Использование ИКТ в воспитательном процессе начальной школы
Использование ИКТ в воспитательном процессе начальной школы – шаг к формированию нового человека
Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество
Роль ИКТ в воспитательном процессе
Использованием ИКТ в воспитательном процессе это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию. Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более действенных подходов к воспитанию и является наиболее эффективным средством воспитания. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного, назидательного способа воспитания к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом воспитательной деятельности. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Цели ИКТ в воспитательном процессе
Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Одними из основных задач для выполнения поставленной цели являются развитие познавательных интересов учащихся посредством внедрения инновационных технологий и гуманизация воспитательного процесса. Эти задачи направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.
Использование ИКТ в воспитательной работе даёт возможность
- Увеличить производительность труда учителя и учащихся; - Автоматизировать информационные процессы;
- Для качественных изменений в структуре воспитательных систем;
- Для формирования информационного общества.
А ещё информационные технологии предоставляют возможность:
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность и доступность.
В век развитых технологий, активности воздействия природных факторов, противоречивости социально - экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Информационные технологии предоставляют возможность:
• рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
• сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
• построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
• вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
• использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
• интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.
Социально-экономические требования:
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании, в воспитательной работе.
Использование ИКТ в воспитательной практике:
"...в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих»
• Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:
• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, тексто-вой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, по-строения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
ИКТ для меня:
Поиск и сбор информации;
Банки данных по различным направлениям воспитательной работы;
Развитие исследовательских способностей детей ( создание проектов); Формирование и развитие классных СМИ;
Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
Развитие классного сайта;
Разработка грамот, дипломов и пр.;
Подготовка бесед, классных часов на воспитательные темы;
Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
Виртуальный музей;
Портфолио школьника;
Игры, конкурсы, викторины;
Обобщение опыта.
Где дети используют ИКТ в воспитательных целях
• Поиск и сбор информации;
• Для исследовательских работ ( создание проектов);
• Подготовка материалов для классных СМИ (газета)
• Подготовка материала для классного сайта. Фотогалерея;
• Виртуальныная энциклопедия;
• Портфолио школьника;
• Копилка игр, конкурсов, викторин;
Достоинства ИКТ
1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспита-тельных мероприятий.
4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повы-шают интерес к мероприятиям.
5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педаго-гическими технологиями.
7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
8. Повышают качество педагогического труда.
9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникацион-ных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Экскурс по воспитательным страничкам
Использование ИКТ в моей работе обусловлено рядом условий:
Материально-техническая база. Школа обладает достаточной материально-технической базой для применения ИКТ, как в учебной, так и в воспитательной работе.
Я подготовлена для использования ИКТ.
В едином ключе внедряю ИКТ как в учебную, так и в воспитательную работу. Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь.
Наличие группы единомышленников – энтузиастов. Всегда есть с кем поделиться своим опытом, у кого перенять опыт.
Воспитательная работа _ это:
• воспитание в процессе обучения;
• традиционные дела;
• каникулярная занятость;
• взаимодействие с родителями;
• профилактическая работа;
• дополнительное образование;
• здоровьесберегающая деятельность;
• ученическое самоуправление.
Воспитательная направленность уроков и всех мероприятий образовательного процесса приобретает первостепенное значение. Теоретический раздел предмета можно при помощи ИКТ представить ярко, образно, зримо. Практический раздел предмета содержит практические задания в различной форме, в том числе и тесты. После окончания урока, при использовании тестов, сразу же можно получить информацию об уровне усвоения материала. У нас уже появляются уроки (в основном на литературном чтении, темы : Басни, Русские народные сказки…), где учащиеся представляют в форме мини – презентаций (2 – 3 слайда) с устным сопровождением воспитательные выводы. Такая работа позволяет вовлечь всех в обсуждение, комментирование, высказывание своего мнение. Применение ИКТ дало толчок для развития проектной деятельности на уроке, что также способствует развитию информационных и коммуникативных компетенций учащихся.
Мой класс живет традициями. Но для поддержания их сегодня требуются или новые формы, или новое содержание, или же новые технологии работы. Поэтому в организацию традиционных воспитательных мероприятий прочно входят информационные технологии. Так, добрая традиция создавать электронный творческий фото-отчет после каждого мероприятия помогает накопить материал к окончанию начальной школы (презентация для родителей и учеников) «С любовью к родной школе». Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда, выполненных с применением компьютера.
Например: во 2 классе в прошлом году с использованием Икт были проведены следующие классные мероприятия:
«Русское наследие» об обычаях русского народа;
«О красоте и мужестве»;
«Урок доброты»;
«Страна вежливых слов»;
«Новогоднее настроение»;
«Книга поможет везде: в учёбе, отдыхе, труде»;
С использованием проводятся уроки Мужества (к Дню подводника, к Дню защитника отечества, к Дню Победы) Например:
«Мы не должны забывать подвиг наших прадедов»
«Войны священные страницы»
«Деревья тоже воевали»
Классные и информационные часы сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учителем при помощи учащимися.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
Организация каникулярной занятости учащихся просто невозможна без ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки различных документов, заканчивая отчётностью по окончании работы и ведением учёта занятости детей. Это различные творческие отчёты наряду с традиционным письменным. А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей разнообразным, интересным и полезным.
Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Вот уже появился электронный журнал. Уже привычным стало анкетирование родителей, информирование жизни школы через печатную и электронную версию классных сообщений, использование электронных презентаций для проведения родительских собраний. С введением в 4 классе нового предмета «ОРКСЭ» в планах уже сейчас предложить родителям и детям создавать семейный журнал «Родительский дом - начало начал», который поможет раскрыть нравственные основы семьи, семейные ценности, историю, занятия, традиции, предполагает дальнейшую работу по изучению своих корней, родословной семьи, а всё это потом поможет подготовить проектную работу, которая нужна будет для оценки знаний по окончанию курса, т. к. семья является одной из трёх ценностей (Семья, Отечество, культура)
Профилактическая работа напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Владея пользовательскими умениями, можно отследить и зафиксировать в форме электронных таблиц различные сведения. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.
При организации здоровьесберегающей деятельности потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед, составлении таблиц, диаграмм при проведении мониторинга физического развития, отслеживания результатов. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.
Дополнительное образование выходит на новый этап развития. Участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, общение по Интернету, электронной почте. Создание творческих работ, оформление выставок из них тоже приобрело новую окраску.
Ученическое самоуправление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование, своевременное информирование о деятельности и результатах работы органов самоуправления – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ. Пытаемся составлять Портфолио ученика . Портфолио рассматривается как визитная карточка, куда помещаются сведения о достижениях и успехах, творческих делах и дальнейших планах. Степень сложности наполняемости портфолио в электронном виде может быть различной и зависит от уровня знаний ученика, умения использовать и применять ИКТ на практике. Ведь именно в портфолио ребята могут помещать фотографии, проекты, фильмы и другие материалы, рассказывающие о себе и о коллективе класса. Использование ИКТ дают возможность для издания печатной и электронной версии классной газеты. Поскольку ребята ещё маленькие, то это только первые пробы. Работая над выпуском, дети учатся брать интервью, писать статьи, искать информацию в сети Internet и т.д. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.
Наиболее заинтересованные ученики умеют при различных видах деятельности:
– работать со звуком;
– работать с фотоааапаратом, видеокамерой;
– составлять презентации (всталять картинки, звук, набирать информацию);
В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации. Ученики становятся способными к принятию решения, проявляют независимость, становятся устойчивыми к групповому давлению. В качестве показателей развития способности к самореализации рассматривается их стремление использовать полученные знания о программных продуктах во внеурочной деятельности, а особенно применительно к самим себе, например, при создании самопрезентаций. Индивидуальность только и может себя выявить при сопоставлении с другим, обнаруживать свою особенность в ходе общей деятельности, когда отличие каждого становится очевидным и когда особенности каждого способствуют общей успешности работы всех. Утвердить себя как человека можно в созидании чего-либо. Утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности и индивидуальные своеобразия каждого. Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, рефлексию.
Создана компьютерная база, где размещается информация о моей внеклассной работе – сценарии, о победителях соревнований и конкурсах. Информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.
Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Использование ИКТ способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. За счёт чего же это происходит? Прежде всего – аудио- и видеоряд помогают воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм – эмоциональное погружение – и лежит в основе новых возможностей. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. А если учесть интерес школьников к компьютерам, то получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито».
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни. В первую очередь, изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе. Школа превратилась из места, где учат, в место, где учатся.
Также меняется и моя роль. Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня имеется возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Internet-ресурсы. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, стали намного проще с помощью ИКТ.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы учителя начальных классов. Использование Интернет-ресурсов при подготовке учителя к Использование ноутбуков на уроках в начальной школе
Автор: Нина Васильевна Пантась
Опубликовано: 2903 дня назад (11 декабря 2016)
Просмотров: 11989
Рубрика: ИКТ
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|
||
|