Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Сказкотерапия для детей с ОВЗ

О роли сказкотерапии для детей с ОВЗ
Автор: Челышева Ирина Васильевна, воспитатель ОКУ "С(К)О школа-интернат VIII вида №5" г. Курска. Данная разработка предназначена для воспитателей коррекционных образовательных учреждений, педагогов начальной школы.
Цель: активизировать в ребенке творческое начало.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
2. Стимулировать творческое самовыражение.
3. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам.
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка.
Виды сказок использующихся в сказкотерапии:
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.
Психологическая сказка- предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.
Художественная сказка- знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.
Диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.
Медитативная сказка- это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии . Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.
Сказкотерапия для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
Использование сказкотерапии в коррекционном образовательном учреждении.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Рекомендуем посмотреть:

Тренинги по сказкам для детей старшего дошкольного возраста Интегрированное занятие по развитию творческих способностей с использованием сказки в старшей группе О роли сказок в развитие речи детей старшего дошкольного возраста О роли сказок в воспитании ребенка
Участник №2 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 марта по 15 июня 2015 года
Внеклассное мероприятие для школьников 1-9 классов. Великая Пасха | Панно с цветами из атласных лент. Мастер-класс с пошаговым фото
Опубликовано: 643 дня назад (5 марта 2015)
Просмотров: 4441
Рубрика: Статьи
+19
Голосов: 19
Комментарии (15)
Наталья Александровна Тихоненко # 5 марта 2015 в 13:05 +3
Интересный материал, действительно важный. Примите мой голос!
Вера Валерьевна Ляпина # 5 марта 2015 в 17:05 +1
Действительно важный для всех и учителей и для воспитателей и для самих родителей. Сказка главное средство воспитания детей, их развития, формирования их воззрения. Хороший материал.ГОЛОС!
Ирина Викторовна Бестик # 5 марта 2015 в 17:33 0
Здравствуйте, Ирина Васильевна! Спасибо за приглашение. С большим удовольствием прочитала ваши рекомендации по использованию сказкотерапии для разных детей. Познавательно, интересно и главное полезно. Согласна, что сказка может многое в воспитании подрастающего человечка. Примите голос.
Татьяна Александровна Суртаева # 5 марта 2015 в 17:46 0
Конечно,голос!Сказка - это волшебство. Я использую сказки и в воспитании своей дочери, и на уроках. Спасибо Вам за интересную информацию!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 5 марта 2015 в 18:47 +1
Ирина Васильевна, очень интересную разработку о роли сказкотерапии для детей с ОВЗ Вы предложили нам. Важные методические рекомендации , которые важно знать педагогам. У сказки без сомнения, имеет большую воспитательную ценность. Ваш материал расширяет возможности сказки, показывает весь спектр в применении сказок для развития творческого воображения, оригинальности мышления, творческого самовыражения ребенка.Беру в свою копилку. Удачи, голос+ 1! joke
Майя Марксовна Жумушева # 5 марта 2015 в 19:24 +1
Добрый вечер, Ирина Васильевна! Голос и только голос. Разработка очень интересная, а главное нужная для педагогов. Спасибо Вам за интересные разработки и всегда буду рада познакомится с другими Вашими работами. Желаю Вам успехов в творчестве, удачи в начинания и главное здоровья.
Марина Викторовна Вицкова # 5 марта 2015 в 21:14 0
Без сказок на не обойтись.голос.удачи.
Любовь Николаевна Крысь # 6 марта 2015 в 00:02 0
Вечер добрый!Хороша, интересная психологическая разработка!!!Примите голос.
Ирина Владимировна Чалова # 6 марта 2015 в 01:33 0
Вы затронули важную тему. Сказка, действительно имеет огромное значение в развитии ребенка. С удовольствием отдаю Вам свой голос!
Надежда Николаевна Кравченко # 6 марта 2015 в 06:12 0
Спасибо за интересный материал!ГОЛОСУЮ!
Виктория Анатольевна Лалаева # 6 марта 2015 в 11:42 +2
Добрый день, Ирина Васильевна! Спасибо за приглашение. Я сама очень люблю сказки. Мы с дочкой моей частенько даже сами их сочиняем, или меняем концовки у уже известных сказок. Я считаю, что это самая плодотворная почва для работы с детьми и не важно с какими именно: с диагнозом или нет, сказки любят все. Примите мой голос. С уважением, Виктория Анатольевна.
Алла Ивановна Ефимова # 7 марта 2015 в 18:48 +1
Добрый вечер, Ирина Васильевна! Разработка очень интересная, а главное нужная для педагогов. Спасибо Вам за интересные разработки и всегда буду рада познакомится с другими Вашими работами. Желаю Вам успехов в творчестве, удачи в начинания и главное здоровья.Голос.
Тамара Александровна Новичкова # 9 марта 2015 в 16:06 +1
Хочется отметить, что, разработка интересная, а главное будет востребована педагогами. Вы даёте важные методические рекомендации, показываете, как важны сказки для развития творческого воображения, мышления, приобретения через сказку новых знаний. Сказки несут в себе большую воспитательную ценность. Голос. +1
Галина Алексеевна Медведева # 16 марта 2015 в 20:09 0
Очень интересно, я думаю, что данная разработка будет востребована. Дальнейших успехов и накопления сертификатов! Отдаю голос.
Дина Андреевна Фомина # 22 мая 2015 в 13:41 0
Вам голос! И спасибо, что поделились информацией! Сказкотерапия правда очень действенный и многофункциональный прием в коррекционном процессе. Не о всех видах сказкотерапии, представленные в статье, я слышала, спасибо за новую информацию.