Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект внеурочного занятия для младших школьников на тему: Пасха

Конспект занятия "Пасхальный сувенир. Роспись яичной скорлупы воском"
Автор: Комолова Анна Владимировна, педагог дополнительного образования, руководитель студии «Узелковая фантазия» ГБОУ ДО РК «Дворец детского и юношеского творчества», Республика Крым, г. Симферополь.
Данное занятие можно использовать для работы с детьми 8-12 лет на уроках технологии и ИЗО. Сложность реализации заключается в специфике инструментов, материалов и работе с открытым огнем.Для создания соответствующего настроения занятие проводится в выставочном зале учреждения, где оформлена выставка детских работ посвященных Пасхе. Предварительно с этими детьми выполняются крапанки.
Назначение: сувенир к православному празднику Пасха.
Цель: научить выполнять орнамент «Яблонька» в технике роспись яичной скорлупы воском.
Задачи занятия:
Обучающая: познакомить с основными традициями православного праздника Пасха и одной из легенд о яйце, закрепить знания о значении символов и технологии их нанесения на яичную скорлупу;
Развивающая: развивать интерес к познавательной деятельности, развивать творческие способности;
Воспитательная: воспитывать любовь к традициям родного края, активность и самостоятельность в работе.
Информационно-методическое обеспечение, методический и дидактический материал, литература:
- дидактический материал: экспонаты выставки, фотографии.
- наглядность: образец писанки, карточки к игре «Символика писанок»;
- материалы и инструменты: скорлупа яиц (15 штук), писачки и тычки (15 штук), краски пищевые разведенные в банках (2-4 цвета), свечи восковые (5 штук), аромо-лампы с малыми свечами (3 штуки), салфетки бумажные, подставки для яиц, подложка на стол.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети заходят в выставочный зал. Оставляют материалы на подготовленных столах. Собираются перед педагогом.
Педагог: Сегодня мы в преддверии православного праздника Пасха познакомимся с традициями и особенностями этого великого весеннего праздника.
2. Воспитательная беседа.
Педагог: В этот святой праздник солнце переливается всеми красками, и светит очень ярко. В народе это так объясняли: "Солнышко играет на Христово Воскресение". И чтобы полюбоваться этим явлением, многие православные люди не ложились спать в ночь. В Древней Руси жители деревни даже забирались на крыши домов и вершины колоколен, лишь бы взглянуть на "играющее" солнце.
«Красно солнышко, полно ведрышко, Выгляни в окошко! Солнышко, появись, да в прекрасное нарядись!». Именно так напевали люди, в надежде увидеть чудесное явление. Почему в надежде? Да потому что если солнце не выходило из-за густых серых туч, то считалось, что это очень плохой знак и грядущий год сулит многие несчастья. Однако в некоторых губерниях нашей страны восход солнца на Пасху, не связывали ни с какими предсказаниями, а просто определяли урожайность и будущую погоду. То есть если в этот день было чистое небо, то ожидали хорошего лета, а если шел дождь, то должна была уродиться добрая рожь.
Но особенно ждали Пасху старики и юные девушки. Первые расчесывались, и приговаривали, что «сколько у меня седых волос, то столько пусть и внучат будет». А девушки прихорашивались, и румянились поутру, надеясь найти завидного жениха. Они были уверены, что их желание обязательно сбудется, если в утренней молитве к Богу попросить его послать ей жениха. Они молили: «Дай мне Боже жениха пригожего, в сапогах с калошами, да не на корове, а чтоб на лошади.
На нашей выставке представлены работы, которые показывают как готовились к празднику наши предки: вышивали салфетки и рушники, красили и расписывали яйца, пекли пасхальные куличи и делали пасхи. Кулич — это пасхальный хлеб сдобный, сдобренный сладостями, изюмом, орехами. Пасха — это обрядовая еда, которая замешивается на твороге, сахаре, яйцах, масле. Готовится в четырехугольной форме, на стеках которой выделены узоры и буквы, символизирующие праздник Воскресения.
На Руси, со временем разукрашивание яиц на Пасху превратилось в искусство и сложился обычай расписывать памятное яйцо - писанку, которая в каждом районе имела свой характерный узор и окрас обязательно святилась в церкви, а когда яичко преподносилось в подарок, целовались и приговаривали: «Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко».
Почему именно яйцо стало одним из символов этого праздника?
(Ответы детей)
Существует множество легенд и мифов о яйце как символе устройства мира, обновления Жизни и природы. Яйцо – это и символ возрождения природы, жизнь которой была скована морозом, льдом и снегом, как жизнь птенца была скована яичной скорлупой. Таким образом, яйцо служит и символом бессмертия, вечной жизни. Поэтому в могилах, курганах, древних захоронениях находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов: мрамора, глины, дерева, драгоценных камней.
Очень интересен миф о Фениксе. Его представляли в виде птицы величиною с орла, с красным хохлом на голове, с золотыми перьями на шее, с белым хвостом и светло-красными перьями. Прилетает Феникс в Гелиополис («Город Солнца») около времени весеннего равноденствия и там сжигает себя в лучах Солнца, отражающегося от золотого щита на крыше храма.
Когда он превратится в пепел, на месте его смерти является яйцо. Оно немедленно оживляется от того самого жара, который сжег Феникса-отца. Из этого яйца выходит тот же Феникс, но юный, полный жизни, в обновленном сверкающем оперении и улетает, чтобы вернуться снова. Этот миф прекрасно передает идею о преемственности жизни, о ежегодной мнимой смерти и ежегодном воскресении природы в лучах весеннего Солнца.
Поэтому на праздник Пасхи, когда природа возрождается к новой жизни, наполняется новой силой, женщины и девушки расписывают писанки как знак благодарности Богу за сотворение мира, а также стремясь сотворить свой Мир Любви и Справедливости.
3. Рассказ о писанке и символике. Игра
Педагог.: Следует отличать писанки от крашенок. Писанки – это расписанные магическими знаками с помощью воска и красок сырые яйца. На писанках (от слова «писать») как бы «записывается» информация. В еду их не употребляют. Этим писанки отличаются от крашенок. Крашенки – это вареные яйца, покрашенные в один цвет, обычно красный.
Писали писанки женщины и передавали эту традицию своим дочерям и внучкам. Они тем самым оберегали огонь своей семьи, поэтому каждая женщина считалась Берегиней рода. Мальчиков допускали к написанию писанок до 7-8 лет, пока они не проходили посвящение в мужчин.
Чтобы с помощью писанки можно было программировать будущее, каждая женщина использовала свои символы и определенные узоры и слова молитв. Сила этих писанок хранила семью в течении года: защищала от стихий, перетекала в посевы и урожай, обеспечивала здоровье. Причем наибольшее количество писанок писали перед Пасхой, а в течении года только к определенным событиям росписывали отдельные писанки.
Давайте поиграем и вспомним, какие символы, что обозначают. Вы выбитаете на столе карточки с изображением писанок называете основной элемент изображения и определяете к какой группе они относятся:



Если дети не дали правильный ответ, то педагог им помогает.
4. Практическая работа
Педагог: Сегодня мы выполним писанку с узором «Яблонька». Посмотрите на образец и рисунок к нему.

Давайте вспомним, в какой последовательности будем работать.
Дети: (Описывают этапы работы, а педагог их поправляет если необходимо)
1. Протереть скорлупу уксусным раствором.
2. На скорлупу яйца карандашом наносится разметка и узор (дерево).
3. Горячим воском закрыть отверстия в скорлупе.
4. С помощью писачка нанести горячим воском линии, которые остануться белыми
5. Искупать яйцо в желтой краске
6. Нанести воском точки по телу яйца
7. Искупать яйцо в красной краске
8. Нанести воском точки по телу яйца
9. Искупать яйцо в темной краске (синей или зеленой)
10. «Умыть» яйцо от воска. Прогревая скорлупу у огня свечи и растирая воск по телу яйца.
Педагог: Напоминаю, что работать мы будем с горящей свечой и писачком с металлическим наконечником. Поэтому руками не махать, друг друга не отвлекать от работы и столы не толкать, чтоб не обжечься и не ранить друг друга. Помните: яйцо очень хрупкое, пустое и может треснуть от резких движение и при сильном сжатии
Самостоятельная работа детей. Педагог оказывает помощь в случае необходимости.
5. Подведение итогов.
Выставить все работы детей на столе и определить самые аккуратные и яркие. Ошибки отметить и определить, как их избегать в дальнейшей работе.
Педагог: Мы с вами закончили работу. Кто может рассказать, что обозначает узор нашей писанки?
Дети: Узор «Яблонька» оберег для сада. Пожелание богатого урожая.
Педагог: Молодцы, ребята. До новой встречи.

Рекомендуем посмотреть:

Беседа для детей начальной школы на тему: Пасха Внеклассное занятие для детей начальной школы на тему: Пасха Вырезание узоров из бумаги для начинающих Классный час с презентацией в начальной школе "Вербное воскресенье", 2 класс

Похожие статьи:

Сценарий на Пасху для младших школьников, 1 класс

Конкурсы и игры на Пасху для младших школьников

Конспект занятия кружка в начальной школе. Аппликация из бумаги на Пасху

Сценарий на Пасху для школьников, 5 класс

Классный час на тему «Пасха», 2 класс

Новогодние снежинки из пряжи для вязания своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Конспект занятия на осеннюю тему по декоративно-прикладному творчеству для детей 6-9 лет. Осенние листья
Опубликовано: 2854 дня назад (28 января 2017)
Просмотров: 3056
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8
Комментарии (10)
Вaлентина Николаевна Ковальчук # 28 января 2017 в 20:37 +1
Здравствуйте Анна! Взяла в закладки Ваш конспект! Я думаю пригодится! Очень интересно!
Анна Комолова # 29 января 2017 в 05:59 +2
пасибо! Очень рада, что Вам понравилась моя работа.
Альбина Анатольевна Печникова # 29 января 2017 в 13:15 +2
Конспект занятия "Пасхальный сувенир. Роспись яичной скорлупы воском" очень интересный,Аня! Рассказ о писанке и символике,написанный вами,прекрасно вписывается в канву мероприятия. Игра вносит некий азарт в работу!Надо будет обязательно попробовать!Удачи! Голос!
Анна Комолова # 29 января 2017 в 15:26 +3
Спасибо, Альбина Анатольевна, за отзыв. Буду рада если мои материалы Вам помогут в работе.
Ирина Анатольевна Князева # 29 января 2017 в 17:00 0
Альбина Анатольевна! Очень грамотное оформление публикации! Разработанное Вами занятие, увлекательно, много информационного материала, наглядности, красочности. Желаю вам успехов!
Анна Комолова # 29 января 2017 в 19:35 0
Спасибо за отзыв!
Юлия Владимировна Козлова # 30 января 2017 в 15:51 0
Молодцы! ГОЛОС!
Анна Комолова # 31 января 2017 в 06:16 0
Спасибо!
Ольга Сергеевна Дьякова # 4 февраля 2017 в 10:32 0
Спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Анна Комолова # 8 апреля 2017 в 05:25 0
Спасибо за отзыв!