детей: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.
Слайд 3
«Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.
Педагог: Молодцы, а теперь перейдем к игре:
Первый этап: Представление команд.
Второй этап: Конкурс
Первый тур: «Заморочки».
С помощью лото команда выбирает номер вопроса и отвечает на него. Неправильный ответ может исправить другой член команды. Если ответа у команды нет, на вопрос может ответить вторая команда. Правильный ответ оценивается одним баллом.
Вопросы:
1. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление бескультурия или противоправное деяние?
2. В любом ли возрасте человек может быть привлечен к уголовной ответственности?
3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у своих одноклассников?
4. Можно ли расценивать как шалость ложное сообщение учащегося о готовящемся в школе взрыве с целью срыва контрольной работы на уроке?
5. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?
6. Может ли 12 – летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренным ему на день рождения.
Ответы:
1. Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях Р.Ф.
2. Нет, уголовная ответственность наступает, по достижению лица, совершившего преступления 14 лет
3. Да, может
4. Нельзя, родителям придется заплатить штраф
5. Права равны
6. Может
Второй тур: «Логическая цепочка».
Командам раздаются карточки (приложение 2)
Задание первое:
Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом
Ответы: 2, 3, 4, 1
Задание второе:
1. Составьте пословицы (приложение 3)
Грамоте учиться – а потехе час
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится
Правда, родине служить
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой
Ответы:
Какие права отражены в пословицах, если называют право, то это дополнительный балл.
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
Третий тур: «Занимательный»
Презентации: Команды отвечают на вопросы, жюри внимательно смотрит, кто первый поднял руку, у того и право первого ответа (приложение 4)
Задание первое:
Слайд 1
• Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука».
Слайд 2
(«Черт побери»)
Слайд 3
• У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?
Слайд 4
(Билета.)
Слайд 5
• Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.
Слайд 6
(Сорока.)
Слайд 7
• В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!»
Слайд 8
(«Кавказская пленница».)
Слайд 9
• Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.
Слайд 10
(Шапка.
Задание второе:
Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста (приложение 5):
Слайд 1
• Этот герой русской народной сказки потерял жилище, из-за одной коварной особы, потерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома
Слайд 2
(лиса и заяц)
Слайд 3
• В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?
Слайд 4
(Лягушка-путешественница)
Слайд 5
• В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
Слайд 6
(«Колобок»)
Слайд 7
• Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его?
Слайд 8
(«Царевна-лягушка»)
Слайд 9
• Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
Слайд 10
(Баба-Яга)
Слайд 11
• Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано
Слайд 12
(«Волк и семеро козлят»)
Слайд 13
• В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
Слайд 14
(«Приключения Буратино», Карабас – Барабас)
Слайд 15
• В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
Слайд 16
(«Сказка о попе и работнике Балде»).
Четвертый тур: «Театральный»
Вариант 1
Каждая из команд подготовили по две ситуации, которые сейчас представят в виде сценок, а команды соперников должны грамотно разрешить их (приложение 6).
Вариант 2
Каждая из команд вытягивает ситуацию и уже готовые роли из мешка, обсуждают ее и обыгрывают. Команда соперников разрешают ее с помощью закона.
Вариант 3
Работа в малых группах. Участники команд вытягивают ситуацию и делят ее на роли. Команда соперников пытается правильно разрешить её.
Ситуация 1
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Ответ: Ложный донос, нанесение побоев
Ситуация 2
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.
Ответ: Саша не должен был портить чужое имущество, но если это случилось, то он должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Ситуация 3
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить»
Ответ: Как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям, лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)
Ситуация 4
На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.
Ответ: Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.
Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, называет победителей, производится награждение.
• Права есть, как у взрослых, так и у детей.
• Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
• Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
• Уважай чужие права!
Список используемой литературы:
1. Антонов В. «Изучаем права человека», Москва, 1996.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, …и я имею право», Москва, 2007.
3. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
4. Маркелова Е. Защита прав детей - проблема государства / Уполномочен защитить… 2001. № 3.
5. Устный журнал "Правам подростка посвящается..."
6. Шабельник Е. Права человека. Книга для школьников младших классов. М., 1997.
7. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию разработки:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конвенция о правах ребенка
3. Уголовный кодекс РФ
4. Семейный кодекс Р.Ф.
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Презентация на тему: Познавательная игра "Мои права"
Презентация на тему: Вопросы викторины
Презентация на тему: Сказки глазами юриста
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы ко Дню Земли для 5-7 класса Игра "Найди клад" для учащихся 5-7 классов Игра "Поле чудес" для 5-6 классов. Великие русские художники Игра по профориентации для школьников 6 класса «Я в мире профессий»Похожие статьи:
Конкурс по географии и биологии, 6-10 класс
Игра соревнование на тему: Птицы, 6-7 класс
Конкурс Эрудитов, 6 класс. Вопросы и ответы
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|
Спасибо за разработку! Очень понравилось детям!!! |