Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час в 4 классе на тему: Трудовое воспитание

Внеклассное занятие на тему Труд, 4 класс

Конспект классного часа-беседы для 4 класса на тему «Уроки на всю жизнь»

Цели: расширять кругозор; воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться на благо себе и людям.

Ход классного часа

1. Вводная часть.

I. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

- Для чего нужен труд?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без труда нет добра.

Горька порой работа, да хлеб от нее сладок.

Не привыкай к безделью, учись рукоделию.

Делать не заставят, зато и есть не поставят.

- Объясните, как понимаете смысл любой из пословиц.

II. Основная часть.

1. Чтение и обсуждение статьи С. Николаевой «Уроки на всю жизнь».

Уроки на всю жизнь

У многих моих сверстников дедов не было. Точнее, внуки никогда не видели их, погибших на войне, а знали лишь по немногим старым фотографиям да рассказам родных. У меня дед был, и чем старше я становлюсь, тем яснее понимаю, что жизнь моя, да и я сама, наверное, были бы совсем другими, если бы не знала я своего деда, не получила бы в детстве тех его уроков, которые остаются с человеком на всю жизнь. Самые дорогие, самые греющие и любимые мои воспоминания - о доме бабушки и дедушки. Дед не воевал на фронте. Всю жизнь он работал деревенским кузнецом, а в войну руки его были куда как нужны колхозу. Много раз видела я в детстве, как он работал: приносила ему обед в корзинке и ждала у входа в кузню, когда закончит. Раз-два, раз-два - его взмахи и удары по наковальне были так точны, так весомы, казалось, какая-то неведомая сила управляет его сухим, высоким телом. И его работа, и сама кузница представлялись мне, семилетней девчонке, чем-то необыкновенным.

- Дедушка, а сколько раз ты можешь так махать? - спрашивала я.

- А сколько надо, столько и могу.

- А сколько надо? - не унималось мое детское любопытство.

- Так когда как. Вот, к примеру, пройдет уборка, паправят технику на ремонт так и до ночи стучать здесь придется. А в войну, бывало, по суткам вот так-то махал. Посплю часок вон там, на лавке в углу, и опять за работу. Рассказчиком он был отменным. Он рассказывал нам обо всем на свете - о гражданской войне, о боях с белыми, о разных городах и событиях. Так рассказывал, будто сам все это хорошо видел и знал.

Почему мы верили так всем его рассказам, так любили их? Может, потому, что в них раскрывалось то, о чем он сам мечтал, - сожаление, что не участвовал в больших событиях, не воевал, не видел дальних краев. И еще, наверное, потому, что ко всему он чувствовал себя причастным, его волновали события, происходящие в мире. Он был всегда обо всем наслышан, информирован, имел обо всем свое собственное мнение. Как, когда успевал? С рассвета по хозяйству, потом кузница, вечером опять по хозяйству. Известна была жизнь крестьянина. А вот успевал идти мыслью и сердцем за временем. Может, потому, что кузница была как бы центром на колхозном дворе - всякий зайдет обменяться новостями, посудачить, вечно там толпились мужики. А может, и потому, что каждую свободную минуту дед старался почитать. Все на перекур - он за газету.

Я очень гордилась, что к мнению деда прислушиваются особенно внимательно и товарищи его, и соседи. Гак сложилось в селе, что за советом, разъяснением свои, деревенские, часто шли к деду. Возникнет у кого вопрос, затруднение - ему советуют: «Сходи к Кузьмичу, что он скажет?» И наша семья привыкла к тому, что в доме часто бывали люди, засиживались, вели с дедом беседы. Теперь я понимаю, что, по сути, дед был пропагандистом. По складу своему, по потребности души, по убеждению, по какой-то внутренней близости к рабочему классу. Он не был крестьянином в полном смысле, да ведь кузнец и есть сельский рабочий. Может, потому так тянулся к вестям с больших заводов, строек, умел и понимать то, чего не понимали другие деревенские жители.

Особенно больным вопросом для него было отношение людей к своему делу. Об этом он частенько говорил и с нами, детворой. Навеки засели во мне его слова: «Все могу понять и простить, халтуры - никогда». Он терпеливо убеждал нас, легкомысленных и ленящихся своих внуков, что человек, делающий работу кое-как, попросту обманщик. Причем обманывает такой и себя, и других. «Это даже хуже, чем откровенно бездельничать», - говорил дед.

- Вслушайтесь в слова, - призывал он нас. - Добросовестная работа, сделано на совесть. Это значит, что плохая работа сделана человеком с недоброй совестью, то есть плохим человеком!

Давно уже нет моего деда, теперь я предлагаю своим детям вслушаться в слова: добросовестная работа. Подействует ли его урок?

Вопросы для обсуждения:

- Какие «уроки жизни» получила девочка от своего деда?

- Что в ее детской памяти оставило такой яркий и глубокий след из того, что она видела в поведении деда, его отношении ко всему, за что бы он ни взялся?

- Что дедушка считал наиболее важным в отношении человека к делу?

- Можем ли мы с вами утверждать, что «трудом красив человек»?

2. Творческая работа «Кем быть?».

Учащиеся разделяются на три группы.

Каждая группа получает задания:

- придумать к ней эмблему;

- разыграть пантомиму, чтобы другие группы угадали, о чем идет речь.

III. Итог тематической беседы.

Слово учителя.

Много лет назад в Таллине (Эстония) существовал замечательный подростковый клуб «Кодуллинн». С самого начала этот клуб взял на себя работу, до которой, что греха таить, у взрослых порой не доходят руки.

Вооружившись инструментами, школьники ходили по узким улочкам древнего Таллина, реставрировали, убирали дворы, подъезды, отчищали таблички с номерами домов, фонари, ремонтировали окна...

Не стыдились они взять в руки метлу и пройтись с ней по тротуарам города. Прохожие удивлялись: никто вроде бы не объявлял о субботнике, а ребята работают!

А субботников этих становилось все больше и больше, и работающих на них тоже...

Этот пример для нас, думается мне, очень поучителен. Принимая участие именно в таких мероприятиях, вы, ребята, научитесь ценить свой труд и труд других людей.

Юный друг! Добросовестно надо трудиться,

Чтоб страна тобою могла гордиться!

Похожие статьи:

Классный час 4 класс. Культура общения

Классный час в 4 классе. Русский флот

Деловая игра в 4 класса. Права человека

Классные часы в 4 классе

Классный час 4 класс. Научи себя учиться

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!