Урок ИЗО с презентацией на тему: Зима, 5 класс
Конспект урока ИЗО для 5 класса.
Тема: «Кто от зимы не улетает».Описание. Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса может быть полезен учителям ИЗО и технологии. Основу урока составляет творческий коллективный мини - проект. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Базовый УМК: Ломов С.П.
Задачи урока: способствовать расширению представления учащихся о художественном образе в изобразительном искусстве, содействовать изготовлению учащимися декоративной композиции в технике бумажной пластики, содействовать воспитанию интереса к культуре и традициям народов России и мира.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ - камера, презентация, учебник С. П. Ломова (2ч., с. 43 – 45).
Демонстративный материал: изделия декоративно - прикладного искусства.
Раздаточный материал:
- для команды мастеров: тонированный лист (формат А2), белые листы (формат А4), рельефная линейка, клей, ножницы.
- для подмастерья: бумажный конструктор (12 шт.), бумажные салфетки, клей, ножницы.
Планируемые результаты
Предметные:
• воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
• различать изделия декоративно – прикладного искусства;
• моделировать, соблюдая строение, пропорции выбранного персонажа;
• самостоятельно выполнять декоративную композицию с птицами. Метапредметные:
• в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
• умение соблюдать последовательность выполнения изображения;
• умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения.
Личностные:
• проявлять интерес к изучению нового материала;
• уметь слушать товарища и высказывать свое мнение;
• проявлять интерес и уважение к культуре и традициям народов России и мира.
Ход урока.
Мотивационный момент. Звучит композиция с голосами птиц.Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ. Внимание на экран! (слайд 2)
Назвать: 1. представленные промыслы (Хохоломская, Городецкая росписи, Дымковская и Филимоновская игрушки); 2.Что объединяет эти изображения?
УЧЕНИКИ. На изделиях этих промыслов изображены птицы.
УЧИТЕЛЬ ВМЕСТЕ С УЧЕНИКАМИ. Тема урока(слайд 3): «Кто от зимы не улетает». Вы догадались, кого мы будем изображать? Лучше узнать о птицах нам помогут произведения искусства.
Задачи урока (слайд 4):
• проанализировать образ птицы в произведениях искусства;
• собранную информацию поместить в презентацию;
• выполнить коллективную композицию с птицами
Вам знаком промысел? (Слайд 5 Керамика Скопина).Узнаем о нем из учебника с. 43 – 45.
УЧЕНИКИ. Читают и отвечают на вопросы в конце параграфа: 1. Предметы промысла; 2. Отличие от других видов ДПИ; 3. Цвет эмали.
УЧИТЕЛЬ. По одной из версий название города Скопина произошло от птицы Скопы. В некоторых славянских языках слово «скопа» означает просто сокола. Сокола изображают не только в керамике, но и на гербе и флаге города.(Слайд 6 Герб и флаг Скопина).
1 -й УЧЕНИК. Деревянная игрушка благодаря обилию лесов существовала в России почти повсеместно. О том, как появилась первая игрушка, есть предание. Оно гласит: «Жила в селе Богородском (Московская область) крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими». (Слайд 7 Богородская игрушка).
2 -й УЧЕНИК. По преданиям, деревянная птица счастья приносит удачу в дом, изгоняет злых духов, а также оберегает его обитателей от всяческих бед и несчастий. О происхождении этого славянского оберега для дома - архангельской щепной птицы, до нас дошла красивая легенда. Где-то 300 лет назад, в морозную холодную зиму, в одной маленькой деревеньке Архангельской губернии умирал от тяжелой болезни маленький мальчик. И уже никакие отвары и настойки, никакие знахари и лекари ему не могли помочь. И вот однажды вечером, когда отец щепил лучину на короба, мальчик слегка приподнялся и слабым голосом спросил: "Папа, а когда придет весна?"
"Когда птицы прилетят" - отвечал отец."Вот когда прилетят птицы, тогда я и выздоровею" - сказал мальчик и откинулся в беспамятстве. И тут отцу в голову пришла гениальная идея, он решил ускорить приход весны и одним ножом взял и вырезал птичку, расщепил ей крылья и хвостик и подвесил над кроватью ребенка. И случилось чудо! Мальчик пошел на поправку! Он смотрел, как над его головой кружилась дивная деревянная птица, и с каждым днем поправлялся все больше и больше, приводя в изумление всех родных и близких! С тех пор этот оберег для дома люди вешают над колыбелью ребенка и тогда ребенок растет спокойным и здоровым.
Свой рассказ УЧЕНИКИ дополняют показом принесенных поделок.(Слайд 8 Щепная птица)
3-й УЧЕНИК. Птица Феникс известна по многим сказкам, былинам, легендам. Это иносказательный образ, который присутствует в культурах многих народов. Эта птица представляется всегда в красном или золотом оперении, не зря в переводе слово феникс означает пурпурный. По преданиям мифическая птица не питается никакими живыми существами, как остальные ее собраться. Она пьет только росу.
Птица связана, в первую очередь, с культом солнца, возрождением новой жизни и обновлением. В древности она всегда восставала из пепла или сгорала в тот момент, когда рождалась новая жизнь – появлялся птенец. Поэтому Феникс существует только в единичном экземпляре. (Слайд 9 Птица Феникс)
УЧИТЕЛЬ. В русской мифологии Феникса представляет Жар-Птица. О ней можно узнать из русских сказок. Например, из «Сказки об Иване - царевиче, Жар- птице и Сером волке». Рассмотрим иллюстрацию И.Я. Билибина к этой сказке.(Слайд 10 Иллюстрация Билибина) Мы видим ее изображение и на жостовском подносе. Но наша жар-птица не возрождается из пепла и не сгорает в пламени, хотя перья ее – горят тем самым пламенем, не обжигая. Зато – они светятся в темноте.
На какую птицу похожа жар - птица? Она похожа на павлина.
Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду. Образ птицы широко вошел в фольклор практически всех народов мира.
Вспомним, о каких птицах написано в сказках.
4-й УЧЕНИК. Викторина.
1. У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
2. Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
3. Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
4. Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
5. Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
УЧИТЕЛЬ. В каких еще сказках говорится о птицах?
УЧЕНИКИ. В«Сказке о золотом петушке».
УЧИТЕЛЬ. Проанализируем произведение живописи.(Слайд 11 Картина Васнецова) Картина В. М. Васнецова «Песнь радости и печали» (1896 г.). В ней художник обращается к древнеславянской языческой тематике.Ребята, найдите отличие этих сказочных птиц.
УЧЕНИКИ. В центре картины – дерево, на ветвях которого сидят две полуптицы – Алконост и Сирин. Птица Алконост рассчитывает на будущий рай. У нее на лице улыбка, разноцветные крылья, изображенные в светлых тонах. Сирин скована горем. Если Алконост раскрывается, Сирин склоняет голову вниз. Оперение изображено в темных тонах. Скорбь птицы еще более подчеркивается синяками под глазами. Считается, что пение птицы Сирин несет с собой забвение и смерть.
Контраст усиливается задним планом. Птицы сидят на разных ветвях одного дерева. Рядом с птицей Сирин листья почернели и пожухли, их осталось совсем мало.
Вокруг Алконоста листва расцветает пышным цветом, словно радуясь жизни и предстоящему раю.
УЧИТЕЛЬ: Чарующие голоса птиц не могли пройти мимо внимания сочинителей музыки. Существует множество народных песен, академических музыкальных произведений, в которых отражены голоса пернатых.
Птичье пение необыкновенно музыкально: каждый вид птиц поёт свою самобытную мелодию, которая содержит яркие интонации, богатую орнаментику, звучит в определённом ритме, темпе, имеет уникальный тембр, разнообразные динамические оттенки и эмоциональную окраску.
Физическая минутка. (Музыкальная пауза)
УЧИТЕЛЬ.Закроем глаза и послушаем композицию Чайковского из «Детского альбома».
Вы догадались, кого изобразил композитор? (птичку). Какой вы ее представили?
УЧЕНИКИ. Веселой, озорной, шустрой.
УЧИТЕЛЬ.Композиция называется «Песня жаворонка».
Рефлексия.Ребята, как вы считаете, заслужили ли птицы, чтобы их изображали в произведениях искусства? Почему?
УЧЕНИКИ.Они красивы, поют, приносят пользу.
УЧИТЕЛЬ. Кто от зимы не улетает?
УЧЕНИКИ. Называют птиц. (Слайд 12 Зимующие птицы)
УЧИТЕЛЬ. А те, что изображены на произведениях искусства? Ведь мы ими любуемся и зимой.
Закрепление материала
УЧИТЕЛЬ. Коллективный мини – проект. Аппликация «Снегири»
Разделимся на группы: мастера и подмастерья. Каждая группа получает раздаточный материал. Мастера оформляют основу под фон. Подмастерья выполняют птиц из бумажного конструктора.(Слайд 13 и 14 Схемы птиц)
Этапы выполнения поделки птицы:
1. визуальное изучение объекта на слайде;
2. анализ основных форм птицы;
3. выполнение характерного движения в изображении.
Вариант готовой работы
Рефлексия.
УЧИТЕЛЬ. Справились ли мы с поставленными задачами урока?
УЧЕНИКИ. Мы изучили образ птицы в произведениях искусства, поместили собранную информацию в презентацию, выполнили коллективную композицию.
УЧИТЕЛЬ.На уроке мы узнали, что на гербе и флаге города Скопин изображен сокол.
Домашнее задание на выбор:
• выполнить презентацию: «Гербы городов и стран с изображением птиц»;
• нарисовать герб с изображением птицы;
• дать описание одному из гербов.
Презентация на тему: Кто от зимы не улетает
Рекомендуем посмотреть:
План – конспект открытого занятия ИЗО, 5 класс Конспект урока ИЗО. Хохломская роспись Женские образы в русском искусствеПохожие статьи:
Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему «Рождественская открытка»
Участник №57 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Автор: Татьяна Викторовна Кисова
Опубликовано: 2912 дней назад (2 декабря 2016)
Просмотров: 3931
Рубрика: Конспекты уроков для школьников
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!