Мастер-класс по развитию речи: сочинение-отзыв по былинам - старинам для детей 3-5 классов
Мастер-класс по развитию речи: сочинение-отзыв по былинам-старинам «Там русский дух, там Русью пахнет…»
Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская областьНазначение: данный урок развития речи предназначен для детей 3-5 классов, материал урока будет полезен учителям русского языка и литературы, а также классным руководителям для проведения внеклассной работы по устному народному творчеству.
Тема: «Там русский дух, там Русью пахнет...»
Цель: формировать у детей правильное отношение к прочитанному, совершенствовать понятие «отзыв».
Задачи:
1.Вовлекать детей в диалог с текстом, продолжить учить детей давать оценку прочитанному, помогать им глубже, отчетливее уяснять идейное содержание и художественные детали.
2.Развивать умение обосновывать свое мнение, обобщать, выделять главное, совершенствовать умение правильно строить простые предложения различных типов, отбирать слова и употреблять их в письменной речи, развивать чувство слова, обогащать речь, повышать уровень начитанности, создавать условия для дифференцированной работы на уроке.
3.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к нашей Родине.
Оборудование: творческие тетради Л.А.Ефросининой (УМК «Начальная школа 21 века»), книжная выставка «Там русский дух, там Русью пахнет…», стенд «Дива былинные», картина В. Васнецова «Богатыри», выставка творческих работ, книжек-самоделок, эпиграф к уроку:
«Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью…» И. Никитин
I. Самоопределение к учебной деятельности. Эмоциональный настрой.
(Звучит запись спокойной народной песни.)
Учитель: (напевно) Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Чтобы был у нас мир да лад и согласие. И велась беседа наша речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтоб участвовали в нашей беседе и внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодиться. А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народом нашим из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей. /Пауза!/
II. Актуализация знаний по прочитанному материалу. Литературный блицтурнир.
- Что за стиль речи я себе позволила? Что напомнила вам такая речь? (Ответы детей).
-Правильно. Мы завершаем изучать тему «Былины», и сейчас я хочу вам предложить литературный блицтурнир. Отвечаем четко, быстро, правильно.
Вопросы блицтурнира:
1.Кто автор картины, которую вы видите? Как она называется? (В.Васнецов «Богатыри»)
2.Каких былинных героев вы видите на этой картине?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.)
3.Почему Алешу Поповича назвали Поповичем? Докажите.
(«На небесах зародился млад-светел месяц, на земле-то у старого соборного Леонтия-попа зародился сын – могучий богатырь; дали имя ему млад Алеша Попович – имечко хорошенькое».)
-Как рос Алеша-богатырь? Ответьте фразеологизмом. ( «Не по дням, а по часам» - быстро.)
4. Каких богатырей помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича вы знаете? (Святогор-Колыван, Вольга, Микула Селянинович, Василий Казимирович, Дунай Иванович, Потанюшка Хроменький, Ставр Годинович, Садко, Василий Буслаев, Данила Ловчанин.)
5.Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы?
(Владимир Красное Солнышко правил в Киев-граде в конце X -начале XI веков.)
6.Назовите отрицательных героев (персонажей) из былин.
(Соловей-разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич, Идолище Поганое, Пелька.)
7.В былинах помимо богатырей-мужчин, есть женщины-богатырши. Кто их назовет?
(Три сестры Микулы Селяниновича: Катерина, Настасья,Василиса.)
8.Кого из женщин освободил из полона Змея Огненного Добрыня Никитич? (Забаву Путятичну.)
9. Назовите имя богатыря, который силой хвастался, а вот сумки пахаря поднять не мог.
(Святогор Колыван)
10.Назовите самого сильного богатыря, который не воевал, а силой обладал огромной?
(Пахарь Микула Селянинович.)
11.На Руси было много странствующих людей. Как их называли? (Странники калики-перехожие.)
12.Сколько же былин дошло до нас? (Более ста с лишним.)
-Молодцы. Ребята, мне приятно, что вы хорошо помните пройденный материал.
III. Работа с выставкой книг.
Перечень книг выставки:
1.Русские сказки. Былины.-Москва.:АДЛ,1993
2.Русские былины и сказки. Добрыня Никитич и Алеша Попович-Москва: «Вагриус», 2004.
3.В. Старостин «Илья Муромец»: богатырские былины.- Москва.: Сов. Россия,1996.
4.Добрыня и змей.: Былина.-Москва,1984.
5.Добрыня Никитич и Алеша Попович: Былина.- Москва,1984.
6.Никита Кожемяка.- Москва 1997.
7. Авдотья Рязаночка.- Москва.: «Детская литература»,1997.
8 Садко. Былинный сказ.- Москва.: «Дет. литература»,1997.
9. Круглов Ю.Г. Былины: книга для внеклассного чтения 5-7 кл.-Москва.:Лросвещение,1985.
10.Илья Муромец.- Москва.: «Дет. литература»,1984.
11. Рассказы о Древней Руси.- Москва.: «Дет. литература»,1992.
12.Былины об Илье Муромце.
Учитель:
-Обратимся к выставке книг. Внимательно рассмотрите книги, представленные на выставке.
Как можно озаглавить нашу выставку книг?
(«Русские богатыри», «Былинные герои», «Герои-богатыри земли русской», «Там русский дух, там Русью пахнет…»)
-Верно, вы правильно думаете. Эти мысли нам пригодятся. Давайте остановимся на одном из этих названий – вот на этом «Там русский дух, там Русью пахнет…». Откуда эта фраза? Почему она записана в кавычках?
(Название темы крепится на доске)
Скажите, к этой выставке, к нашему уроку подойдет этот эпиграф:
«Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью…» И. Никитин
-Почему вы так думаете?
-Какова главная мысль этого четверостишья? (Любовь к Родине)
-Кто обратил внимание на автора этих строк? (Иван Никитин – русский поэт 19 века)
-Какие из книг на нашей выставке вам знакомы?
-Какие книги вы видите впервые? Давайте их озвучим.
Эти книги вы можете прочитать самостоятельно для общего развития.
-Кто из русских богатырей не мог ходить до тридцати лет? Докажите свое утверждение.
Зачитывается сообщение: «По преданиям, Илья Муромец был чудесным образом исцелен старцами. Придя в дом к Илье, когда никого кроме него там не было, попросили принести воды им напиться. Будущий богатырь взмолился, что же они не видят, тридцать лет он лежит, не чувствуя ни ног, ни рук. Но старцы повторили свою просьбу. И после этого Илья принес им воды. В свою очередь старцы велели выпить Илье воду, которая и принесла ему богатырскую силу. Целители наказали Илье Муромцу идти на службу к князю Владимиру, не забыв упомянуть о камне с надписью».
Простившись с родными, богатырь покинул отчий дом.
-Как звали родителей Ильи Муромца? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна)
-На какие дела благословил отец Илью Муромца? Зачитайте в рабочей тетради на странице 32.
(Задание «Проталинки»: Отец благословил Илью на добрые дела: защищать землю русскую, зря крови не лить, помнить о своем крестьянском происхождении.)
/Пауза!/
-А вы, ребята. Помните о моем наказе в начале урока – участвовать в беседе и внимательно слушать, все, что услышите, может вам пригодиться.
Какие добрые дела совершил Илья Муромец?
1. Спас Чернигов от татар.
2. Победил Соловья – разбойника.
3.Избавил народ от Идолища поганого.
-В какой из известных вам книг в течение нескольких былинных рассказов выступает единственный герой – Илья Муромец? Обоснуйте свой ответ.
( Один из обучающихся выходит к выставке и озвучивает содержание сборника, показывает 1-2 иллюстрации.)
-Чья это обработка? Кто художник слова этого сборника?
-Какие из былин есть у нас в учебнике, в хрестоматии? (Илья Муромец и Соловей – разбойник, Первый бой Ильи Муромца.)
-Почему Илью прозвали Муромец? (Он из города Мурома.)
-Кто знает, что означает слово «Муром»?
(Древнегреческое «мур» - стена каменная, защита, надежный оплот.)
-Что означает имя Илья? (Сила, мощь, крепость, камень)
Чтение стихотворения «Богатырь Илья»
Воплощен в былинах старых-
Вот стоит он, как живой,-
Бич врагов в сраженьях ярых-
Богатырь земли родной.
Меч в руках его тяжелый,
А в ногах узорный щит…
На пиру он гость веселый,
В битвах молнией летит.
Хлебосольный, тароватый,
Станом строен и красив,
Силой крепкою богатый,
Но не горд и не спесив.
Кто обижен, обездолен,
Тот найдет опору в нем.
Он, как буйный вихорь волен,
Жизнь и смерть – все нипочем!
Кудри вьются, взор орлиный-
Гость он киевских князей…
Молвят старые былины:
Больше нет богатырей!
Эх, неправда! Сказки лживы,
И не верь баянам ты,-
До сих пор в народе живы
Богатырские черты!
И живет еще доныне
Старый дедушка Илья,
И Алеша, и Добрыня-
Старорусская семья!
В каких словах стихотворения вы услышали богатырские черты?
Силой крепкою богатый, но не горд и не спесив.
В битвах молнией летит.
Кто обижен, обездолен, тот найдет опору в нем.
Жизнь и смерть-все нипочем!( Смелый, бесстрашный, отважный)
Хлебосольный, тароватый . (Щедрый, гостеприимный)
Станом строен и красив…
-Молодцы! Вы правильно рассуждаете. И в былинах, и в стихотворении мы находим подтверждение тому, что об Илье в народе говорят: «Сильный, могучий богатырь Илья Муромец, сын Иванович».
IV. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-отзыв на былинных героев.
Вы, наверное, уже догадались, о ком именно. (Герой наших сочинений – Илья Муромец)
- Кто помнит, что такое отзыв?
Дети: Отзыв – это наше отношение к прочитанному.
V.Обсуждение плана сочинения.
Работа со схемой-опорой: шаги урока – подсказки
Шаги урока
Шаг 1. Где и когда происходили события? Скажите об этом двумя-тремя предложениями.
Подсказки:
Что такое былины?
О ком или о чем в них говорится?
Фольклор
Подвиги героев
Враги народа
боролись
Шаг 2: Как художник слова рассказал об этом?
Подсказки:
1.Главные герои былин…
2.Мне понравился…
3.Внешность
4.Характер
5.Героические подвиги (добрые дела)
Чернигов-град
Соловей-разбойник
Идолище поганое
6.Защитник своего народа (заступник вдов и сирот)
Шаг 3: Главная мысль
Подсказки:
Вот такие…
Никакой враг не страшен, пока…
Отстаивать честь Родины,
Лучше смерть, чем позор и недоверие.
Шаг 4. Отзыв. Напиши свое мнение о прочитанном.
Подсказки:
Я восхищаюсь…
Я хочу быть…
Былины учат нас…
VI. Написание сочинения-отзыва. Самостоятельная работа.
VII.Рефлексия урока.
Зачитывается 3-4 отзыва.
Отзыв к былинам №1
Издавна повелось на Руси складывать былины о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.
Изучив былины, мы познакомились с великими богатырями русской земли – Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Ильей Муромцем, Вольгой Святославовичем. У каждого богатыря свой характер. Совершали они разные поступки, но все они наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием. Илья Муромец ездил не по окольным дорогам, а по непроходимым лесам. Он победил Соловья – разбойника и сделал дорогу свободной.
Добрыня Никитич сражался с крылатым, огненным Змеем и дважды одержал победу над ним, освободил Киев и возвратил свободу княжеской племяннице.
Алеша Попович сразился с Тугариным и победил его.
За мужество, храбрость, ловкость, хитрость народ высоко оценил подвиги защитников Руси. Слава об их добрых делах из уст в уста стала передаваться от поколения к поколению.
Мне очень понравились богатыри за их силу и мудрость. Они сражались с врагами во имя покоя и благополучия Руси-матушки. Богатыри защищали родную землю от всех недругов.
Былины учат нас быть похожими на богатырей, любить свою Родину и совершать добрые поступки.
( Лыкова Анастасия.)
Сочинение-отзыв №2
В далеком прошлом на Руси жили богатыри. Они совершали подвиги. Народ о богатырях сочинял былины. Мне понравились былины о подвигах Ильи Муромца.
В этих былинах Илья Муромец описан сильным, бесстрашным, добрым, умным. Он защищал народ от злых врагов. В былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник» он одолел злого Соловья, который причинял людям вред.
Подвиги Ильи Муромца учат быть сильными, мудрыми, бесстрашными, любить свою Родину. (Емельянова Яна)
Сочинение-отзыв №3
Былины – один из жанров устного народного творчества.
Много можно рассказать о былинах, что прославляли богатырей русских, землю-матушку. Сквозь тяготы и страдания, горе великое пронес народ веру в силу свою и величие. Помогла ему эта вера выжить в самое трудное время.
Мне хочется выразить свое отношение к разным былинным героям. Илья Муромец сын Иванов – один из главных героев былин Киевской Руси. Он народный герой-заступник. Илья – надежен, силен, могуч и мудр.
Добрыня верный и преданный. На любое дело пошли его – не подведет. Он вежливый, образованный, хорошо воспитан. В битве тяжкой победил он Змея Огненного и освободил из полона много людей. Он умен, он не только воин, но и еще музыкант.
Алеша – поповский сын. Самый шустрый, бойкий из богатырей. Глаза у него хитрые, так и сотворил бы какую-нибудь шутку. Алеша – самый молодой богатырь. Он смелый, сообразительный, хитрый, отважный, ловкий.
Вот какие молодцы-богатыри в старину составляли славу и гордость земли русской! Ценил и уважал их князь Владимир Красное Солнышко.
Мне очень понравились былины. Я читал их целыми днями, много узнал для себя. Богатыри – это яркий пример для подражания мальчикам. Я хочу быть похожим на богатырей, совершать добрые поступки и быть полезным Родине! (Белинский Николай)
VIII. Итог урока. Творческое домашнее задание.
Учитель: Что вы думаете о сочинении-отзыве Насти (Яны. Коли…)?
-С чьим мнением согласны (не согласны)? Почему?
Дома напишите отзыв о других героях былин, которые вам понравились кроме Ильи Муромца.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Приём Кластер в начальной школе Использование дифференцированной технологии в начальной школе Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе Как научить бегло читать детей 1-3 классаУчастник №17 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 марта по 15 июня 2015 года
← Экологический театрализованный праздник для 1 - 4 класса. Сценарий | Внеклассное занятие по литературному чтению, 1 - 4 класс →
Автор: Алла Алексеевна Кондратьева
Опубликовано: 3507 дней назад (28 марта 2015)
Просмотров: 15951
Рубрика: Мой открытый урок
|
+39↑ Голосов: 39 |
Комментарии (41)
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|