Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Педагогическая ценность сказок для дошкольников

Разработка для воспитателей ДОУ "Педагогическая ценность сказок".
Автор: Скрипникова Валентина Михайловна
Описание:
- в данной статье рассмотрены теоретико-методическое обоснование педагогического воздействия сказки в процессе воспитания младших дошкольников одним из способов приобщения младших дошкольников к социально значимым ценностям - народной сказке.
Данная статья будет полезна педагогам детского сада, воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родителям, которые заинтересованы в правильном воспитании своих детей.
Цель:
- изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи:
- рассмотреть нравственно-духовные достоинства сказки в воспитание дошкольников;
- раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок.
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)


Волшебная сила сказок известна с давних пор. Издавна родители воспитывали своих детей с помощью сказок.
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В сказке, возможно, все, чего не бывает в жизни. С помощью сказки маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души.
Почитай, пожалуйста, сказку, каждый раз перед сном просит малыш. Просьба ребенка имеет две стороны:
- с одной стороны - это еще одна возможность еще раз услышать любимую историю или сказку, или любимое стихотворение,
- с другой – еще одна возможность оттянуть время, потому что ну уж очень не хочется спать. Сказки обязательно есть в каждом доме, и они читаются детям всех возрастов.
Изучение народной сказки начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок.
Сказки о животных одушевляют детей, наделяют способностью думать детей, говорить и разумно действовать, очеловечивают животный мир. Но необходимо помнить: подбирая сказки для детей, прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка и особенности его психического развития.

Двухлетнему ребенку, Который совсем недавно научился удерживать в памяти свои собственные действия с предметами и воспринимать несложные действия сказочных персонажей, сказки о волшебниках и сказки, о колдунах будут ну совсем уж не непонятны.
Зато, сказки о животных точно понравятся, и ваш малыш с большим увлечением имитировать звуки сказочных персонажей и пытаться воспроизвести их действия.
Очень полезны для маленьких детей такие сказки как:
«Колобок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Котик и Петушок», «Коза-Дереза», «Сорока-белобока» и многие другие, преимущественно народные сказки. Ребенку, слушая эти сказки лучше и легче запомнить сказку, чтобы потом ее воспроизвести в слух.
По мере взросления ребенка в возрасте от двух до пяти лет, это тот период, когда у ребенка развивается воображение, и он начинает фантазировать, тогда уже можно рассказывать волшебные сказки.
Но порой способность к фантазиям иногда вселяет детский страх перед определенными персонажами, такими как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другими. Поэтому родителям не стоит запугивать своих детей волками, ведьмами и другими сказочными существами, чтобы не вызвать психологических проблем в будущем.

Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправлять» «неправильные» черты характера. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки « О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке»,
В сказке нет прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, смысл, который они постепенно воспринимают (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Слушая сказки, дети сочувствуют персонажам, переживают за персонажей, сочувствуют им, у них появляется желание чем-то помочь персонажам и героям сказки.
Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вместе с ним цветные красочные картинки и, комментируя их, сам понимаешь, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Именно и создается это богатство - естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить этот момент - и понадобятся годы специальные методики прочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так легко - достаточно просто читать ребёнку сказки.
Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни.
Плохие и отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Див), и их поведение, и их поступки характеризуют их с плохой стороны. Дети понимают из сказки, что упорной борьбой со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на встречающиеся, на пути препятствия и временные неудачи, что верить надо в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

С помощью сказок, дети легко входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну — Лебедь, в красную шапочку, в Машу, они чувствуют и понимают, что сказки нереальны, но в, то, же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном, сказочном, волшебном.
При чтении сказки или другого произведения необходимо помнить, что нужно обязательно выразительно прочитать, менять интонацию речи, менять мимику лица, потому что дети следят за каждым вашим движением, действием, необходимо, чтобы дети слушали вас затаив дыхание, боясь пошевелиться. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение.
Небольшую сказку, которую вы прочли, и заметили, что она вызвала интерес целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
После прочтения сказки, отрывка можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?)
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Зачастую при чтении сказки или другого произведения детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Большое значение для детей в период чтения имеет показ иллюстраций, это усиливает эффект сказки.
Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но только после чтения.
Иллюстрации к сказка привлекают внимание детей, помогают воспринять услышанное, раскрывают содержание, пробуждают у детей способность сострадать, сочувствовать, порадоваться.
Сказка дает детям уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить.
Дети и сказка – неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.

Рекомендуем посмотреть:

Сказкотерапия для детей с ОВЗ О роли сказок в развитие речи детей старшего дошкольного возраста О роли сказок в воспитании ребенка Педагогическая ценность сказок
Участник №15 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 марта по 15 июля 2017 года
Личный пример родителей в воспитании детей | Сказкотерапия для дошкольников
Опубликовано: 29 дней назад (25 апреля 2017)
Просмотров: 409
Рубрика: Без рубрики
+40
Голосов: 40
Комментарии (41)
Оксана Юрьевна Сотина # 26 апреля 2017 в 11:48 +5
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Замечательная разработка! Сказка -неотъемлемая часть воспитания дошкольника и имеет огромный воспитательный потенциал! Тема очень актуальна - родители все реже и реже читают детям сказки, заменяя их телевизором! Но именно сказки развивают воображение ребенка-дошкольника! Примите голос! smile
Валентина Михайловна Скрипникова # 27 апреля 2017 в 09:35 +3
Огромное спасибо за комментарии!
Анастасия Ивановна Коревина # 27 апреля 2017 в 10:16 +2
Интересная публикация. Голос.
Каргаполова Татьяна Михайловна # 14 мая 2017 в 14:09 +6
Безусловно, сказки имеют в воспитании детей огромное значение. Они развивают многие качества ребёнка, ваш материал имеет огромное воспитательное значение. Чудесные иллюстрации. Голос!
Елена Леонидовна Уточкина # 14 мая 2017 в 14:13 +6
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Отлично подобрана информация о значении сказок для развития ребенка. К сожалению, детям сейчас мало читают дома. Я бы представила этот материал скорее как консультацию для родителей. Возможно, кто-то из мам или пап задумается и прочтет своему малышу сказку. Спасибо и примите голос.
Вера Александровна Павлухина # 14 мая 2017 в 14:38 +3
Замечательный материал. Роль сказок в развитии и воспитании ребенка очень велика. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказок дают детям необходимую опору в жизни, учат отличать плохое от хорошего, развивают фантазию и интеллект.Голос.
Ирина Ивановна Сизоненко # 14 мая 2017 в 15:04 +2
Валентина Михайловна, добрый день! Очень интересный материал! С удовольствием голосую!
Екатерина Владимировна Старкова # 14 мая 2017 в 15:05 +1
ГОЛОС
Нелли Александровна Долженкова # 14 мая 2017 в 15:41 +2
Ваш материал имеет огромное воспитательное значение. Прекрасные иллюстрации. Голос!
Светлана Витальевна Рарич # 14 мая 2017 в 16:11 +2
Спасибо за интересный материал. Примите мой голос +1
Валентина Петровна Чурепкина # 14 мая 2017 в 19:56 +1
Интересно. Голос +11
Елена Афанасьевна Семенова # 14 мая 2017 в 20:34 +4
Валентина Михайловна!! Спасибо за познавательный материал, хорошо преподнесённый и публицистическим языком и иллюстративно оформленный. Желаю дальнейших творческих успехов в работе с детьми)) Голос вам!!
Анна Владимировна Шарова # 14 мая 2017 в 22:03 +4
сказки играют в воспитании детей огромное значение, учат жизненным ценностям на доступном уровне. Спасибо за материал. Желаю успехов.
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 14 мая 2017 в 23:04 +3
Спасибо за приглашение. Очень познавательный и интересный материал. Сказки очень нужны, мы сами воспитаны на них и наши дети тоже должны их знать. Сказки должны жить. Желаю удачи, примите голос!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 14 мая 2017 в 23:48 +1
Голос +15 smile
Татьяна Витальевна Руднева # 15 мая 2017 в 08:41 +4
Уважаемая Валентина Михайловна! Педагогическую ценность сказок трудно переоценить. Их любят все дети, начиная с самого раннего возраста. Они перевоплощаются в сказочных героев, переносятся в мир фантазии и... учатся жизни. Не зря говорят, что сказка ложь, да в ней намёк... Анализируя характер и поведение героя, ребёнок понимает разницу между добром и злом и формирует своё отношение к действительности.
Желаю Вам удачи в конкурсе . Примите мой голос.
Валентина Михайловна Скрипникова # 15 мая 2017 в 08:52 +1
спасибо за столь насыщенный комментарий!
Юлия Вяльцева # 15 мая 2017 в 10:20 +3
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Ваша публикация будет очень полезна молодым родителям для того, чтобы сделать жизнь их ребятишек интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Примите мой голос. Желаю успехов!
Юлия Анатольевна Ерохина # 15 мая 2017 в 15:58 +3
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Очень интересная разработка! Сказка несет огромную воспитательную функцию, вместе со сказочными героями наши детки учатся дружить, любить, помогать ближнему. Начинают понимать что хорошо, а что плохо. Материал данной разработки будет полезен и родителям воспитанников.С удовольствием голосую!
Ирина Борисовна Порхачева # 15 мая 2017 в 18:49 0
Уважаемая Валентина Михайловна! Очень полезная и интересная разработка!Хорошая подборка сказок и иллюстраций!Желаю удачи, примите голос.
Наталья Владимировна Солунина # 15 мая 2017 в 22:09 +1
Познавательный, интересный, в доступной форме изложенный материал. Сказки очень нужны и маленьким и большим детям, а, порой, даже и взрослым. Голосую с удовольствием! Желаю победы в конкурсе!
Александра Евгеньевна Александрова # 15 мая 2017 в 23:18 +1
Да, роль сказок неоценима в педагогическом творчестве. И Вы,Валентина Михайловна. это доказали своей работой. принимайте голос!
Галина Владимировна Козюкова # 16 мая 2017 в 02:47 +1
Сказки любят все, мы не представляем свою жизнь без них,, на их содержании воспитываем в детях многие черты характера. Ваша публикация, Валентина Михайловна, это подтверждает и доказывает на примерах. Голосую и желаю успехов!
Шаламова Инна # 16 мая 2017 в 13:33 +1
Валентина Михайловна, спасибо огромное за приглашение!На родительском собрании обязательно воспользуюсь цитатами из вашей публикации.Спасибо! Все очень доходчиво по существу.
Ирина Сергеевна Бобина # 16 мая 2017 в 15:47 +1
Уважаемая Валентина Михайловна! Спасибо за Ваш труд. Готовый материал для папки -передвижки в группу! Обязательно сделаю!!
Ольга Ивановна Марченко # 17 мая 2017 в 17:28 +3
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Спасибо за прекрасную статью. Действительно, сказки занимают особое место в жизни дошкольника и в своей статье вы прекрасно раскрыли значимость сказок для детей. Примите мой голос!!!
Виктория Павловна Лукшина # 18 мая 2017 в 10:49 +2
Здравствуйте, Валентина Михайловна. Присоединяюсь к мнению коллег- статья замечательная! И очень важно, донести ее суть именно до родителей. Я столкнулась с тем, что большинство из них, при подборе сказок для своих детей не обращают внимание на возраст, считая, что главное- картинки. Родители забывают, что малышам тяжело не то что запомнить, а понять смысл сказки, не подходящей по возрасту. Спасибо Вам, вы все просто и доступно изложили. Голос.
Людмила Викторовна Мурашко # 18 мая 2017 в 15:25 +1
Валентина Михайловна, спасибо за познавательный и интересный материал. Голосую и желаю успехов!
Виктория Николаевна Иващенко # 18 мая 2017 в 16:31 +3
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Публикация интересная. Отлично подобрана информация о значении сказок для развития дошкольников. Спасибо за материал и примите голос.
Шахаризада Аскаровна Ахметова # 19 мая 2017 в 04:44 +2
Добрый день, Валентина Михайловна! Спасибо за приглашение. Материал очень познавательный и для педагогов и для родителей. Сказки всегда учат доброте, любви, радостям жизни. На этих сказках выросло не одно поколение, они действительно бесценны. Вам голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 19 мая 2017 в 10:21 +1
Здравствуйте, Валентина Михайловна!
Большое спасибо за приглашение ознакомится с публикацией"Разработка для воспитателей ДОУ "Педагогическая ценность сказок". Очень понравился предложенный материал. Я бы добавила важность сказок в экологическом воспитании. Голос №29. Удачи! v
Наталья Александровна Цуцерова # 19 мая 2017 в 20:53 +1
Добрый вечер! Спасибо за приглашение на публикацию. Сказка - это волшебство, добро. Детки через сказки узнают о мире, взаимоотношениях. Вами предложен интересный материал. Удачи и творческих успехов.
Людмила Максимовна Гридченко # 20 мая 2017 в 02:34 +1
Сказка была , есть и будет , нам без нее ни куда. Многому учит, раскрывает различные стороны нравственного , морального плана, у нее огромный спектр педагогических ценностей Замечательный материал !
Юлия Анатольевна Сарычева # 21 мая 2017 в 10:44 +1
Здравствуйте Валентина Михайловна! Спасибо за интересную и познавательную статью. Сказки имеют очень важное значение в воспитании и развитии ребёнка.Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой голос.
Светлана Геннадьевна Ботвенко # 21 мая 2017 в 19:16 +1
Сказки- это чудо, это интересно, в сказках всегда зло наказывается,а это важно донести до детского сознания.Сама очень люблю сказки. Голос!
Елена Ивановна Кремень # 21 мая 2017 в 23:02 +1
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Замечательная публикация! Прекрасно раскрыта тема. Удачи и примите голос!
Надежда Алексеевна Борисова # 22 мая 2017 в 08:13 +1
Здравствуйте! Очень актуальная тема в современном мире. Тема раскрыта очень хорошо, можно использовать как консультацию для родителей. Т.к. большинство родителей перестали читать детям сказки, все большее предпочтение отдают гаджетам, да и новые издания книг выходят в обработанном и сокращенном виде. Беру на вооружение.
Елена Николаевна Салихова # 22 мая 2017 в 23:48 0
Согласна с Вами, уважаемая Валентина Михайловна, что сказка очень важна для полноценного развития ребёнка. "Без сказок прожить мы не можем. Нам сказки нужны как друзья!" Вы даёте прекрасные рекомендации для лучшего восприятия и понимания содержания сказки. Они, конечно же, пригодятся. Особенно молодым педагогам. Отдаю голос за Вашу статью!
Елена Фёдоровна Волокитина # Вчера в 16:21 0
Разработка замечательная! Голосую.
Людмила Ивановна Янцен # Вчера в 16:42 0
Валентина Михайловна, интересный материал. Близкий мне по теме, над схожей я недавно закончила работу. Полезно было услышать и Ваше мнение на эту тему))) Голосую!
Светлана Владимировна Силантьева # Вчера в 21:21 0
Валентина Михайловна, спасибо за приглашение. Несомненно,что сказки имеют большое воспитательное значение, они помогают ребенку лучше понимать и воспринимать окружающий мир, учат добру.Желаю Вам творческих успехов!