Правовой классный час для учащихся 6-7 класса
Автор: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
Название работы: Дискуссионный клуб «Я – гражданин правового государства»
Описание: В данной работе представлен классный час в форме дискуссионного клуба, посвящённый законам Российской Федерации о правах и обязанностях школьников. Ученикам среднего звена обучения будет интересно это мероприятие, так как оно включает эссе ученицы, размышляющей не только о законах жизнеустройства общества, но и о будущей профессии правоведа. Материал может заинтересовать педагогов, классных руководителей школьного сообщества.
Цель: формирование гражданской позиции школьников посредством знаний о правах и обязанностях детей в РФ
Задачи: 1)воспитывать чёткую жизненную позицию человека-гражданина и уважение к профессии правоведа;
2)сохранять ценность личности в правовом государстве;
3)способствовать расширению познавательной грамотности детей о конституционных правах и обязанностях человека.
Дискуссионный клуб в школе «Я – гражданин правового государства»
Ход мероприятия: Дорогие ребята, сегодня в нашем дискуссионном клубе мы поразмышляем с вами о правах и обязанностях учащихся в нашем государстве. Мне бы хотелось предложить вашему вниманию эссе вашей одноклассницы, мечтающей учиться в институте Управления и права на юридическом факультете.
Эссе о правах человека «Я – гражданин правового государства»
Моя история может показаться обычной, но я думаю, что есть в ней и что-то особенное. Я – гражданин правового государства! Сейчас мне 13 лет, но с момента рождения я уже имею право на гражданство, отчество, имя и фамилию. Да, я считаю себя гражданином правового государства, так как оно помогло мне в сложной жизненной ситуации, в которой я оказалась несколько лет назад. Когда мне было 3 года, нашу семью оставил отец, а вскоре умерла от рака и моя мама. Сейчас меня воспитывает бабушка Безусловно, любой, живущий в обществе, может в семье получать образование и воспитание, имеет право знать своих родителей, получать от них помощь и поддержку.
Именно моя бабушка, двоюродная сестра, социальные службы помогли мне многое понять, они защищали меня от трудностей, с которыми я сама бы никогда не справилась. Сначала я ходила в детский сад, тогда меня считали малолетним ребёнком. Многое я делала неосознанно, наверное, с ошибками. Но всегда точно знала, что мне поможет государство. В 6 лет я пошла в школу. Это тоже моё законное право и моя обязанность - получить образование. В школе есть Устав и свои правила, которые прописаны в Законе об образовании Российской Федерации.
Об этом законе нам говорили на классном часе, познакомили с Уставом ОУ и другими документами по организации образовательного процесса. Я люблю учиться, делаю это с удовольствием. В прошлом году я считалась в классе лучшей по чтению художественной литературы. Наш класс победил в муниципальном конкурсе «Самый читающий класс». Я уже прочла много книг в первом полугодии и мечтаю о "красном формуляре", который выдаёт наш библиотекарь в знак особого читательского интереса к книге и пропаганды чтения в разных формах другим ребятам. Моё конституционное право - вступать в разные кружки и записываться в спортивные секции. Я им воспользовалась и занимаюсь волейболом и лыжами. Бабушка только за, ведь спорт укрепит мой дух. Вспоминается мне бабушка известного поэта М.Ю. Лермонтова, о жизни которого я подготовила много презентаций и проектов. Поэт в детстве часто болел, как и я, он тоже в 2,5 года лишился мамы. Чтобы поправить его здоровье, укрепить дух, Елизавета Арсеньева возила внука на воды, закаляла.
Спорт всегда помогал мне в жизни, но я даже при этом не задумывалась, что занятия по интересам, спортивные состязания - моё конституционное право. А ведь я – часть Российской Федерации, маленькая веточка на огромном дереве «Россия», может даже пока только её зелёный листок. Много таких «листочков» в нашей стране, и они все имеют право на бесплатное образование, хотя получать его могут и на дому, самостоятельно изучая предметы. Всё равно придётся им сдавать экзамен. Я уже говорила о том, что люблю читать, а ведь это право на бесплатное пользование библиотекой тоже закреплено государством.
Моя бабушка не жалеет для меня ничего, а самое ценное для меня - книги. В нашей семье очень много энциклопедий, поэтому я к любому уроку готова на все 100! Если я бываю где-нибудь в другом городе, не могу пройти мимо книжного магазина, обязательно куплю что-то полезное и интересное. Кстати, совершать покупки тоже является моим правом. Если говорить о моих обязанностях, то я их знаю и выполняю. Учительница познакомила весь класс с Уставом школы, где и прописаны наши школьные права и обязанности.
Мы должны соблюдать правила внешнего и внутреннего распорядка нашей школы, как написано в Уставе, хорошо учиться, не портить имущество, быть толерантными во всём, нельзя ставить свои интересы выше других, следует помогать тем, кто слабее и нуждается в твоей защите. Конечно, иногда мальчишки не выполняют всех правил, но совет класса обязан проводить с такими ребятами беседы, вовлекая их в общественную жизнь класса и школы. Очень хорошо, что в нашем ОУ много внимания уделяется спорту и здоровью учеников. Учебная нагрузка, режим занятий - все это определяется Уставом школы. У нас шесть, а иногда семь уроков ежедневно, есть классный час раз в неделю, где мы обсуждаем совместные дела, строим планы на будущее, ведём электронный дневник и имеем страничку на школьном сайте в Интернете. Весело и дружно живём!
Когда я нуждалась в лечении желудка, служба соцзащиты организовала мою поездку в лагерь санаторного типа «Уралочка». Учебные занятия я не прекращала, воспользовавшись правом на бесплатное санаторное лечение. На моё имя открыт счёт в банке, когда мне будет 18 лет, я смогу снять деньги. Наше медицинское обслуживание осуществляет школьный медик и районная больница.
Расписание занятий в школе предусматривает перерыв для питания -20 минут два раза в день. Это тоже обязательное право любого ребёнка-школьника. Кроме того, мы не должны забывать о дисциплине. Я знаю о 156 статье Уголовного Кодекса РФ. В ней говорится о мерах, связанных с жестоким обращением с несовершеннолетними. Ко мне никогда не применяли насилие, да и обстановка в школе доброжелательная, учителя не повышают голос на ребят. Зачем, если всё можно объяснить словами?! В этом году я стала семиклассницей, нам очень нравится учительница, которая является нашей второй мамой. Я всегда знаю, что могу к ней обратиться по любому вопросу, смогу преодолеть любой стресс, улучшить успеваемость во внеурочное время на дополнительных занятиях. Я не отношусь к детям из многодетных семей, но я опекаемая бабушкой, у меня есть законодательные права, о которых я всё знаю: могу ездить бесплатно на транспорте в посёлке, питаться в столовой, иметь обычную и спортивную форму, пока учусь в школе, могу получать стипендию, когда стану студенткой, даже тетради и учебники мне даёт государство бесплатно.
Я знаю свои права и стараюсь выполнять свои обязанности. Много, к сожалению, в нашей стране беспризорных детей, которые живут в семье, но не получают заботы и ласки. Моя бабушка уже старенькая, я знаю, как ей приходится тяжело порой, но никогда в её мыслях не было желания отдать меня в детдом, отказаться от меня, своей внучки. За это я ей очень благодарна. Баба Люба думает не только о том, чтобы меня одеть и обуть, но и старается помочь разобраться в моих мыслях, говорит со мной по душам. Я думаю, она очень беспокоится, как сложится моя жизнь без её поддержки, мне не хочется думать о худшем. Поэтому я стараюсь бабушку не огорчать.
Очень рада, что я имею право высказывать собственное мнение, ведь я - гражданин правового государства, в котором мне предстоит, я уверена, счастливая жизнь. Очень хочу успеть сделать что-то доброе для бабули, поэтому мечтаю поступить в университет Управления и права. Возможно, я придумаю важный закон для стариков, который облегчит их жизнь. Хочу быть полезной своему государству.
Учитель: Ещё философ Ф. Вольтер говорил: «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» А вы, ребята, как думаете, мы должны только пользоваться своими правами? А как быть с обязанностями?
Дискуссия школьников: Безусловно, права надо знать, чтобы в случае чего можно было говорить доказательно, используя свою правовую базу и эрудицию в вопросах законотворчества.
Да, знание закона, как говорили, не освобождает нас от ответственности. Мы должны выполнять свои обязанности и чётко соблюдать все правила школьного Устава. Я хочу быть правоведом,
заниматься в адвокатуре или в суде. Для этого я тщательно изучаю обществознание, историю, английский язык. Знание языков сейчас очень важно! Чтобы отстаивать свои позиции, права с иностранными партнёрами, нужно владеть языком оппонента в совершенстве. Иначе проиграешь!
Согласна, законы нашей жизни следует знать и соблюдать, а профессию выбирать по душе. Если ты лишён дара ораторского искусства, то тебе никакое знание языков и закона не поможет! Необходимо, по-моему, чётко представлять свою цель, планировать будущее и уже в 7 классе выбирать факультативы для углублённых занятий. Мне нравится защищать права граждан, поэтому моя будущая профессия тесным образом будет связана с юриспруденцией.
Учитель: Поддерживаю. «Не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право», - писал Виктор Гюго. Действительно, не следует издавать плохих законов, ведь мы все - обыкновенные люди, поэтому и законы нам нужны понятные и доступные каждому. Вспоминая писателя Бестужева-Марлинского, который считал «плохие законы — худшим видом тирании», хочу поблагодарить вас, ребята. Надеюсь, выбрав профессию по душе, вы создадите стабильные и понятные всем и каждому законы и будете строго выполнять свои обязанности, не нарушая гражданские принципы морали и справедливости. Благодарю Марину за содержательное эссе и всех, кто принял участие в нашей дискуссии. До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в начальной школе на тему: Права детей
Классный час "Права и обязанности школьника", 4 класс