Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по развитию речи, 2 класс на тему: Весна

Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, 2 класс
Тема урока: В гости к Весне.
Цель:
- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
- применение знаний, умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассовую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:
Образовательные задачи:
- продолжать формировать представление о времени года весна, знакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
- показать связь изучаемых предметов с жизнью;
- обогащать и расширять словарный запас.

Развивающие задачи:
- развивать устную речь через использование опорных слов; составление рассказа;
- наблюдательность через просмотр видеофильма, презентации.
- чувство прекрасного;
- познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- стимулировать интерес к познанию мира живой природы;

Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к предмету;
- бережное отношение к природе .

Формировать коммуникативные умения:
• слушать учителя и одноклассников
• вести диалог
• рефлексия
Оборудование: презентация к уроку, видеофильмы, иллюстрации.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Какой у нас сейчас урок?
- Чем мы занимаемся на уроках окружающего мира? (изучаем природу)
- Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
- Дети
- Чтоб природе другом стать,
Нужно тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать.

Значит мы будем
1. Разгадывать загадки
2. Будем наблюдать
3. Будем узнавать
4. Будем сочинять
2. Психологический настрой.
- Посмотрите, у нас на доске в одном углу светит солнце, а в другом дождевая тучка. На ваших партах лежат лучики солнца и капельки дождя. Какое у вас настроение: радостное, светлое, лучистое или грустное, дождливое. С каким настроением вы начинаете урок - покажите.
Солнце светит и греет, так пусть же сегодня каждый лучик нашего солнышка доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
3. Повторение пройденного.
Игра «Кто внимательный?»
- Сколько времен года?
- Назови самое холодное время года?
- Назови время года, когда желтеют и опадают листья?
- Какое сейчас время года?
- Назови первый весенний месяц?
- Какой сейчас месяц?
- Какой следующий?
- Что выглядывает из-за туч?
- Что делает дождь?
- Что светит на небе?
- Какое солнце весной?

4. Сообщение темы и целей урока.
- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Действительно говорится о весне. После долгой зимы природа оживает, она пробуждается.
-Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие «В гости к Весне». На уроке будем продолжать наблюдать, изучать весенние изменения в природе. Урок у нас необычный, мы будем с вами переноситься в природу и её наблюдать.

Но сначала вспомним весенние месяцы. Назовите первый весенний месяц.

МАРТ – это первый месяц весны.
-Какие изменения произошли в марте?
- Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает капель, природа начинает просыпаться от зимнего сна.

-Какой следующий месяц?
- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, ручьи журчат. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
-Третий весенний месяц?
МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Цветут цветы на полянах, а по оврагам черёмуха цветет. В старину в народе май называли травень.

3. Отчет о погоде.
- Прежде, чем отправиться в гости к Весне, посмотрим, какая погода за окном.
- Что можно сказать о погоде сегодня? Работа по схеме:
Сегодня ___ апреля.
День недели________.
Время года - ________ .
Небо сегодня _______ .(голубое, серое)
На улице___________ (облачно, пасмурно, ясно)
Ветер_________.(дует, нет)
Дождь_______.(идет, нет)
На улице __________(тепло, холодно)

5. Работа по теме урока.
- Итак, отправляемся в путешествие. Первая станция нашего путешествия «Признаки весны».
Задание: пронаблюдать и назвать признаки весны.
Видео «Весенняя песенка»

- Какие признаки наступившей весны вы услышали в музыке, увидели на экране?
- Вы ответили по – разному. Получилось много мнений. Какое главное изменение происходит в природе весной? Какие есть предложения? Давайте попробуем выяснить.
- Почему снег стал таять? (стало теплее)
- Почему прилетают птицы? (стало теплее)
- Почему распускается первые весенний цветы? (стало теплее)
- Почему просыпаются звери? (стало теплее)

Задание: выберите весенние признаки

Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

- Давайте перечислим все признаки, которые остались.

- Да, весной начинает ярче и теплее светить солнце, потому, что к этому времени оно поднимается выше и солнечные лучи попадают прямо на нашу Землю, а чем прямее они будут попадать, тем станет теплее.

2 станция
- Напомните, какой сейчас месяц?
Апрель – середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды». Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В апреле лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются - начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются.
Отправляется дальше наша станция «Ледоход на реке». Видео.
Словарное слово - ледоход.
Тает лёд на реке, тает снег по берегам, отовсюду в речку текут ручьи. И воды становится так много, что река выходит из берегов и затопляет луга, леса. Это называется половодье. На реках происходит быстрый подъём воды.
Правила поведения весной:
Опасно весной близко подходить к речке, к пруду, к любому водоему. Ведь по краям рек еще лежит снег и в любое время он может провалиться.
Так же опасно ходить по льду – он стал тонким и непрочным.

Работа в тетради. Открыли тетради. Записали число, тему. Запись слов: ледоход, половодье.

Физкультминутка «Что бывает весной»
И.п. – дети стоят, слегка наклонив голову вправо к плечу, под щекой сложенные вместе ладошки, глазки закрыты – «спят».
Когда вновь придет весна, «Проснулись»-глазки раскрыть,
Все проснется ото сна. Потянуться, рассмотреть все вокруг.
Апрель, апрель, на дворе капель. Хлопать в ладоши.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Капли звонко так летят. Щелчки пальчиками.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Прыгай этак и вот так! Произвольные легкие прыжки.
На дворе большие лужи - Ходьба с высоко поднятыми коленями
Больше, дети, нету стужи. На месте – «переходят» через лужи.
Мы пойдем гулять, Обычная ходьба на месте.
Солнце красное встречать. Высоко поднять головки, посмотреть на
небо, руки вытянуты вверх.
Веселись вся детвора - Весело прыгать, кружиться, хлопать
Весне, солнышку – ура! в ладоши.

3 станция
А нам пора отправляться дальше в путь. Наша станция называется «Первоцветы».
В апреле в лесу появляются первоцветы, т. к. это первые цветы. Мы переносимся в природу. Пронаблюдайте первые цветы и запомните их названия. Видео «Первоцветы».

Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр.96. Чтение рассказа
- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)
- Для кого распустились цветы?
Весну цветов открывает подснежник и мать-и-мачеха.

Подснежник
Подснежники.
Ранней весной в наших лесах и полях появляются подснежники. Эти изящные белые цветы. Они зацветают, когда тает снег и ласково светит весеннее солнце. У цветка есть и другое название – латинское – «галантус», в переводе значит «молочный цветок». Вероятно, такое название появилось из-за того, что цветы подснежника напоминают капли молока. Два важных условия для успешного цветения подснежников - обилие влаги и хотя бы несколько часов света в весенний период. Чем холоднее погода, тем дольше продолжается цветение подснежников.

Мать - и –мачеха
Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинах золотые монетки. Корзинки жёлтых цветов, ползучее корневище, стебель, покрытый чешуйками, нитевидные корни – вот что представляет собой мать-и-мачеха. Лишь только цветочки отцветают, на их месте возникают небольших размеров белые шарики, напоминающие одуванчики.Этот золотой цветочек растет на солнечных склонах. Настоящие листья на этих растениях появляются только в середине лета, когда цветов у них нет, а сначала это похожие на чешуйки бурые острые листики. Как выдумаете, почему цветок получил название «мать-и-мачеха»? (Предположения детей)
Да, это потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладить ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая мамочка. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновение злой мачехи.

Охрана растений.
- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания. Представьте, если бы все люди сорвут по букету первоцветов. Что может произойти?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?
1. В лесу передвигаться по тропинкам.
2. Букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке.

Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я , и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Задание: раскрасить первоцветы и написать названия.(подснежник и мать –и-мачеха)
-А сейчас подарите наши первоцветы гостям.

4 станция.
- А нам пора отправляться дальше. Посмотрите, мы оказались на станции «Птицы и звери».
- А какие птицы прилетают весной?
- Как называют этих птиц? (Перелётные)
- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач )слайд
- Как в природе называют грача? (Вестник весны)
- А кто же прилетает сразу после грача?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей …(скворец) Слайд

- Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Перелетные птицы: кукушка, ласточка, лебеди, журавли, утки.
- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
-Где птицы строят свои гнёзда?
(Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах. )
- Когда гнёзда готовы, следующая забота птиц отложить яйца и вывести птенцов.

- Ребята, а какую пользу приносят птицы? (Питаясь насекомыми, они помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки, разносят семена растений. Их пение поднимает настроение, делает жизнь лучше.)
-Представьте, что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
(Некому будет защищать сады, леса, парки, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Мы никогда не услышим их чудных песен.)

-Какие изменения в жизни диких животных происходят весной?
В середине зимы, еще в берлоге, у медведицы появляется на свет медвежата. Она кормит их своим молоком. Весной медведица с медвежатами выходит из берлоги. Целый день они бродят по лесу в поисках насекомых и съедобных растений. Не откажутся полакомится и яйцами птиц, и их птенцами. Разворошив муравейник, они поедают муравьев.Хотя зима и кончилась, но жить еще трудно.
У лисицы, ежа, белки, зайца тоже стараются прокормить себя и своих детенышей, уберечь их от холода и врагов. Появлениям детенышей рады все животные. Малыши окружены заботой и лаской.
Весной звери вновь линяют. Теперь они меняют густую и теплую шубу на более мягкую легкую, что бы летом не было жарко. Весной зайцы меняют шкурку с белого на серый. Питаются –почками, молодыми побегами, тонкие веточки, древесная кора, сухая трава.

6. Практическая часть урока
- Мы с вами узнали много об изменениях, происходящих весной. А теперь это обобщим.
Дополни предложение:
1. Весна приходит к нам сразу после_______________.
2. Весенние месяцы:_______________________.
3. Весну можно узнать по таким признакам_____________.
4. Весной распускаются первоцветы____________.
5. К нам возвращаются _________________
6. У животных _____________________ появляются детеныши.

Составление рассказа о весне.
Сейчас мы составим рассказ «Весна» каждому дана картинка, рассмотрите и составьте 2-3 предложения.

7. Подведение итога и рефлексия.
- Что интересного было на уроке?
- Были ли сложности в выполнении каких-то заданий?
8. Домашнее задание Раскрасить раскраски и составить предложения к рисунку

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка, 2 класс Конспект урока музыки для 2 класса на тему "Рождество Христово" Урок математики во 2 классе. Закрепление табличных и внетабличных способов сложения и вычитания Конспект урока по физической культуре, 2 класс

Похожие статьи:

План-конспект урока во 2 классе. Тема: Календарь

Коррекционное занятие по развитию речи для 3 класса. Растения весной | Конспект урока письма и развития речи, 6 класс
Опубликовано: 2886 дней назад (1 июня 2016)
Просмотров: 6871
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!