Классный час о пользе сна, 4 класс
Классный час для начальной школы "Здоровый сон"
Я сон пою, бесценный дар Морфея,И научу, как должно в тишине
Покоиться в приятном, крепком сне.
А.С.Пушкин
Цель: дать понятие здорового сна.
Задачи:
- познакомить детей с гигиеной сна;
- расширять кругозор и словарный запас.
Оборудование и реквизит:
- любимые куклы детей;
- выставка книг «Устное народное творчество», на которой представлены колыбельные песенки , сонники;
- карточки с загадками и пословицами о сне, плакат с пословицами о сне;
- плакат «Девять правил здорового сна»;
- модель механических часов.
Ведущий. Сегодня мы будем говорить о сне. Не удивляйтесь! Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил. Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». В одном из стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…». Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук». Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем нельзя заменить, он ничем не компенсируется.
Загадки о сне
Ведущий. Загадок о сне народ составил много.
(Учащиеся читают загадки).
Загадки:
1. Что слаще сладкого?
2. Вроде нету, вроде есть, слаще мёда, а не счесть.
3. Что слаще мёда и сильнее льва?
4. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его?
5. Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт.
6. И рать, и воеводу – всех повалил.
7. Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Что же такое сон?
Ведущий. Подумайте и ответьте: что же такое сон? Как вы понимаете? (Ответы). А теперь прочитаем определение в толковом словаре.
Сон:
1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. (Здоровый сон. Спать крепким сном. Погрузиться в сон.)
2. То, что сниться, грезиться спящему человеку, сновидение.
Ведущий. Ещё с древних времён люди задумывались над этим вопросом. Но, как ни странно, даже в настоящее время учёные не могут дать точного определения сну. Зато каждый из вас знает: если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведённого дня устают не только мышцы, но и многие органы: сердце, лёгкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать. Вспомните, как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Порой вы можете, сами того не желая, задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что ваш мозг утомился и хочет отдохнуть. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек недосыпает. Дети становятся капризными и раздражительными. От недосыпания даже желудок начинает плохо работать: уставший ребёнок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.
Некоторые мальчики и девочки начинают спорит и капризничать, когда родители велят им идти спать. Это очень глупо. И вы теперь знаете, почему?
Правила здорового сна
(На доске плакат с правилами).
Ведущий. Учёные, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться.
1. Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. (Дети на модели часов показывают нужное время). Учёные и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет – не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.
2. Перед сном надо совершать прогулку, принять тёплый душ. Если нет душа – умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.
3. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Всё это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться.
4. Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за 1 – 2 часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придётся изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок довольно трудно. Покажите на модели часов время ужина.
5. Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете. Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.
6. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне – 20 градусов.
7. Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.
8. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.
9. Не применять снотворного. Систематический приём снотворного со временем поражает нервную систему.
Пословицы и поговорки о сне
Ведущий. А теперь проверим, как вы усвоили материал. Попробуйте объяснить следующие пословицы и поговорки.1. Сон – лучшее лекарство.
2. Выспишься – помолодеешь.
3. Сон лучше всякого богатства.
4. Подушка – лучшая подружка.
5. Нет такого силача, которого сон не поборет.
6. Силён слон, да посильнее его сон.
7. После обеда полежи, после ужина походи.
8. Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Какой можно сделать вывод? (Сон необходим человеку, ничем его заменить нельзя.)
Колыбельные
Ведущий. Ребята, вспомните, какие обычно слова говорите родителям и другим членам семьи, когда идёте спать? А что слышите в ответ? Что означают эти слова? (Спокойной ночи, доброго сна и др.)
Когда вы были маленькими, а возможно и сейчас, мамы и бабушки пели вам песенки перед сном. Как называются эти песенки? (Колыбельные.) Как их поют? Почему? (Тихо, спокойно, задушевно, протяжно, чтобы песенки успокоили ребёнка и глазки сами собой закрывались.)
(Можно спеть песенку, убаюкивая куклу.)
Спи, дитя, моё, усни!
Сладкий сон к себе мани.
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под водой.
Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых.
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!»
Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты!
Ведущий. Хотите узнать о том, о чём не знает почти никто? Если вы думаете, что ваш характер, весельчак вы или молчун, добрый вы или злой, можно определить только по вашему поведению в школе и дома, то вы глубоко ошибаетесь! Это очень легко и просто – определить ваши достоинства и недостатки, зная лишь то, как вы спите. Не верите? Тогда предлагаю проверить на себе, а потом на своих родных, друзьях, знакомых.
Людям, которые любят спать калачиком, то есть свернувшись, как кошечка, хочется, чтобы их опекал кто-то, кто сильнее их. Эти люди способны сделать что-то хорошее, доброе, но вместе с тем они склонны и к проступкам. А вот отвечать за свои поступки они побаиваются. Ведь их поступками руководит только личное настроение, они не думают о последствиях.
Люди, которые любят спать на боку, слегка поджав колени, спокойные и послушные. Они никогда не будут вам лишний раз возражать, спорить с вами. Одним словом, ссориться они не любят. Такие люди легко приспосабливаются к разным условиям: им одинаково удобно спать и на мягкой перине и на металлической кровати, есть жареную утку или только картофель. Правда, они не очень смелы и решительны, зато находчивы, хотя и не выставляют себя напоказ, а стараются быть «такими как все».
Люди, которые спят на спине, заложив при этом руки за голову, отличаются весёлым нравом. И хотя они прекрасно знают о своих недостатках, тем не менее не спешат исправлять их. Правда, и других людей они воспринимают такими, какие они есть. С такими людьми очень легко общаться и дружить, ведь с ними почти невозможно поссориться.
Теперь, расспросив, кто как спит, вы будете иметь представление о том человеке, мальчике или девочке, с которым вы уже подружились или только собираетесь это сделать.
Доклад «Из мира животных»
(Заранее готовят несколько учеников).
1-й ученик. Сон нужен не только детям и взрослым, но и всем зверям, рыбам и птицам.
Некоторые животные, например, медведи или сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой. Во время долгих месяцев зимней спячки медведи и сурки накапливают энергию для активной жизни, которая начнётся у них с приходом весны.
Многие считают, что белки впадают в зимнюю спячку. Они в самом деле спят зимой гораздо больше, чем в другое время года, но спячкой это всё же назвать нельзя…
2-й ученик. Многие животные спят в весьма причудливых формах. Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы. Львы, панды и медведи любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются как попало.
Похожие анна белочек сони во время зимовки тоже спят на спине, прикрыв при этом животик своим пушистым хвостиком, словно одеялом, и сложив ушки (видимо, чтобы не надуло). На спине спят и морские выдры – каланы. Но не на земле, а лёжа в воде. При этом они обматывают своё тело длинными водорослями, чтобы во время сна течение не унесло их в открытый океан.
3-ученик. Слоны спят стоя или лёжа на животе, упираясь бивнями в землю. Самцы козерогов спят, закинув голову назад. Эта поза позволяет им опереться своими огромными рогами о землю и хоть на время сна избавиться от постоянного бремени.
Большинство птиц спит, сидя на ветке. Фламинго и некоторые другие птицы спят, стоя на одной ноге, засунув голову под крыло, а страусы, сидя, распластав по земле вытянутую вперёд шею.
Некоторые рыбы спят, лёжа на дне или на «матрасе» водорослей.
(Презентация).
Сонники и сновидения.
Ведущий. Спасибо за интересные сообщения. Как видите, сон нужен всем: и людям, и животным. И на протяжении всего времени, пока мы спим, мы видим сны. Некоторые люди спят так крепко, что наутро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для разъяснения сновидений – сонники. (Выставка).
А знаете, откуда. Стало известно, что мы, когда спим, постоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с помощью прибора, который называется электроэнцефалограф (рисунок). Это – прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество маленьких проводков – электродов (человеку при этом ничуть не больно). Другим концом каждый проводочек соединён с устройством, которое принимает сигналы мозга. Рассматривая запись этих сигналов, врач может определить, когда мозг активно работает, когда бездействует. Таким образом, было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.
Видят сны не только люди. Вы можете привести примеры, доказывающие, что животные тоже видят сны? (Ответы детей).
Если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дёргает во сне лапой, издаёт звуки: мяукает или поскуливает. Это означает, что животному снится сон и его мозг во сне продолжает работать.
Подведение итогов
Вопросы:
1. Каково же значение сна для детского организма?
2. Какие правила здорового сна вы запомнили?
3. Что интересного о сне узнали?
4. Объясните значение этих слов и выражений: сон, бессонная ночь, сонник, сновидения, недосыпание, электроэнцефалограф.
Ведущий. Когда мы спим, наши органы продолжают работать. Мы дышим, и лёгкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы, в том числе и сердечная мышца (сердце), отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тканям поступают питательные вещества, накопленные в печени и других органах. Вот почему после ночного сна, если он, конечно, полноценен, мы встаём полные сил и готовы активно приниматься за дела.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа на тему: Моя семья - моё богатство, 4 класс Беседа с учащими начальной школы на тему: Приметы Классный час 3 - 4 класс. Мой друг - книга Тематический классный час по экологии, 3-4 классПохожие статьи:
Классный час 4 класс. Россия – Родина моя
Классный час 4 класс. Культура общения
← Классный час на тему: ЗОЖ, 4 класс | Классный час "Влияние характера на поступки и поведение человека", 1 класс →
Автор: Оксана Ивановна Ченцова
Опубликовано: 2880 дней назад (14 декабря 2016)
Просмотров: 7036
Рубрика: Классный час в начальной школе
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!