Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание в подготовительной группе. Игры с родителями

Сценарий родительского собрания в ДОУ на тему «Во что играют наши дети?». Подготовительная группа

Время проведения: III-IV квартал.

Форма проведения: беседа с элементами практикума.

Продолжительность: 1—1,5 часа.

Цели: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях; изучить игры на развитие внимания, личностных качеств ребенка.

План проведения

1. Открытие собрания (игра «Разброс мнений»).

2. Педагогический всеобуч (представление родителями опыта семейного воспитания).

3. Анализ результатов исследования «Незаконченное предложение».

4. Практикум «Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов».

5. Путешествие по выставке игр и игрушек.

6. Самостоятельная работа родителей в микрогруппах.

7. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Эпиграф: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В. Сухомлинский)

Ход мероприятия

1. Подготовительный этан

1. Приготовить для родителей открытки-приглашения с указанием темы собрания (готовят дети с воспитателем).

2. Провести исследование игровых интересов детей и родителей с помощью методики «Незаконченное предложение» (приложение В).

3. Проанализировать результаты методики «Незаконченное предложение». Помощь воспитателю могут оказать члены родительского комитета, которые их анализируют, а один из родителей готовит сообщение об итогах этого небольшого исследования.

4. Провести беседу (индивидуальную работу) с теми родителями, которые могут поделиться опытом семейного воспитания средствами игры.

5. Подобрать книги и игры по теме собрания.

6. Написать к собранию девиз, оформить красочный конверт дружеских вопросов».

7. Оформить памятку для родителей с советами по проведению игр (приложение Г).

II. Организационный этап

1. На мольберте оформлен девиз собрания: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький), в котором выделены цветом ключевые понятия совместной игровой деятельности: «интерес», «удовольствие», «развитие».

2. На столе размещен красочно оформленный «конверт дружеских вопросов».

3. Оформлена выставка книг «Играем с детьми вместе», выставка игр и игрушек.

4. Подготовлены листы с описанием игр, карточки для проведения игры «Разброс мнений».

5. Подготовлен реквизит для игр: кубики, повязки для глаз, спички, различные предметы.

III. Этап педагогического всеобуча

1. Вступительное слово

Председатель родительского комитета открывает родительское собрание, объявляет повестку дня, знакомит с порядком его прошения.

2. Игра «Разброс мнений»

Воспитатель раздает карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить:

• Мой ребенок любит играть...

• Дома мы с детьми играем в игры...

• Эти игры могут научить ребенка...

3. Выступление воспитателя

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные. Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть - значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Совсем исчезли групповые игры — воздух детской жизни старших поколений. Где они - салки, казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости. Все они вместе со считалками, песенками, закличками - величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста.

- Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? Расскажите.

(Родители делятся семейным опытом.)

Игра - дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры.

Обратите внимание на мольберт, на котом помещен девиз нашего собрания. Вы видите следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.

- Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?

(Высказывания родителей.)

Я с вами согласна. Игра - путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры - важное средство самовоспитания.

Для детей игра - это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.

Игра - это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.

Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

Надо помнить, что игра - ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.

В одном эксперименте (игра «Железная дорога») ученые сделали интересные выводы-наблюдения. В первом варианте игры дети были объединены вместе единой целью - пройти «железную дорогу», не нарушая правил, ведь пострадает «машинист» команды. «Железная дорога» словно объединяет детей, создавая для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой. При этом дети сдвигаются поближе, у некоторых появляется непроизвольное движение поддержать, помочь неумелому. Они сопереживают удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»).

А во втором варианте игры «Железная дорога» цель осталась прежняя, но задания выполнял каждый единолично, не зависимо от других детей. Совсем другой результат! Сочувствия как не бывало! Каждый озабочен собственными успехами и ему недосуг подумать о товарище. Дети, хотя и вместе делают общую работу, но не связаны между собой. Вырастает взаимное равнодушие.

И еще одно наблюдение: чем выше у ребенка интеллектуальные умения, тем ниже его способность к сорадованию. Это значит, со- радуются добрые, но глупенькие дети, причем доброта убывает по мере «прибавления ума»(!), а мы так хотим, чтобы наши дети были умными и, конечно, не за счет доброты и сердечности. А вот общая возрастная картина такова: от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту отзывчивость детей к беде другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает. К 10 годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходится! Куда оно исчезает? Скорее всего, это итог изъянов воспитания. Этому и нужно учить. Как? Через игру!

IV. Анализ результатов социологического исследования

Воспитатель. О результатах анализа «Незаконченное предложение» нам сообщит психолог... (Ф.И.О.)

(Особое внимание в выступлении следует уделить проблемам воспитания детей в семье игровыми средствами.)

V. Этап проведения практикума «Обучение родителей правилам организации игр»

Воспитатель. Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность), другие - ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты), третьи - конструкторские навыки (конструктивные игры) и т. д. Сегодня вы познакомитесь с играми развивающего характера, воздействующими непосредственно на психологические качества личности ребенка, в которые вы сможете поиграть со своим ребенком дома. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.

(Ведущий обращает внимание родителей на Памятку с советами по проведению игр (приложение Г).)

Творческая игра так захватывает ребенка, он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетется еле-еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Ни одна мама не разбудит ребеночка толчком, но еще опаснее неосторожным движением будить ребенка, погрузившегося в игру, как в сон. Когда маленький играет на полу, а вы проходите мимо, то вся забота - не встретиться с ним взглядом, потому что и взгляд - вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то легко совершить потом обратное превращение палки в коня.

Заканчиваете игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре - это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

VI. «Конверт дружеских вопросов»

Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.

Примерные вопросы на карточках:

- Можно ли играть с детьми в карты?

- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?

- Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?

И др.

VII. Выставка игр и игрушек

Воспитатель. Итак, мы разобрались в том, как играть с детьми. Давайте теперь совершим «экскурсию» по выставке игрушек ваших детей. Игрушки самые разнообразные! Вот настольные игры, шахматы и шашки, логические головоломки, конструкторы - замечательно! Они предоставляют огромную возможность папе или дедушке организовать интересный досуг Со своим ребенком.

О том, как это делается в семье (фамилия), расскажет папа... (имя, отчество родителя). (Рассказ папы об использовании игры в шашки, шахматы в воспитании и развитии своего сына).

А это миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Вы думаете, что ориентируете ребенка на профессию полицейского? Вы скажете, а как же мы играли игрушечными мечами и саблями? Когда-то сынишка, получив в подарок игрушечный меч, тотчас направился в темную комнату и через несколько минут вышел из нее счастливо улыбаясь: «Он убежал, Бармалей!» Игрушечный меч оказался грозным орудием против страха темноты.

Барби, Синди - куклы ваших дочек. Кто они для них? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, скорее всего, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом. Чем подменяется образ материнства? Вспомните, как были нам дороги малюсенькие куколки, которых мы одевали, баюкали... Мы знали и пели колыбельные песни, а ваши дочки?

(Рассказ мамы о семейном изготовлении народных игрушек - кукол.)

А электронные игрушки? Это ведь вред здоровью наших детей (близорукость, косоглазие, нервные тики...). Нельзя не затронуть также проблему негативного воздействия телевизора, видео, компьютера на психику ребенка. Психологи утверждают, что во время игры ребенок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Компьютер отчасти способен заменить личную жизнь. Где же общение с семьей, со взрослыми, игры со сверстниками?

Хочется познакомить вас с книгой Е. Гельфана, С. Шмакова «От игры к самовоспитанию». Эта книга поможет развить у ребят память, внимание, быстроту реакций, творческие способности и многое другое. С некоторыми играми мы с вами сегодня и познакомимся.

(Работа родителей в микрогруппах. Родителям раздаются листы с описанием игр. Они знакомятся с их содержанием и проигрывают их (приложение Д).)

Выбрать нужную вам игру поможет выставка книг «Играем с детьми вместе».

(Обзор выставки книг.)

VIII. Подведение итогов родительского собрания

В конце встречи мамам и папам вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания.

Воспитатель. И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей - не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Приложение А. Развитие детей в игровой деятельности (Седьмой год жизни)

Как преодолеть неуживчивость ребенка, его отстраненность, неприспособленность к миру людей? По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с малышами теплые, душевные отношения, проявить неподдельный интерес к его проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Воспитателям следует не только уделять особое внимание организации и проведению игр в детском саду, но и проводить разъяснительную работу среди родителей о необходимости их участия в детских играх. Наблюдая за поведением ребенка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций. Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях; демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.

Общие задачи развития ребенка в сюжетной игре

В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников, можно выделить задачи социального и нравственного развития ребенка, а также развития его творчества и воображения. Решение этих задач предполагает тесное взаимодействие детского сада и семьи с учетом психологических особенностей каждого возрастного периода дошкольников.

Задачи социального и нравственного развития детей в игре

1. Знакомить ребенка с основными областями социальной жизни, интересными событиями, поступками людей.

В семье

• Рассказывать о профессиональном мастерстве родственников, о случаях взаимопомощи, взаимовыручки на производстве.

• Знакомить детей со случаями из своей жизни и трудовой деятельности. Обращать особое внимание на то, что труд родителей необходим другим людям.

• По возможности расширять сферу реального общения ребенка с разными людьми в различных ситуациях: в гостях, на отдыхе, в театре, на занятиях, в клубах и т. п.

• Рассказывать, читать о культуре общения, правилах поведения.

В детском саду

• Систематически знакомить ребенка с наиболее значимыми событиями общественной жизни России и других стран.

• При ознакомлении с окружающей действительностью обращать внимание на организацию профессиональной и общественной жизни людей (например, работа основных служб аэропорта, вокзала, больницы, детского сада, школы).

• Устраивать встречи, беседы с сотрудниками детского сада, с родственниками детей, работниками разных сфер.

2. Организовывать совместную игру с детьми.

В семье

• Обыгрывая знакомые ребенку ситуации, создавать новые игровые сюжеты и принимать в них участие (например, игра в волшебного доктора).

• Совместно сочинять словесные игры, придумывать истории со знакомыми и незнакомыми героями.

• Участвуя в игре, уточнять намерения и смысл отдельных поступков ребенка и сообщать о своих.

• Способствовать тому, чтобы ребенок поддерживал и развивал игровую идею других детей и сам предлагал сюжет.

• Использовать праздники, дни рождения детей для проведения игр.

• Систематически участвовать в играх, организуемых в детском саду.

В детском саду

• Помогать развивать, детализировать, наполнять конкретным содержанием заданные темы игры (например, жизнь в джунглях, спасение дельфина и т. д.).

• Учить детей придумывать новые сюжеты, уметь продолжить и развить замысел партнера, использовать известные сказки в качестве материала для совместного придумывания необычных сюжетов.

• Обращать внимание на то, как дети учитывают интересы друг друга, умеют договариваться об изменении сюжета по ходу игры. Учить в случае споров прибегать к жеребьевке, считалкам, очередности.

• При распределении ролей учитывать индивидуальные особенности детей и их реальную позицию в коллективе.

• Вместе с детьми сформулировать правила гуманного отношения к партнерам по игре и следить за их выполнением. Проводить игры, направленные на сплочение детей.

• Практиковать словесные игры, речевое фантазирование.

• Учитывая кругозор детей, обогащать тематику игр (например, выход человека в космос, жизнь на подводной лодке).

• Практиковать совместные игры детей, педагогов и родителей.

3. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности детей.

В семье

• Бережно относиться к игровым замыслам детей, созданным в процессе игры постройкам и т. д.

• Поощрять стремление находить и привлекать партнеров для игр.

• Не критикуя, понимать и принимать игровое поведение ребенка.

В детском саду

• Поощрять стремление развернуть самостоятельную игру, подобрать партнеров, материал для игры.

• Оказывать косвенное влияние на взаимоотношения детей в игре, предоставляя им самим решать возникшие проблемы.

• После игры обсуждать справедливость принятых решений и споров.

• Способствовать созданию и сохранению устойчивых игровых коллективов.

4. Развивать у детей творчество и воображение.

В семье

• Поощрять стремление детей:

а) изображать животных;

б) вводить новые роли в старые сюжеты (например, Карлсон участвует в игре «дочки-матери»);

в) сочинять волшебные истории про самих себя;

г) придумывать приключения героев сказки в современных условиях (например, Колобок в семье, в детском саду);

д) наделять известных персонажей противоположными качествами (например, злая Золушка собирает своих добрых сестер на бал).

• Создавать новые правила игры (например, дети воспитывают родителей, водят их в «родительский» сад, покупают им сладости и игрушки и т. д.).

• Придумывать продолжение известной сказки, изменяя поступки персонажа, наделяя его другим характером.

• Сочинять словесные игры, поощрять игры в «небывальщину», учить подмечать «комическое» в действиях, поступках людей, персонажей сказок.

• Сочинять сказки.

В детском саду

• Поощрять игры-имитации, звукоподражание, умение воспроизводить характерные движения, эмоциональные состояния. Обогащать знакомые сюжеты за счет:

а) введения новых, необычных героев;

б) изменения начала или конца;

в) сочетания реалистичных ситуаций с фантастическими.

• Придумывать игры с новыми сюжетами (например, детский сад - космодром, сюжет игры — подготовка к полету и взлет).

• Для осознания детьми условности игры практиковать «действия наоборот» (например, вещи в доме оживают и начинают жить как люди, а люди превращаются в вещи).

• Создавать игры по измененным правилам (например, все большие предметы называть маленькими, а все маленькие предметы - большими, мягкое называть твердым, черное - белым, Красной Шапочке присвоить поведение волка, а волку - поведение Красной Шапочки и т. д.).

• Практиковать словесные игры, речевое фантазирование.

В. Недоспасова, кандидат психологических наук

Приложение Б. Решение педагогических ситуаций

Цель: проанализировать поведение взрослого и подвести итоги решения ситуации.

Часть I

В каждой из приведенных ниже ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника.

1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. Должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша - начальником, в игру включились и другие дети.

2. Мама моет посуду. Маша (4 года) стоит рядом, наблюдает, а затем обращается к маме: «Я смогу также вымыть посуду. Разреши мне».

3. Нина (5 лет) постоянно обрывала цветы, растущие в ящике на балконе. Мама рассказала об этом воспитателю. Воспитатель обратился к детям: «Тот, кто хорошо дома ухаживает за растениями, получит! в подарок семена красивых цветов». Ребята стали наперебой просить семена, а Нина, опустив голову, молчала. Когда вечером мама пришла за ней, дочь бросилась ей навстречу: «Мамочка, не говори, что я обрывала цветы. Я больше не буду!»

4. Воспитатель старшей группы детского сада попросил одну из мам рассказать о своей работе. Мама пришла в назначенное время празднично одетой, принесла фотографии своих коллег. Она рассказала о своей работе, о том, как они помогают друг другу. Дети с интересом выслушали ее рассказ, с любопытством рассматривали фотографии, задавали много вопросов.

Задание. Определите, каково содержание мотивов поведения до* школьника в каждой из этих ситуаций? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми? (Мотива поведения дошкольников в приведенных примерах вызваны различными причинами. 1. Воспитатель создал условия для нормальных взаимоотношений детей в игре. Дети сумели договориться о своих совместных действиях, подчиняясь общему замыслу игры. 2. Поведение ребенка связано с осознанием им собственного «я». 3. В приведенном примере ребенок осознал свое поведение. 4. Основной мотив поведен детей в этой ситуации - проявление интереса к миру взрослых.)

Часть II

Дети играли в игру «Не замочи ноги». Надо было перейти «болото», используя специальные дощечки, перепрыгивая с одной на другую. Не у всех ребят получалось хорошо. И у Вити тоже. Он всегда был последним, что его очень огорчало. Воспитатель сказал, что этому можно научиться, если очень постараться. Витя дома попросил папу научить его хорошо прыгать.

Задание. Проанализируйте действия воспитателя. (Воспитатель учел развивающееся самосознание ребенка и подсказал ему путь совершенствования своих возможностей.)

Часть III

Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.

Товарищ капитан, - обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?

Саша твердым голосом ответил:

Запрещаю!

Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с друг ими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.

Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре? (В игре «Моряки» формировались такие качества личности, как коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться. Действия педагога были направлены на формирование правильных ролевых отношений, развивающих общение детей.)

Часть IV

Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди. Таня захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала: Я - бабушка.

Витя, не хотевший никого пропускать, спросил:

- Старенькая, да?

- Конечно, бабушки всегда старенькие, - ответила Таня.

- Тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропустить, - рассудительно заметил Витя.

Воспитатель похвалил мальчика:

- Молодец, Витя, хорошо поступил.

Задание. Определите, какие качества личности воспитываются у детей в приведенном примере? Проанализируйте действия воспитателя. (В игре «Магазин» у детей воспитываются чуткость, предупредительность, уважение к старшим. Воспитатель косвенно влиял на игру, вызывая у детей желание поступать правильно.)

Часть V

Перед началом игры, по условию которой надо было разбиться на пары, воспитатель поставил Нину в пару с новой девочкой Аней и шепнул ей, что Аня робеет и надо ей помочь, т. к. она плохо знает игру. Нина встала в пару с Аней и стала старательно выполнять правила игры, показывая новенькой необходимые движения. Воспитатель похвалил Нину. На другой день в играх Аня старалась выполнить игровые действия так же хорошо, как Нина.

Задание. Определите, какие качества личности воспитываются у детей в данной ситуации? Проанализируйте действия воспитателя. (У Нины в игре воспитывались такие качества, как отзывчивость, у Ани — старательность, стремление к общению, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников. Действия воспитателя направлены на создание условий, в которых формировались бы перечисленные качества личности.)

Приложение В. Методика «Незаконченное предложение»

Цель: провести исследование игровых интересов детей и родителей.

Детям предлагается завершить следующие предложения:

• Моя любимая игра — это...

• Дома я люблю играть...

• С папой мы играем в...

• С мамой мы любим играть в...

Приложение Г. Памятка для родителей с советами по проведению игр

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре. ;

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение гуда новых, развивающих и обучающих элементов - должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное - это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра - дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».

Приложение Д. Игры с детьми

Игры на внимание

«Выполни в темноте»

Условие игры: играющий в течение 1-3 мин. должен посмотреть на содержимое стола и запомнить порядок расположения предметов. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берет те предметы, которые называют ему. Можно считать очки за правильно выполненное задание.

«Построй в темноте»

Приготовьте для игры 10-12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты.

Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился. Кто желает поиграть?

«Нарисуй в темноте»

Играющие с закрытыми глазами должны нарисовать в определенной последовательности домик с двумя окнами, дверью, изгородью, Двумя деревьями по обеим сторонам домика и т. д. Задания могут быть разнообразными.

«Не звени тарелками»

Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его будить нельзя. А нужно положить одну на другую 3-4 тарелки. Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шуму.

«Испорченный телефон»

Это игра нашего детства. Играющие делятся на две команды. Ведущий вручает первому игроку каждой команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу первые игроки прочитывают скороговорку и шепотом передают рядом стоящему, тот - своему соседу и так до конца. Команда, которая передала скороговорку быстрее и правильнее, выигрывает.

Игры на раскрытие личностных возможностей ребенка

«Из какой песни?»

Игра строиться по принципу телевизионной игры «Угадай мелодию». Здесь также можно присуждать очки за правильно угаданную песню.

«Пять спичек - десятью пальцами»

Играющие берут по пять спичек, очищенные от серы. Их нужно поднять со стола одну за другой, уперев концы в пальцы обеих рук: первую спичку - двумя большими пальцами, вторую - указательными, третью, четвертую и пятую - средними, безымянными и мизинцами, не роняя ни одной спички. Кто первый, тот и победил.

Приложение Е. Прием «Выбери дистанцию»

Ведущий объявляет символом обсуждаемой темы встречи с родителями детскую настольно-печатную игру и ставит ее в центр аудитории. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Каждый из родителей одной фразой должен объяснить выбранное им расстояние.

Примерные высказывания родителей: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».

Комментарий. Данный метод подходит для прояснения ситуации в группе родителей; дает возможность высказаться по теме встречи тем родителям, которые не всегда могут (или им не всегда удается) выразить словами свое отношение к чему-либо. Важно помнить, что некоторые родители могут рассматривать этот метод, как детскую забаву.

Приложение Ж. Литература

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.

Бочарова Н.И., Тихонова ОТ. Организация досуга в семье. М., 2001-

Гельфан Е.М., С.А. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., 1971

Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1992.

Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М., 1995.

Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1995.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.,1996.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.,1996. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.,1997.

Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности. // Ребенок в детском саду. 2001. № 4.

Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, 11.Я. Михайленко. М., 1987.

Похожие статьи:

Родительское собрание в подготовительной группе «Скоро в школу». Начало года

Праздник «Семейные традиции» в старшей группе. Сценарий

Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду

Родительское собрание в подготовительной группе. Гиперактивный ребёнок

Родительское собрание в подготовительной группе. Толерантность

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!