Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида

Урок русского языка в 9 классе по теме "Раздельное и дефисное написание частиц"
Цели урока:
• Обучающие: познакомить с написанием частиц, закрепить знания о разрядах частиц, продолжать формировать умение дифференцировать смысловые и формообразующие частицы, а также различать оттенки значений частиц
• Коррекционные: коррекция мышления на основе упражнений в классификации, коррекция мышления на основе упражнений анализа-синтеза
• Развивающие: развивать речь за счет обогащения словарного запаса, смыслового построения текста.
• Воспитывающие: способствовать выражать свои чувства
Задачи
• развитие навыков самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;
• развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал для каждого ученика
Ход урока
I.Организационный момент (настрой на работу).
Учитель: - На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.
II. Речевая разминка.
Учитель:- Будем слушать и говорить.
- Послушай и повтори: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, частица, предлог, наречие.
III. Проверка изученного ранее.
1. Фронтальный опрос.
Учитель:- С какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках? (частица)
- Составьте опорный конспект о частице и расскажите, что вы знаете о ней.
- Один человек работает у доски, а остальные оценивают его с помощью сигнальных карточек (сигнальные карточки на столах).
2. Индивидуальные задания на карточках.
Учитель:- Ребята, а сейчас мы проверим, как вы усвоили полученные знания.
- Будем работать по карточкам. Задания у вас на карточках будут различной степени сложности.
КАРТОЧКА 1.
Задание 1. Найдите неверное утверждение.
Частица…
1 выражает различные чувства;
2 служит для образования повелительного и сослагательного наклонения;
3 в предложении является второстепенным членом предложения;
4 не изменяется.

Задание 2. Найди и выдели в тексте формообразующие частицы:
1) Пусть сильнее грянет буря!
3) Да здравствует солнце! Да скроется тьма!
4) «Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!»
5) Разве гром бывает немотою болен? Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел?
6) Куда б ни шел, ни ехал ты, а здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
7) Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, все те же мы…

КАРТОЧКА 2.
Задание 1. Найди верное утверждение «Частица – это….:
а) служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения;
б) самостоятельная часть речи;
в) служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других;
г) служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложения или служит для образования форм слова.

Задание 2. Определите разряды частиц и надпишите соответствующую цифру над частицей.
1 – формообразующая;
2 – указательная;
3 – восклицательная;
4 – сомнения;
5 – отрицательная;
6 – вопросительная;
7 – выделительная;
8 – усилительная;
9 – уточняющая;
Частицы
Бы, это, что за, не, пускай, разве, лишь, именно, даже, вон, едва ли, ни, как, пусть, ведь, как раз, давай.
КАРТОЧКА 3.
Задание 1. Найдите неправильное утверждение
А) Частицы являются служебными словами.
Б) Некоторые частицы служат для образования наклонений глаголов.
В) Частицы изменяются.

Задание 2. Вставь в предложения вместо точек подходящие по смыслу частицы, выбрав из подсказок.
а) Решил … ты эту задачу?
б) … красива твоя улыбка!
в) Это поручение сможешь выполнить … ты.
г) Принеси мне … ту книгу.
д) … мы вернемся вовремя.
е) … мама … поняла меня.
Подсказки: не; ли; только; вон; даже; вряд ли; как.
III. Изучение нового материала.
Учитель:- Ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
- Для того чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, нам нужно выполнить задание.
1. Создание образовательной напряженности (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных ранее в 5–7 классах).
Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи и вписать в таблицу, тем самым решив орфографическую задачу, связанную с темой урока. (Тема урока пока не сообщается). На выполнение задания дается 5 минут.
Учитель:- Ребята распределите слова по группам и впишите их в таблицу. Скобки раскрывайте.
Карточка № 4.
Учитель:
1. Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, раскрыв скобки:
(из)за, (чудо)машина, (мало)помалу, кто(либо), (в)течение часа, (юго)западный, (не) у кого, вовсе (не)веселый; (не) друг, а враг; отнюдь (не) весело.
Раздельно Части речи Через дефис
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Наречие
Предлог
Частица

2. Взаимопроверка, диагностика.
Учитель:- Ребята, поменяйтесь листочками, на проверку дается 2 минуты. В ходе взаимопроверки каждый ученик видит ключ на слайде 2 и с его помощью исправляет допущенные ошибки.
Оцените уровень знаний по следующей шкале: 0 ошибок – “5”, 2 ошибки – “4”, 3– 5 ошибок – “3”, более 5 ошибок.…Поставьте оценку карандашом внизу листа. Верните лист автору.
- Как справилась с заданием Настя?
- Сколько ошибок было у Саши?
- Какую оценку ты поставила Оксане?
Проверьте!
Слайд 2.
Раздельно Части речи Через дефис
не друг, а враг Имя существительное чудо-машина
вовсе не веселый Имя прилагательное юго-западный
отнюдь не весело Наречие мало-помалу
не у кого Местоимение кто-либо
В течение часа Предлог из-за
Частицы
4 Физминутка.
Учитель:- Ребята мы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем.
-Отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:
Вы сегодня не устали?
Сели-встали, сели- встали!
Вам неймётся на уроке?
Так уприте руки в боки!
Поворот туда-сюда!
Не болят ваши бока?
Вы не дёргайтесь, не надо!
Расслаблять нам руки надо!
Никогда не бойтесь сами
Вы подпрыгивать с хлопками!
Ни слова, ни жеста, ни взгляда!
Мы делаем вдох – выдыхаем!
Учитель: - Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.
5. Уточнение образовательного объекта
Учитель: - Какие графы остались незаполненными? Как вы думаете почему?
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.
(Учащиеся предлагают, уточняют тему урока.)
Слайд 5.
Тема урока: “Раздельное и дефисное написание частиц”.
Учитель:- Откройте тетради, запишите тему урока.
6. Работа с учебником.
Учитель:- Будем работать с учебником.
- Ребята, откройте книги на странице ____ познакомьтесь с правилом слитного и дефисного написания частиц. Давайте сделаем вывод.
- Как пишутся частицы же, ли, бы? А частицы –ка, -то?
7. Демонстрация образовательного продукта
Учитель:- Посмотрите на экран. Слайд 6.
Частицы
Раздельно пишутся: бы, ли (ль), же (ж)
Через дефис пишутся: -то, -тка -ка, –с.
IV . Закрепление.
Слайд 7.
Учитель:-Будем выполнять задание на карточке 4.
1. Впишите слова с частицами в карточку № 4, раскройте скобки.
Все (таки), подумал(ли), все(же), пошел(бы), расскажите(ка), тот (же), ну(ка), слушаю (с).
После выполнения задания карточки № 4 сдаются, анализ работы проводится учителем.
2. Объяснительный диктант.
Учитель:- Будем работать у доски «по цепочке».
- Объясните выбор дефиса в каждом из слов, раскройте скобки.
Кое(что), мало(помалу), (в)третьих, наконец(таки), придержи(ка), иссиня(черный), (по)осеннему, где(нибудь), из(за), (по)товарищески, сразу(то) не заметил.
V. Подведение итогов урока.
Учитель:- Ребята, на следующем уроке мы продолжим изучение темы “Раздельное и дефисное написание частиц”. А сейчас ответьте на вопросы. Что вы нового вы узнали на уроке?
Какие частицы пишутся раздельно, какие через дефис?
Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек:
«Я работал хорошо» - зеленая карточка
«Я работал удовлетворительно» - желтая карточка
«Я работал плохо» - красная карточка
VI. Домашнее задание.
Учитель:- Запишите домашнее задание.

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе Конспект урока русского языка для 6 класса. Словосочетание. Предложение
Урок литературы в 7 классе II вида
Опубликовано: 702 дня назад (6 января 2015)
Просмотров: 1039
0
Голосов: 0
Комментарии (1)
Регина Сириновна Сабирзянова # 6 января 2015 в 22:18 +2
Насыщенный, содержательный конспект урока русского языка. Ребята многое узнали, повторили, закрепили.