Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока письма в 5 классе по теме «Имя существительное»

Автор: Мачульская Анна Сергеевна, учитель письма и чтения КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Омская область, Муромцево

Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект урока письма в 5 классе коррекционной  школы - интернат VIII вида по теме «Имя существительное». Данный материал можно использовать как обобщающий после изучения темы «Имя существительное».

Конспект урока письма по теме «Имя существительное»

Цель: обобщить и закрепить знания детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, число имен существительных, одушевленные и неодушевленные имена существительные, род имен существительных.

Задачи:

Образовательные: формировать умения применять на практике знания о грамматических признаках имени существительного  как части речи, развивать устную и письменную речь учащихся.

Развивающие:

1.     Развивать аккуратность, грамотность при письме.

2.     Расширять активный словарь.

3.     Развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.  сигнальные карточки, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дорогие мои,  ребятишки,

Давайте возьмем в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать-

Знанья свои совершенствовать.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам немного попутешествовать. Но прежде чем мы отправимся в наше путешествие , давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

2. Проверка  домашнего задания. Оценивание

3. Основная часть урока.

- введение в тему, сообщение темы и целей занятия.

- С давних времен существует такая страна под названием Речь. В ней много островов и городов. Одна из таких стран нам с вами уже знакома  это страна- «Имя существительное». По этой стране мы и будем сегодня с вами путешествовать. Встречаясь с именами существительными, мы с вами повторим и закрепим все то, что мы уже знаем об этой части речи. На каждом острове нас будут ждать различные испытания. Прежде чем мы отправимся в путешествие , давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

- Ребята, в ходе нашего путешествия нам с вами встретится новое словарное слово-остров.

- словарная работа

- Как вы понимаете значение этого слова?

- А сейчас прочитаем, что же обозначает слово остров по cловарю С.Ожегова.

Остров- участок суши, со всех сторон омываемый водой.

- Сколько слогов в слове остров?

- Поставим ударение, какой слог ударный?

- Запишем слово в словарик, выделяя орфограммы.

- Назовите орфограмму, которую мы должны запомнить. (Непроверяемая гласная о во втором слоге)

- Назовите орфограмму, которую мы можем проверить? (Парная согласная на конце -в, проверяем- острова)

- Молодцы! Перед нашим путешествием мы должны провести небольшую разминку. Она необходима для того, чтобы узнать, готовы ли вы к трудностям. На слайде вам будут предложены загадки, если вы будете правильно называть отгадки, то на доске одна за одной будут открываться начальные буквы отгадок и мы узнаем, что за слово зашифровано на доске.

1. В школу шли детишки,

Несли в портфелях           (книжки)

2. Ты , Сережа, молодец

Похвалил меня         (отец)

3. Я была в гостях у Вали,

Мы в альбомах      (рисовали)

4. Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный (арбуз)

5. На лесной опушке стояли две подружки

Платьица белены,

Шапочки зелены. (Березы)

6. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

- Какое слово у нас получилось?

КОРАБЛЬ

- Итак, путешествовать мы будем на корабле. Отправляемся в путешествие.

- Вот мы с вами и прибыли  в страну существительных и начинаем наше путешествие с самого главного острова, который символизирует основное значение имени существительного, его смысл – остров существительного.

- Вспомним, что обозначают имена существительные, на какие вопросы они отвечают? Внимательно посмотрите на слайд, Там вы видите слова, из этих слов вам нужно выбрать все имена существительные.

Повар, варить, тетрадь, цветок, цвести, старушка, облако, молодой, играть, книга, арбуз, веселый, солнце, медведь.

- Молодцы! Справились с этим заданием. А сейчас подумайте и скажите, а какие значения имен существительных существуют в речи? Что они могут обозначать? (явления природы, чувства, посуду)

- И следующее наше задание «Допиши словечко». Вам нужно записать в каждую группу существительных еще по пару слов.

Явления природы- мороз,…

Профессии-повар, …

Мебель- диван, ююю

Животные- собака,…

Транспорт- машина, …

- Молодцы! И с этим задание вы справились.  Продолжаем наше путешествие. И на пути у нас остров собственных и нарицательных имен  существительных.

- Как вы думаете, почему они так называются?  Жители этой страны приготовили задание «Найди пару»

Город                                  Красная

Жеребенок                           Огонек

Мальчик                                Орел

Площадь                               Слава

Улица                                   А.С. Пушкин

Писатель                               Школьная

- Молодцы, двигаемся дальше. И следующий остров- остров единственного и множественного числа. На этом острове мы с вами немного поиграем и отдохнем.

- динамическая пауза игра «Хлопаем-топаем»

- Я вам зачитываю имена существительные, если оно единственного числа-хлопаем, если множественного- топаем.

Книга, яблоки, бабушка, березы, розы, стол, цветы, гриб, покупки, картины, альбомы, тетрадь, руки, ботинки, сумка, портфель, бобры.

- Молодцы! Присаживайтесь.

- Наше путешествие подходит к концу. И последний остров, который мы посетим называется – род имен существительных. Вспомним, какого рода могут быть имена существительные?

- Какие слова-помощники, вспомогательные слова можно добавить к мужскому роду, женскому, среднему?

-Жители приготовили нам игру «Малиновый, синий, желтый». У вас на столах лежат сигнальные карточки. Я зачитываю вам существительные, а вы поднимаете нужную карточку, объясняя свой выбор.

Корабль, яблоко, поле, болото, мышь, книга, тетрадь, крыльцо, ветер, небо, окно, портфель.

4. Заключительная часть урока.

- С каким словарным словом мы сегодня познакомились?

- Какие задания мы выполняли в ходе нашего путешествия?

- Какие категории имен существительных вы знаете?

- На какой остров вы бы хотели вернуться?

- Сегодня вы показали отличные знания, хорошо поработали на уроке.

5. Оценивание.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Похожие статьи:

Конспект урока швейного дела в 5 классе по теме «Пошив салфетки»

Конспект КВН в 4 классе по теме «Мы и наше здоровье»

Конспект интегрированного урока в 4 классе. Подарки зимы

Комментарии (2)
Наталья Сергеевна Остапенко # 10 января 2016 в 08:49 0
Урок-игра всегда остаётся актуальным и результативным.
Татьяна Владимировна Дыминская # 11 февраля 2016 в 22:51 0
Спасибо за интересный урок, продуманный, экономит время учителя
для подготовки к уроку. Также можно добавить работу с текстом учебника
и работу в группе. Удачи в вашей работе!!!