Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в старшей группе. Труд взрослых

Занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе по ФГОС. Тема «Труд "мужской" и "женский"»

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к труду взрослых.

Задачи:

— формировать первоначальные представления о специфике труда мужчин и женщин;

— способствовать проявлению интереса к общественной значимости результатов труда людей разного пола;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: настольно-печатные игры «Куклы идут работать», «Что перепутал художник?»; иллюстрации с изображением «мужского» и «женского» труда, людей в форменной одежде (пограничник, полицейский, врач, строитель, продавец, артист); предметы, игрушки или картинки к той или иной профессии; мяч; диктофон.

* * *

Воспитатель. Ребята, в нашем детском саду решили выпустить газету о труде взрослых для выставки «Человек славен трудом». Воспитанникам средней группы нужно рассказать в этой газете о труде родителей, подготовительной группы — о труде работников детского сада, а нам — о труде мужчин и женщин. Как вы думаете, что можно будет разместить в газете, чтобы ее всем было интересно читать?

Дети. Наши рассказы о разных профессиях мужчин и женщин, стихи, рисунки, игры, картинки, кроссворды, загадки, пословицы.

Воспитатель. Предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о труде мужчин и женщин, и подумать, как интересно и красиво оформить газету. Взрослые люди работают, имеют разные профессии. Какие из них вы знаете?

Дети отвечают.

Почему существует много профессий?

Дети. Потому что много дел нужно делать: строить дома, лечить людей, учить, шить, торговать, готовить и т.д.

Воспитатель. Правильно, ребята, каждая профессия на Земле появилась потому, что она нужна не одному человеку, а многим людям. Много дел нужно сделать, потому и требуются разные профессии. Представьте, что никто не будет работать, что тогда случится?

Дети. Всем будет плохо; некому будет учить детей, лечить их, если заболеют; нечего будет кушать и т.д.

Воспитатель. Работать можно по-разному. Когда люди добросовестно и хорошо относятся к своему делу, они радуют. О таких людях говорят: «Мастер своего дела, у него золотые руки». Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети. «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Долог день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело — гуляй смело», «Всякое дело мастера боится».

Воспитатель. Попробуйте отгадать загадки о разных профессиях.

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро.

Сам раскрашен он пестро.    (Маляр.)

 

Кто у постели больного сидит

И как лечиться всем говорит?

Кто болен — он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять.    (Доктор.)

 

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Ароматные котлеты,

Салаты, винегреты...    (Повар.)

 

С огнем бороться мы должны —

Работники мы смелые.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?    (Пожарные.)

Ребята, а как вы догадались, о каких профессиях говорится загадках?

Дети. В каждой загадке говорится о том, что человек делает.

Воспитатель. Правильно, ребята, о профессии человека можно догадаться, если знаешь, что он делает. Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Что перепутал художник?»

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены люди разных профессий, занимающиеся не своей деятельностью, например: повар строит дом, медсестра продает овощи в магазине. Дети отвечают на вопросы: «Что перепутал художник? Почему?»

Воспитатель показывает детям картинки с изображением людей в форменной одежде (пограничник, полицейский, врач, строитель, продавец, артист).

Воспитатель. Ребята, а можно догадаться о том, какая профессия у этих людей?

Дети называют профессии изображенных на картинках людей.

Как вы догадались?

Дети. По специальной одежде, которую они носят.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, которая поможет вспомнить о том, какую одежду носят люди разных профессий и зачем она им нужна.

Игра «Куклы идут работать»

Используются картонные куклы, на которые можно надевать различную одежду (из картона). Куклам дают имена и отчества. Педагог на столе раскладывает предметы одежды. Дети подбирают одежду и головной убор так, чтобы получились комплекты форменной одежды для людей различных профессий. Каждый ребенок должен прокомментировать свои действия (например: «Василий Петрович надевает на работу желтый комбинезон и каску. Он строитель. Эта одежда защищает его»; «Ольга Ивановна надевает на работу белый медицинский халат и шапочку. Она врач. Эта одежда помогает соблюдать чистоту, по белому халату сразу узнаешь, что это врач»; «Александр Иванович надевает для выступления красивый костюм. Он циркач. Эта одежда украшает его»).

Воспитатель. Но специальную одежду, по которой можно догадаться о том, какой профессией занимается человек, носят не все. Предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что люди разных профессий во время работы пользуются разными предметами и инструментами.

Игра «Угадай мою профессию»

С помощью считалки выбирают водящего — ребенка, который будет загадывать загадку. Он произносит текст.

На златом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Водящий отбирает реальные предметы, игрушки или картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?» Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, которые выполняет ее представитель.

Воспитатель. Как еще можно догадаться о профессии человека, вы узнаете, если послушаете рассказ В.А. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом».

«В детский сад пришли двое новеньких — Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю: "Где работает твоя мама?"

— А ты не догадался? — удивился Коля. — От нее пахнет лекарствами. Моя мама — врач. Если заболеет человек — мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?

— А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама — пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.

— И врач? — удивленно спросил Коля.

— И врач не сможет, — с гордостью сказал Толя».

Как же еще можно догадаться о профессии человека?

Дети высказывают предположения.

Послушайте об этом стихотворение, которое прочитает Аня.

Аня читает стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

Ребята, есть профессии, которыми занимаются и мужчины и женщины. Чтобы вспомнить эти профессии, предлагаю поиграть в игру.

Игра «Назови мамину профессию»

Воспитатель. Ребята, я буду бросать вам мяч и называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы будете бросать мяч мне и называть эти же профессии в женском роде. Например: повар — повариха, певец — певица, художник — художница, учитель — учительница, спортсмен — спортсменка, портной — портниха, продавец — продавщица, актер — актриса, официант — официантка и т.д.

Воспитатель. Ребята, а есть такие профессии, которыми чаще занимаются мужчины (женщины)?

По предложению воспитателя дети раскладывают на фланелеграфе картинки на две группы: слева — с изображением «мужского» труда, справа — с изображением «женского» труда.

Ребята, почему мужчины чаще бывают военными, пожарными, сталеварами, моряками, спасателями?

Дети. Они сильные, смелые, решительные.

Воспитатель. Ребята, вы правильно заметили, что мужчины выполняют ту работу, которая требует силы, выносливости, твердости, выдержки, решительности. К настоящей мужской работе мальчикам нужно готовиться с детства. Как это лучше делать?

Дети. Заниматься гимнастикой, закаливанием, спортом.

Воспитатель. Ребята, почему женщины чаще работают ткачихами, доярками, медсестрами, нянями, воспитательницами?

Дети. Они добрые, заботливые.

Воспитатель. Правильно, ребята, женщины выбирают занятия, требующие заботы, терпения, усердия, аккуратности, доброты, кропотливости. Чему нужно учиться девочкам с детства, чтобы подготовиться к настоящей женской работе?

Дети. Учиться играть с детьми, успокаивать расстроенного человека, испуганного малыша, учить разные песни, стихи.

Воспитатель. Ребята, а почему в нашем детском саду работает так много женщин?

Дети. Потому что они ласковые, добрые, аккуратные, внимательные, заботливые.

Воспитатель. Почему шофером, электриком, дворником в нашем детском саду работают мужчины?

Дети. Потому что они ловкие, смелые, сильные.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой мы узнаем, кем работают ваши родители.

Игра «Назови мамину (папину) профессию»

Воспитатель бросает мяч ребенку, а тот возвращает его и называете мамину (папину) профессию.

Воспитатель. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? Подумайте и расскажите, а я ваши рассказы запишу, и мы поместим их в газету.

Дети рассказывают.

Скажите, над чем вам нужно еще поработать, чтобы стать настоящими мастерами своего дела?

Дети высказывают предположения.

Ребята, давайте все вместе подумаем о том, что можно поместить в нашу газету, чтобы она получилась интересной.

Дети. Наши рассказы о мужских и женских профессиях, о том, кем мы будем работать, когда вырастем, картинки, загадки, пословицы, описание игр.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все хорошо придумали. Думаю, что наша газета для выставки получится замечательной и интересной.

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!