Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ
Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДОУ
слайд 1 В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
слайд 2
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Как и большинство слов русского языка, «экспериментиро¬вание» является многозначным словом. Оно выступает как ме¬тод обучения, если применяется для передачи детям новых зна¬ний. Оно может рассматриваться как форма организации педа¬гогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И наконец, экспериментирование явля¬ется одним из видов познавательной деятельности детей и взрос¬лых, как это видно из определений, приведенных выше.
Слайд 3
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
слайд 4
Цели экспериментирования - это:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
слайд 5
Задачи:
• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи:
• Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
• Формировать умение делать открытия и выводы;
• Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
• Развивать экспериментальную деятельность;
• Развивать речь детей;
• Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
• Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
• Воспитывать аккуратность в работе.
Слайд 6
Методы, применяемые в экспериментировании, представлены на слайде.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Слайд 7
В нашем детском саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена «мини – лабораториями » , что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру , развития исследовательских умений
Задача мини - лаборатории:
• развитие первичных естественнонаучных представлений,
наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных
операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
• формирование умений комплексно обследовать предмет.
В мини-лаборатории деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции:
экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Предметная среда представлена на слайде 8.
слайд 9
Мы используем три уровня реализации исследовательской деятельности:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения , само решение предстоит ребёнку найти самостоятельно.
2. Педагог ставит проблему , но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно.
3.Постановка проблемы , поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Каждый эксперимент разрабатывается по следующему алгоритму
1.Возникновение проблемы (постановка проблемы ). 2.Выдвижение гипотез ( предложений ). 3.Опыт (практическая деятельность по проверке предположений ). 4.Выводы ( установление связей ).
Слайд 10.
Обучение экспериментированию организованно поэтапно , сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога ,затем они воспроизводят опыты самостоятельно , под наблюдением педагога .
Чтобы активность не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных знаний. Дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности сочетается с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Слайд 11.
Презентация на тему: Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ
Рекомендуем посмотреть:
Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе Развлечение с элементами экспериментирования для детей 5-7 лет Игры - эксперименты с мылом для детей в детском садуУчастник №16 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2017 года
← Сценарий на Рождество в детском саду "Зимние святки". Старшая группа | Тематическое планирование проекта "Звезды и созвездия" →
Автор: Елена Андреевна Матвеева
Опубликовано: 2829 дней назад (3 февраля 2017)
Просмотров: 13098
Рубрика: Без рубрики
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|