Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе

Конспект урока русского языка в 5 классе "Путешествие по стране имен существительных"
Автор: Матросова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ "КСОШ", п. Сплавной, Красноярский край
Описание: представляю конспект урока "Путешествие по стране имен существительных" Данная разработка поможет в игровой форме обобщить знания по теме "Имя существительное".
Тип проекта: цикл уроков, основанных на системно-деятельностном подходе.
Цели:
- изучить правописание собственных имен существительных; суффиксов – чик-, - щик-, -ек-, - ик-; имен существительных на – мя; не с существительными; безударных окончаний и проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова;
- развивать навык применения новых знаний на практике;
- прививать любовь к русскому языку;
Предварительная подготовка:
Весь класс делится на группы по 3 человека (команды). В каждой группе выбирают капитана (он будет печатать). Посредством сетевого взаимодействия на компьютерах учащихся отображается интерактивная flesh-анимация «Путешествие по стране имен существительных», отражающая продвижение команд по карте страны. Результаты работы школьников в виде сводной таблицы и диаграммы, продвижения команд выводятся на серверный компьютер учителя и на экран.
Оборудование: 7 компьютеров (с локальным подключением).
Ход проекта
Учитель: Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по стране под названием «Существительное». Этой страны вы не найдете на географической карте. Путешествуют по этой стране на поезде знаний. Я думаю, что ваши знания по теме «Имя существительное» помогут преодолеть препятствия, которые встретятся во время поездки. Мы с вами повторим и закрепим то, что узнали при изучении этой темы.
Ваша задача: пройти все станции. Как только вы выполняете задание одной из станций, вы отправляете его мне по интернету. Станция считается пройденной, если команда справится с заданием. Победит команда, которая быстрее и правильно выполнит все задания.
I этап.
Первая станция: «Имена собственные и нарицательные».
Учащиеся по средствам электронных ресурсов "Единая образовательная коллекция ЦОР" изучают правила.
Уточняют некоторые вопросы у учителя посредством программы Skype.
Выполняют задания по группам, работая с материалом расположенным учителем в локальной сети.
Задание 1. Подберите подходящие по смыслу слова, выбрав их из взятых в скобки.
Город, птица, теплоход. ( «Орел», Орел, орел.)
Журнал, яркий. (Огонек, «Огонек».)
Телевизор, спортивный. («Рекорд, рекорд.)
Коренной, комфортабельный. (Москвич, «Москвич».)
Яркая, бальзам. («Звезда», звезда.)
Задание 2. Выделите имена собственные.
У каждого народа, у каждой страны и края есть своя главная большая река. У Египта – Нил, у жителей северной Америки – Миссисипи, в Индии – Ганг. Судьба России связана с Волгой. Волга – самая большая река в Европе, питающая Каспийское море.
Задание 3. Распределите имена собственные и нарицательные по двум колонкам.
(З, з)евс, (С, с) обака, (Г, г)оголь, (К, к)лубника, (И, и)рина, (П,п)ариж, (С,с)ербия, (Р,р)ека, (О, о)бь, (У,у)лица имени (П,п)артизанов.
II этап.
Вторая станция: «НЕ с существительными».
Учащиеся по средствам электронных ресурсов "Единая образовательная коллекция ЦОР" изучают правила.
Уточняют некоторые вопросы у учителя по средствам программы Skype.
Выполняют задания по группам, работая с материалом расположенным учителем в локальной сети.
Задание 1. Выберите правильный ответ из выпадающего списка.
Отнюдь (не) избранник; далеко(не)друг; (не)решительность; (не)годование; (не)забудки; (не) озеро, а река; приятная (не)ожиданность; (не) удача помогла, а тренировка; (не) избежность поражения; (не) ветер; (не) зависимость; (не)взгоды; (не) торопливость;(не) ручей, а озеро; (не)счастье; (не) овраг, а возвышенность.
III этап.
Третья станция: «Существительные на –МЯ».
Учащиеся по средствам электронных ресурсов "Единая образовательная коллекция ЦОР" и образовательного диска «русский язык 5 класс» изучают правила.
Уточняют некоторые вопросы у учителя по средствам программы Skype.
Выполняют задания по группам, работая с материалом расположенным учителем в локальной сети.
Задание: Просклоняйте существительные и впишите их в интерактивное поле: ТЕМЯ, БРЕМЯ, ВЫМЯ.
IV этап.
Четвертая станция: Правописание суффиксов – чик-, -щик-, -ек-, -ик-.
Учащиеся посредством электронных ресурсов "Единая образовательная коллекция ЦОР" изучают правила.
Уточняют некоторые вопросы у учителя по средствам программы Skype.
Выполняют задания по группам, работая с материалом, расположенным учителем в локальной сети.
Задание 1 . Вставьте в слова пропущенные буквы из выпадающего списка, обозначая орфограмму.
а) Достав..ик, гарпун..ик, развед..ик , груз..ик, барабан..ик, перебеж..ик. зенит..ик, доклад..ик, свар..ик, рассказ..ик, халтур..ик, стекол..ик, совет..ик.
б) Зайч..к, фонар..к, словар..к, молоточ..к, ножич..к, краеш..к, камеш..к. платоч..к, шар..к, чайнич..к, ребеноч..к, внуч..к, халат..к, веноч..к, ковр..к, кармаш..к, стол..к, совоч..к, учебнич..к, рот..к.
Задание 2. Образуйте с помощью суффиксов –чик-, -щик- от данных слов имена существительные со значением лица и впишите их в интерактивное поле к подходящей картинке.
Экскаватор
Арматура
Гардероб
Разгрузить
Подносить
Брошюровать
Фрезеровать
Проходить
Прокат
Копировальный
Разносить
Паркет
Смазать
V этап.
Пятая станция: «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова».
Учащиеся посредством электронных ресурсов "Единая образовательная коллекция ЦОР" изучают правила.
Уточняют некоторые вопросы у учителя посредством программы Skype.
Выполняют задания по группам, работая с материалом расположенным учителем в локальной сети.
Задание: Вставьте пропущенные буквы, подберите и запишите проверочные слова, где это возможно.
М..л..ко, пох..л..дание, к..лонна, зв..зда, ..рбуз, с..ление, разд..валка, в..зание, м..литва, сл..стена, кн..жка, тр..ва, б..лезнь, загр..знение, уб..вление, б..нзин, тр..па, п..ртрет, подм..стерье, к..кос.
VI этап:
Шестая станция: Правописание безударных окончаний имен существительных.
Учащиеся посредством электронных ресурсов "Единая образовательная коллекция ЦОР" изучают правила.
Уточняют некоторые вопросы у учителя по средствам программы Skype.
Выполняют задания по группам, работая с материалом, расположенным учителем в локальной сети.
Задание: Е или И ?
Для дочер.., на сидень..., по алле.., при варк.., около пустын.., по ветк.., в пустын..., для матер.., на зеркальц.., в блокнот.., по программ.., о трагеди..., на крыш.., о друг.., от стуж.., о геро.., о солом…
Станция седьмая: « Произношение имен существительных».
Задание: Над каждым словом правильно поставить ударение.
Каталог, намерение, шоферы, дремота, опека, документ, квартал, щавель, свекла, форзац, столяр, феномен, обеспечение, торты, жалюзи.
VII этап.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Учащиеся заполняют таблицу по средствам сервиса WEB 2.0. на Wiki – странице учащиеся от лица группы заполняют соответствующую колонку и комментируют результаты работы других групп в разделе «Комментарии».
Таблица.
Задание: Приведите на изученное правило 3 своих примера слов.
Правописание собственных имен существительных.
Правописание суффиксов – чик-, - щик-.
Правописание суффиксов-ек-,-ик-.
Правописание имен существительных на – мя.
Правописание не с существительными.
Правописание безударных окончаний.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по удивительной Стране имен существительных. Надеюсь, вы вспомнили многое об этой части речи, и ваша следующая встреча с ней не будет таить для вас никаких трудностей.

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока русского языка для 6 класса. Словосочетание. Предложение

Похожие статьи:

Конспект урока письма в 5 классе по теме «Имя существительное»

Сценарий классного часа-игры в 5 классе. День именинника | Конспект урока игры по литературе в 6 классе. Пушкин
Опубликовано: 691 день назад (18 января 2015)
Просмотров: 2185
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Любовь Сергеевна Резанова # 18 января 2015 в 17:57 0
Юлия Сергеевна, браво!Замечательный современный урок русского языка! Мой голос!
Юлия Сергеевна Матросова # 18 января 2015 в 18:47 +1
Спасибо большое, Любовь Сергеевна! Вам успехов в работе и процветания!